Заточенные под Россию: украинская промышленность лишается рынков сбыта

А россиянам, в свою очередь, придется искать новых поставщиков сырья и комплектующих

Испорченные отношения Киева и Москвы ударили по основным экспортным отраслям украинской экономики – машиностроению, металлургии, химпрому. Но пострадает от конфликта не только Украина, но и ее российские партнеры.


Фото Thinkstock

Где украинский бизнес теряет больше всего

Наиболее уязвимой сферой промышленных отношений с Россией является машиностроение. Еще в годы СССР эта отрасль была неразрывно связана с энергетическим и оборонным комплексом России, и, по сути, за истекшие 23 года независимости Украины мало что изменилось.

РФ все так же зависит от авиационных двигателей запорожской «Мотор Сичи». Ей так же необходимы силовые установки для кораблей, производимые на николаевском ГП «Заря-Машпроект», и турбины на атомные электростанции харьковского «Турбоатома».

Кооперация, развиваемая годами, устраивала и Украину, и Россию. Поэтому отечественные производители особо не стремились найти альтернативные рынки сбыта, а российские покупатели – других поставщиков или развить собственное производство. Кроме того, украинским производителям, чтобы попасть на другие рынки, пришлось бы менять технологии и стандарты производства, а это требует больших инвестиций.

52 %
составила в 2013 году общая доля России в экспорте машиностроительного оборудования из Украины

«Для внедрения экологических стандартов (на предприятии) нам необходимо 40 млн евро. А если закупать оборудование, внедрять новую технику и технологии, создавать новые образцы, то это еще более 100 млн евро», – рассказывает глава наблюдательного совета Крюковского вагоностроительного завода Владимир Приходько.

Апатию с украинской стороны к поиску рынков сбыта, альтернативных российскому, красноречиво доказывает статистика по экспорту. Так, общая доля России в экспорте машиностроительного оборудования Украины в 2013 году составила 52%. По подсчетам инвестиционной компании «Арт Капитал», в абсолютных величинах это $5,35 млрд.

За январь-февраль 2014 года (на данное время Госстат предоставил статистику только за эти месяцы. – Forbes) экспорт машин и оборудования снизился почти на 10% – до $922 млн в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Куда существеннее оказался провал в транспортном машиностроении. Например, экспорт железнодорожных локомотивов за этот период просел почти на 65% – до $173 млн.

У самых крупных предприятий машиностроения зависимость от российского рынка, как правило, выше, уверяет старший аналитик компании «Арт Капитал» Алексей Андрейченко. Например, «Запорожтрансформатор», контролируемый российским бизнесменом Константином Григоришиным, отправил в прошлом году в РФ 47% всей своей продукции. Его же Сумское НПО им. Фрунзе (производит газоперекачивающее оборудование) поставило туда же более 50% произведенной продукции, а «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева – около 70%.

Вагоны – уязвимое место

Самая большая зависимость от РФ – у украинского вагоностроения. Например, «Лугансктепловоз», принадлежащий российскому «Трансмашхолдингу», поставляет в страну-владельца 99% своей продукции.


Фото пресс-служба КВСЗ

Традиционно предприятия отрасли продают в Россию 80-90% продукции. Однако из-за запрета на импорт отечественных грузовых вагонов, введенного РФ в 2013 году, доля продукции этих предприятий упала до 60%. По сути, российский рынок остается критическим для нормальной работы отечественных Крюковского, Стахановского вагонзаводов, «Азовмаша» и «Днепровагонмаша».

Проблемы со сбытом в РФ для этих предприятий обернулись в 2014 году низкой загрузкой или остановкой, и как следствие – сокращением штата сотрудников и зарплат.

И только «Лугансктепловоз» продолжает поставлять в Россию почти всю свою продукцию. Изменить эту ситуацию для других предприятий может разве что государственный заказ или поиск новых рынков сбыта. Например, на Крюковском вагонзаводе надеются в первом полугодии 2014-го наладить сбыт своей продукции в Китай. Активная фаза переговоров пришлась на декабрь прошлого года – согласно достигнутым договоренностям, КНР должна была закупить 2000 вагонов-зерновозов украинского производства. Однако дальнейшего развития эта сделка пока не получила.

Устойчивая взаимозависимость

Почему машиностроители не ищут других покупателей, а российские компании – других поставщиков, можно понять, если учесть, что машиностроение – высокотехнологичная отрасль, требующая не только инвестиций, но и особенных специалистов, научно-производственной базы.

Поэтому разговоры о разрыве наработанных десятилетиями украинско-российских отношений в последние годы носили скорее спекулятивный и политический характер, нежели практический. И настоящего мотива разрывать отношения у обеих сторон нет.

Россия и ее ОПК в состоянии осуществить так называемое «импортозамещение» украинских товаров в области машиностроения
Владимир Путин, президент РФ

Это подтверждают и высказывания, звучащие с российской стороны. Например, 28 апреля на заседании Совета законодателей в Петрозаводске президент РФ Владимир Путин заявил о намерении и возможностях отказаться от импорта украинской продукции, необходимой для российского оборонно-промышленного комплекса.

Мол, средств из госбюджета понадобится не так много, да и времени потребуется максимум 2,5 года, чтобы данную зависимость побороть. «Россия и ее ОПК в состоянии и по финансовым соображениям, и по технологическому уровню осуществить так называемое «импортозамещение» украинских товаров в области машиностроения», – сказал Путин, но тут же выразил надежду, что «до разрыва кооперационных связей с Украиной дело не дойдет».

Ведь российский ОПК не сможет два с половиной года ждать технологического чуда – перехода на собственное производство силовых установок, деталей летательных аппаратов, проектирование самолетов, а также налаживания производства некоторых видов турбин. Да и зачем, если с этим прекрасно справляются украинские машиностроители?

Российские декларации

Первым предприятием, которое попало под удар в связи с ухудшением украинско-российских отношений в этом году, стала запорожская «Мотор Сич»: компания минимизировала поставки своей продукции в Россию.

Украинские власти официально не объявляли о своем требовании к отечественному производителю прекратить снабжать Российскую Федерацию авиадвигателями для военных вертолетов и самолетов, ссылаясь на государственную тайну. Но то, что такая политика ведется, подтвердил премьер-министр Арсений Яценюк.

Россия ответила на такие шаги намерением наладить у себя выпуск двигателей, поставляемых запорожским предприятием. В результате на двигателестроительном предприятии «Климов» в Петербурге начали организовывать масштабное производство для замещения продукции «Мотор Сичи». Но выход на полную мощность – порядка 600 двигателей в год – ожидается не ранее 2016 года.

«На данный момент большую часть из 300 производимых ежегодно двигателей «Климов» все еще производит в кооперации с украинской «Мотор Сич». Полностью из российских деталей производится лишь около 50 двигателей в год, в том числе для военных вертолетов», – подчеркивает Алексей Андрейченко.

До сих пор украинские производители выигрывали тендеры за счет оптимального соотношения цены и качества

Он считает, что полное импортозамещение в этом важном для России сегменте займет минимум три года. Но к тому моменту потребности российского авиапрома могут превысить возможности нового завода «Климова», а сами производимые сегодня двигатели уже будут значительно уступать новым разработкам «Мотор Сичи». Поэтому зависимость может сохраниться и спустя три года.

Другой пример – государственная «Заря-Машпроект», которая поставляет силовые установки для российских военных кораблей. Это, пожалуй, самое больное место России, так как заменить эту продукцию ей просто нечем. Тем не менее, в РФ уже задумываются, где организовать производство таких силовых установок, если Украина прекратит их поставки. Процесс создания альтернативных двигателей тоже может растянуться на годы.

По другим секторам, где российские компании привыкли полагаться на украинских партнеров, например, в области производства трансформаторов и газоперекачивающих агрегатов, россияне смогут значительно снизить долю украинской продукции.

Однако на загрузку собственных предприятий уйдет время и дополнительный рабочий капитал, соответственно, может вырасти себестоимость продукции. Ведь до сих пор украинские производители выигрывали тендеры за счет оптимального соотношения цены и качества.

Выходит, что импортозамещение чревато проблемами для России. Не верят в скорую независимость Российской Федерации от украинских двигателей и на самой «Мотор Сичи». Как сказали Forbes на предприятии, «это дело нескольких лет, авось политический конфликт к этому моменту рассосется», надеются на заводе.

Металлургический обвал

Металлурги стали мишенью экономической войны со стороны России еще в 2013 году. По итогам прошлого года сталевары продали в Россию 3,23 млн тонн металлопродукции на сумму $1,996 млрд. По данным «Укрпромвнешэкспертизы», в натуральном выражении это 14% в общей структуре экспорта, в денежном – 16%. В августе 2013 года российская таможня увеличила сроки досмотра украинских товаров, а по сути – заморозила их до декабря 2013-го.

«В итоге во втором полугодии вместо привычных 300 000 тонн металлопроката в месяц российский рынок принимал лишь 236 000 тонн украинского продукта, а в 2014 году эти объемы еще снизились», – пояснил Forbes руководитель аналитического департамента «Укрпромвнешэкспертизы» Павел Перконос. Его коллега из «Дежзовнишинформа» Александр Шейко сообщил, что по итогам января-марта 2014 года экспорт метпродукции в Россию упал на 31,1%.

Это является, по сути, тревожным сигналом для наших сталеваров. Очевидно, в ближайшей перспективе они рискуют вообще потерять российский рынок.
В отличие от машиностроения, где Россия еще не везде готова переходить на собственный выпуск продукции, российская металлургия уже несколько лет готовится полностью отказаться от украинского металлопроката.

«Как только меткомбинат «НЛМК-Калуга» и «Северсталь-Балаково» выйдут на запланированные мощности по выпуску продукции, а это в сумме 2,5 млн тонн стали в год, украинские производители арматуры не смогут поставлять свою продукцию в Россию, а по сути – потеряют этот рынок», – прогнозирует Перконос.

на 31,1 %
упал по итогам января-марта 2014 года экспорт метпродукции в Россию

По словам эксперта, пока еще России необходима наша арматура, толстый лист, швеллера, уголки, но «избавление от этой зависимости – вопрос ближайшей перспективы, и этот процесс уже не остановить». 

Такая односторонняя зависимость украинских металлургов от российского рынка сбыта сильнее всего ударит по «АрселорМиттал Кривой Рог», принадлежащей Лакшми Митталу. Доля российского экспорта в его продукции составила 15,7% в общей структуре поставок по итогам 2013-го. По информации объединения «Металлургпром», в начале этого года предприятие уже было вынуждено остановить одну из домн на комплексный ремонт, хотя на предприятии сообщили, что вскоре она продолжила свою работу. А спад в эти месяцы носил лишь традиционный сезонный характер.

Искать замену российским рынкам сбыта и сокращать производство продукции придется и заводам холдинга «Метинвест» Рината Ахметова: «Азовсталь», Енакиевский МЗ, «Запорожсталь» и ММК им Ильича. В прошлом году их общие поставки в Россию составили 1,47 млн тонн проката.

В лучшем положении находятся Алчевский меткомбинат корпорации ИСД и  Меткомбинат им. Петровского, подконтрольный российскому «Евразу» Романа Абрамовича и Александра Абрамова. «Эти предприятия имеют дополнительную страховку со стороны российских акционеров, которые, очевидно, помогут наладить реализацию продукции этих заводов в РФ», – считает Павел Перконос.

Сырьевые взаимосвязи

Российским промышленникам, в свою очередь, не обойтись без украинских запасов ильменитовых руд, которые необходимы им, чтобы поддерживать партнерство с ведущими авиакорпорациями мира Boeing и Airbus. В частности, российское государственное объединение  «ВСМПО-Ависма» – один из лидеров на мировом рынке титановой губки и проката.

Но у него серьезная сырьевая проблема – зависимость от ильменитов, запасами которого Россия практически не обладает. Поэтому «Ависма» хочет развивать в Украине Волчанское месторождение, а также вынуждена закупать ильменитовый концентрат у Вольногорского ГМК, который находится в аренде у бизнесмена Дмитрия Фирташа, а де-юре находится в госсобственности. Компания уже заявила о готовности сотрудничать с нынешним губернатором Днепропетровской ОГА Игорем Коломойским, чтобы продлить договор по использованию земель под Волчанским месторождением.


Украинское Фото

Не менее озабочены россияне и перспективами остановки «Крымского Титана» Дмитрия Фирташа, который снабжает РФ другим титановым продуктом – двуокисью титана (отбеливающий пигмент для пластиков, красок, бумаги и таблеток и пр.). Приобретать европейские аналоги – дорого, а значит, чревато подорожанием конечных продуктов, что нежелательно для российской промышленности.

В то же время Украина остро нуждается в российском полимерном сырье – пропилене, полиэтилене, поливинилхлориде, используемых при производстве пластиков и стройматериалов. Отечественным предприятиям невыгодно производить эти продукты, поскольку в Украине отсутствует необходимое сырье (продукты нефтеперегонки). Ранее они поставлялись в основном из России.

Производством первичных полимеров прежде занимались Лисичанский НПЗ (контролируется «Роснефтью») и калушский «Карпатнафтохим» (владеет российский «Лукойл»). Теперь эти предприятия простаивают – российские собственники оставили их без сырья, ссылаясь на нерентабельность бизнеса. 

Не может обеспечить себя Украина в полном объеме и сложными удобрениями, которые необходимы сельскому хозяйству. Хотя имеет собственного производителя этих продуктов – государственное предприятие «Сумыхимпром». Завод почти полностью зависит от дорогостоящего импортного сырья из Африки и Беларуси. Поэтому его продукция не выдерживает конкуренции по цене. «Из-за этого импортные поставки сложных удобрений в Украину составляют 80% и более от потребности, в том числе из России», – объяснил Forbes руководитель информационной компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук.

Азотные удобрения украинские заводы пока еще производят самостоятельно. По ним зависимость от импорта из России минимальна – на уровне 15%. Но газ как исходное сырье для этого вида удобрений наши химики берут у России, чем последняя активно пользуется для шантажа украинских потребителей, постоянно устанавливая стоимость топлива на уровне выше рыночного. Впрочем, если бы украинские производители удобрений получили достаточную господдержку – доступ к украинскому газу, проблема зависимости отрасли от дорогостоящего голубого топлива была бы успешно решена.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua
Бизнес
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Экс-замминистра транспорта Павел Рябикин обещает, что будет дружить с «МАУ»
Вагоны за тарифы: почему бизнес не верит «Укрзализныце»
И будут ли все-таки повышены цены на грузоперевозки
Китайский привет: Украина продала госбанк
На покупку финучреждения был всего один претендент
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 27
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Инна Павленко
Инна Павленко — 20.05.2014, 15:57

Мне кажется что найти где купить России будет проще, чем Украине искать кому продать. И вообще, а вдруг 25-го мы выберем честного, преданного родине президента и он нас всех спасёт и всех со всеми помирит и будем друг другу продавать всё что угодно и покупать друг у друга всё подряд)))))))

Алексей Иванов
Алексей Иванов — 19.05.2014, 21:07

Я не сильный стратег и уж совсем не экономист но мне кажется от разрыва отношений пострадают обе страны и сильно сомневаюсь что одна из них хоть в чем то выиграет. Выигрывает только США и Евросоюз. Думаю рассматривать негативные последствия этого разрыва сможем очень скоро а положительные если и будут то в лучшем случае лет через 10-20. Дай бог дожить

SanderClubLife
SanderClubLife — 20.05.2014, 12:50

Каким образом США и ЕС выиграют?

Александр Степура
Александр Степура — 19.05.2014, 20:48

То, что украинское машиностроение не уничтожено как российское - это не заслуга России. Российские собственники украинского машиностроения не занимались работой по поиску новых рынков, сейчас будут, или потеряют эти предприятия. Торговля с РоссиейИ вагонами и двигателями мы с Юго-восточной Азией, Китаем, Индией сможем торговать и без России. А российское сотрудничество надо хоронить, как они хоронили наши перспективные проекты в авиастроении, судостроении, производстве топлива для АС, остановки НПЗ. Везде только разруха. За эти годы машиностроение могло бы уже освоить много рынков и новых видов продукции, но России это не выгодно. Может таким способом, китайским : Чем хуже - тем лучше

Валерий Филатов
Валерий Филатов — 19.05.2014, 18:46

Для Andrey Makarov — 13.05.2014, 15:46 И где же Вы в Украине нашли металлургию на газу??? Везде давно пылеугольное дутьё. Аналогичное можно сказать и по иным моментам, но есть ли смысл? Что бы там не говорили всевозможные "аналитики", разрыв связей с Россией в долгосрочной перспективе, нам выгодно. Собственных технологий у России уже давно нет и судя по шагам Путина уже никогда не будет. Страна снова будет окружена железным занавесом со свойственной этому явлению пропагандой. Это тупик, в котором нам нечего делать. Украине есть куда развиваться. Затраты на обучение 1 млн. программистов мирового уровня намного меньшие, чем на создание 1 млн. рабочих мест в металлургии или в машиностроении, а отдачи стране они принесут в разы больше. Мы стоим на пороге совсем иной концепции развития экономики страны. Один только переход Украины на современные системы отопления за пару лет позволит полностью отказаться от Российского газа. И это правильно. Создать строительный бум в стране можно всего за несколько месяцев. Государству, у которого навалом воды в водоёмах, песка и щебня в карьерах, у которого есть сумасшедший спрос на современное жильё и огромное количество незанятого населения, которая не знает куда девать излишки цемента и арматуры - не нужны никакие зарубежные инвестиции. Зачем они нужны такому государству? Что мешает начинать вытаскивать страну по одной отрасли? По большому счёту, большинство населения страны нуждается в жилье, еде, одежде и развлечениях, но по странному стечению обстоятельств это население производит не то, в чём оно нуждается, а миллионы тонн квадратной заготовки. Будете спорить?

SanderClubLife
SanderClubLife — 20.05.2014, 10:05

Интересно узнать, а что вы подразумеваете под фразой "но по странному стечению обстоятельств это население производит не то, в чём оно нуждается". Это же что такое мы производим?

Igor Timofeev
Igor Timofeev — 20.05.2014, 16:08

Спорить незачем, все верно. Осталось дожить до перехода на "новую экономику", переходим очень долго.

Andrey Makarov
Andrey Makarov — 22.05.2014, 13:08

Нет собственных технологий? Тогда каким макаром Росатом модернизирует Козлодуйскую АЭС в Болгарии? Почему немцы не начали выводить свои предприятия? Вы правильно говорите, что нужны реформы, НО реформ нет, и вряд ли будут. По обучение программистов - это называется "всех под одну гребенку", вы столько способных к программированию фиг найдете, попытайтесь токаря переучить на программера, а этот токарь платит ЕСВ на 2-3х пенсионеров (статистика по Харькову), вернее платил, пока мы не разломали свое государство. Мы поломали, ничего не построив в замен, а долгосрочная перспектива хороша, когда есть, что кушать сейчас - она не нужна трупу.

zusjk
zusjk — 18.05.2014, 11:17

Вирішення проблем української металургії, машинобудування і інших галузей полягає у створенні в Україні будівельного буму (на зразок американського у 1929 р). Для цього потрібно змінити концепцію містобудування, а саме - почати розселяти мешканців України у будинки великої місткості (БКП) на 20-30 тис чоловік, зведених над проїжджою частиною магістральних автодоріг (Київ-Одеса, Київ-Харків та інш.). Будівництво таких БКП забезпечить громадян України не лише комфортним житлом і роботою, але й створить величезний внутрішній ринок металу, будівельних матеріалів тощо.. Деталі див. у статті к.т.н. А.В,Залевського "Будинок компактного проживання - стратегічний напрямок економічного і соціального розвитку України", жір. БУДІВНИЦТВО УКРАЇНИ, № 3, 2012 р

Sergey Marchenko
Sergey Marchenko — 17.05.2014, 23:43

Если все так плохо, то может не надо рвать экономические связи и жечь мосты?

Fudor Burlazkiy
Fudor Burlazkiy — 14.05.2014, 19:42

В стране скоро не станет своего СТЕКЛА. ЛСЗ "Пролетарий" проворовался, обанкротится и капец. Узорчатого стекла, зеркал своих давно уж нет, о стеклоблоках своих позабыли. Спасибо соседям: РФ, Белоруссия, Турция, Польша. Стекло для аквариумов 19 мм транспортируем из Мексики

Артем Тяга
Артем Тяга — 14.05.2014, 13:25

а мотор сич с поляками может поработать, да и вообще пора свои самолеты и вертолеты делать!

Артем Тяга
Артем Тяга — 14.05.2014, 13:24

индия страдает от нехватки вагонов и локомотивов просто нужно мозгами шевелить и не зависеть от кого-то одного!

Артем Тяга
Артем Тяга — 14.05.2014, 13:22

вагоны нужно продавать казахам, у них там беда с вагонами

Выбор редактора
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
Сейчас на главной
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Экс-замминистра транспорта Павел Рябикин обещает, что будет дружить с «МАУ»
Вагоны за тарифы: почему бизнес не верит «Укрзализныце»
Вагоны за тарифы: почему бизнес не верит «Укрзализныце»
И будут ли все-таки повышены цены на грузоперевозки
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Вышли на ковер: как в проекте «Килим. Сучасні українські митці» сочетаются традиционное и современное искусство
Вышли на ковер: как в проекте «Килим. Сучасні українські митці» сочетаются традиционное и современное искусство
И какие еще смыслы вложили в него кураторы Игорь Абрамович и Александр Соловьев