Как украинцы изобрели свой бюджетный Bloomberg

Два выпускника London Business School борются с глобальными гигантами за лояльность банков, которым поставляют финансовую информацию
Как украинцы изобрели свой бюджетный Bloomberg
Фото IDR

Банкиры и торговцы ценными бумагами с трудом представляют свою жизнь без терминалов Bloomberg Professional и Reuters Eikon: в них  все мировые рынки, алмазные копи информации. Примерно за $2000 в месяц.

Что, если дать им меньше, но на порядок дешевле? Этим вопросом два украинца – Антон Пасечников и Сергей Котляров – задались еще студентами London Business School. Почти два года они работали над продуктом –  терминалом, который назвали, как и совместную компанию, TRData. В 2011 году начались, наконец, продажи – в среднем по $300 в месяц. Теперь компания, один из победителей конкурса стартапов Seedcamp, вплотную подошла к операционной окупаемости, но до возврата первоначальных инвестиций ей пока далеко, как до Луны.

Началось за пивом

Котляров приехал учиться в Лондон из Австралии, где работал по продолжительному контракту. В Британию его перевела компания. По приезду еще до начала учебы он первым делом посетил приемную комиссию London Business School и попросил контакты земляков по странам СНГ. Всех обзвонил, перезнакомились – с Антоном Пасечниковым нашли общий язык с первой минуты. После многих лет работы в банке он приехал в Лондон посмотреть и узнать, как устроен бизнес за пределами финансовой сферы.

«Начинали с идеи и долгих разговоров за пивом, – вспоминает Пасечников. – Помимо TRData было немало других интересных взрывных проектов, но обычно на следующее утро их предполагаемая значимость резко падала».

В связи с финансовым кризисом 2008 г. даже большие банки США и Европы начали экономить. В Украине, России и Восточной Европе открылась новая рыночная ниша  бюджетной финансовой информации. Пасечников помог в нее войти, поскольку обладал знанием рынка. Зато Котляров имел свыше 10 лет опыта разработки сложных продуктов в сжатые сроки в рамках ограниченного бюджета. «Обычно опытный менеджер при постановке задачи рисует треугольник «качество-время-бюджет» и предлагает выбрать два пункта. В нашем случае пришлось выбирать все три – высокое качество в сжатые сроки при ограниченном бюджете», – вспоминает соучредитель TRData.

Архитектора Александра Лозовюка нашли во Львове через его блог о платформе, на которой написана TRData. Ему оплатили переезд в столицу Украины, и известный в масштабах СНГ программист привел с собой в команду еще нескольких сотрудников. В аналитический отдел взяли двух девушек Веру и Аню – теперь их голоса знают многие банкиры в Украине, а Юлю и Вику из отдела маркетинга знают в лицо. «Наша женская половина фактически «сделала» рынок Украины», – полушутя-полусерьезно говорит Котляров.

Как потратить миллион

На запуск бизнеса партнеры потратили около $1 млн. Продали, по их признанию, все, что у них было ценного и вкладывали в бизнес почти все заработки (Антон работает в Лондоне на московский инвестбанк «Ренессанс Капитал», Сергей консультирует IT-проекты). И получили продукт, которым в Киеве активно пользуется сотня клиентов, в том числе финансовые учреждения с известными именами. Например, Dragon Capital, ВТБ Банк, Диамантбанк, Проминвестбанк, Райффайзен Банк Аваль, Ситибанк, страховые компании АХА, «PZU Украина», даже министерство финансов Украины.

В прошлом месяце доход TRData составил чуть более $30 000. Это мало, но и расходы стартапа на данном этапе невелики – около $27 000. Из них примерно половина идет на содержание офисов в Киеве и Лондоне (включая зарплаты) и еще столько же – на покупку данных у бирж, брокеров и агентств новостей.

Партнеры утверждают, что за последние полгода TRData удалось практически утроить доход. Но, чтобы когда-нибудь «отбить» инвестиции, этот темп роста надо еще увеличивать.

Украинская компания с британской пропиской

Компания зарегистрирована в Великобритании – в Украине находится только ее филиал. «Размещение материнской структуры в Лондоне намного упрощает ведение переговоров с биржами и провайдерами данных по всему миру», – рассказывает Пасечников. 

В Украине сосредоточены продажа и разработка, поэтому де-факто основатели все же считают TRData украинской компанией. «В 2009 г. планировали начать бизнес с России. Но потом поняли, что рынок слишком большой, конкуренция очень жесткая – стартапу не выжить», – признается Котляров.

В коллективе всего 12 человек, которые распределены между отделами разработки и технической поддержки (самый многочисленный), сбора и анализа данных, маркетинга и работы с клиентами. Пасечников не жалеет лестных эпитетов в адрес сотрудников: «Все работники – профессионалы своего дела, прошедшие очень тщательный отбор. Мы не можем позволить набирать хороших специалистов – нужны только лучшие».


Коллектив TRData. Слева направо: Юлия Спорыш, Александр Сенькович (разработчик), Виктория Вашукевич (директор по работе с клиентами), Вера Пинькевич (аналитик), Александр Лозовюк, Анна Ромашева (аналитик), Андрей Сенькович (сисадмин)
Фото TRData

Для бережливых

Много ли банков, которые реально не могут позволить себе Bloomberg или Reuters? В TRData признают, что мало, и надеются на нынешнюю склонность финансовых институтов к оптимизации затрат. «Смотрели Reuters DataStream – очень хороший продукт, с огромным охватом рынков, уникальной аналитикой, встроенными инструментами анализа, – Александр Григорчук, заместитель директора департамента риск-менеджмента Проминвестбанка. – Но он в разы дороже TRData, а на улице не 2007 г., и бюджет на информационные услуги получить тяжело. Решили не покупать танк там, где можно обойтись велосипедом».

Еще один козырь украинской компании – в локализации. В Украине насчитывается около 100 терминалов Bloomberg, но локальный рынок в этой системе представлен плохо, а международный интересует далеко не все местные банки. Похожая ситуация с Reuters. «TRData решает для меня задачу мониторинга рынка ценных бумаг, – рассказывает Андрей Коломиец, начальник отдела ценных бумаг и инвестиций департамента казначейства и финансовых рынков Фидобанка. – В одном месте собраны данные бирж в режиме реального времени и внебиржевые котировки участников рынка, лента новостей позволяет оставаться в курсе событий».


Фото TRData

Светлана Русакова, специалист отдела международных продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital, использует TRData для получения оперативной информации о ситуации на украинском межбанке, рынках облигаций и беспоставочных форвардов на гривну. Программа избавляет от необходимости перелопачивать огромное количество сайтов – все данные собраны в одном месте, остается больше времени на принятие решений.

В мире победившего проект-менеджмента и аутсорсинга внесение минимальных изменений в продукт по пожеланию клиента требует тонн бумажной рутины, занимает месяцы и стоит немалых денег. «TRData выбивается из общего тренда, – считает Григорчук. – В компании  готовы выполнять запросы клиента в режиме телефонного звонка или неформального имейла».

Но когда рынок занят глобальными гигантами, даже всего этого недостаточно для нового рывка. «Несмотря на все преимущества, заинтересовать клиента в покупке невероятно сложно, – признает Котляров. – Банкиры – очень занятые люди, им сложно найти время на изучение чего-то нового. Процесс продаж приходится отлаживать как швейцарские часы».

Свободный график и ненормированный отпуск

Несмотря на всю серьезность бизнеса и клиентов, в TRData нет никаких отчеств и обращений на «вы». Менеджмент предпочитает работать без отдельных кабинетов. Котляров уверен: отгораживаясь от команды дверью, директор перестает замечать важные детали – от этого страдает бизнес.

«У нас свободный график, практически ненормированный отпуск, – делится впечатлениями от работы Юлия Спорыш, директор по развитию бизнеса TRData. – Просто предупреждаешь за две недели всю команду, никаких заявлений писать не надо». Руководители говорят, что доверяют сотрудникам, и поэтому все формальности сводят к минимуму. «Ничто не заставит человека эффективно работать, если он сам не заинтересован в общем деле», – уверен Пасечников.

Нагрузки в стартапе большие, а потому не возбраняется даже без повода устраивать небольшие «праздники». Иногда сотрудники за счет компании заказывают пиццу, достают из холодильника пиво и начинается… Как никак, работа творческая.

€50 000 за креативность

В августе европейский стартап-инкубатор Seedcamp выбрал украинскую компанию в числе четырех победителей, которым достанутся инвестиции в размере €50 000. Всего организаторы конкурса обработали несколько тысяч анкет из 65 стран мира. 

Конечно, на фоне потраченного миллиона полученные на Seedcamp деньги не кажутся большими. Но Пасечников и этой сумме рад – она скорее бонус, чем самоцель. Основатели стартапа используют победу на Seedcamp, чтобы привлечь настоящие инвестиции: чтобы развиваться дальше, надо выходить за пределы Украины с ее небольшим финансовым рынком. А в странах с более развитым финансовым сектором конкурировать с лидерами индустрии будет гораздо сложнее, и потенциальные инвесторы это понимают.

Зато, считают партнеры, у них есть уникальное преимущество: кроме них в эту нишу никто не полезет. Не рискнут.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Роль личности в (банковской) истории: на что влияет первое лицо банка?
Кто и как управляет крупнейшими финучреждениями страны
Не как у людей: что в Украине мешает иностранным инвесторам
Одногодовые разрешения на пребывание в стране, невозможность репатриации капитала, плохой английский язык и так далее
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 3
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Artemiy Lysenko
Artemiy Lysenko — 21.09.2012, 15:16

Молодцы ребята, бюджетность, функционал и клиентоориентированность сделают ваш продукт действительно востребованным. Успеха!

Владислав Викторович
Владислав Викторович — 20.09.2012, 15:15

молодцы! Думаю сервис будет востребован т.к. все больше и больше появляется частных инвесторов и просто не больших игроков рынка.

Sergiy Lyashenko
Sergiy Lyashenko — 01.10.2012, 22:37

хотел бы я посмотреть на физика готового заплатить за доступ к информации 300 долл / мес (поделил в столбик 30 тыс дохода на 100 пользователей), да и на "выходящиех на рынок небольших игроков" при том что с рынка уходят старые и матерые Альфа-Капитал и Ренесанс Капитал.

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов