Зачем аграрному госоператору стивидорная компания одесских депутатов

«Украинская национальная стивидорная компания», ставшая государственной, пока не может переваливать зерно

Украинский сельскохозяйственный госоператор  «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (ГПЗКУ) покупает более 50% акций ООО «Украинская национальная стивидорная компания» (УНСК). Предприятие оперирует на базе 14-го причала Одесского морского торгового порта.

По словам генерального директора УНСК Анатолия Могильного, учредители компании – Станислав Яковлев и начальник Ильичевского морского порта Юрий Крук. Оба – депутаты Одесского горсовета. Антимонопольный комитет уже выдал разрешение на сделку. 

Зачем аграрному госоператору стивидорная компания одесских депутатов
Фото Shutterstock

В ГПЗКУ Forbes подтвердили интерес к одесскому предприятию. Новый актив необходим компании для реализации уже открытых и новых проектов в АПК. «ПАО «ГПЗКУ» является активным участником реализации проектов в сфере сельского хозяйства в рамках выполнения требований меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства и требует расширения перевалочных возможностей для обеспечения экспорта зерна и выполнения международных договоренностей», – говорится в ответе корпорации. Сообщить дополнительные детали сделки  в ГПЗКУ отказались, ссылаясь на то, что «вопрос приобретения  вышеуказанной доли будет решаться дополнительно уполномоченным органом управления ГПЗКУ».

ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» – национальный оператор зернового рынка Украины, создан в 2010 году на базе прибыльных активов ГАК «Хлеб Украины». Лидер в сфере хранения, переработки, перевалки и экспорта зерновых 

Связаться с Юрием Круком и Станиславом Яковлевым не удалось.

ООО «Украинская национальная стивидорная компания» образована в 2001 году на базе ППК-6 (14-й причал) Одесского порта. Сейчас компания обрабатывает на своем причале судна с осадкой до 10 м и длиной до 250 м. Комплекс оснащен портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 16 тонн. Площадь открытых складов – 20 000  кв. м, площадь крытого четырехэтажного склада составляет 10,5 тыс. кв. м. По данным участников рынка, учредители – Юрий Юрьевич Крук (66,5%) и Станислав Яковлев (33,5%).

В 2013 году УНСК осуществила перевалку 280 000 тонн грузов – преимущество металлоизделий. А максимального значения – в 791 000 тонн – показатель работы предприятия достигал в 2008 году. Тем не менее, ГПЗКУ еще нескоро сможет добавить эту цифру к своей нынешней перевалочной мощности в 2,4 млн тонн в год. На данный момент у частного стивидора нет ни опыта работы с зерновыми грузами, ни оборудования, необходимого для их перевалки.

«У нас комплекс для переработки генеральных (штучных) грузов. Мы работаем с металлом весом до 10 тонн. Сейчас мы не готовы перерабатывать навалочные грузы. Для этого у нас нет технических возможностей», – констатирует Анатолий Могильный. 

Чтобы работать с зерном, надо строить специализированный  комплекс – устанавливать зерноперегружатели и емкости для хранения грузов этого типа. «Это целый комплекс работ, связанный с затратой больших сумм денег», – подчеркивает он. Причин продажи Могильный не комментирует, но не скрывает, что  в последние годы у компании не было ресурсов для развития.

«УНСК – компания семьи Круков. Вероятно, они решили выйти из бизнеса и попытались продать компанию государству», – предполагает в разговоре с Forbes бывший директор одного из крупных терминалов Одесской области, пожелавший остаться неизвестным.

Он скептически относится к возможности организации перевалки зерновых на причале №14, осадка которого – всего 10 м. Кроме этого, единственный государственный элеватор в Одесском порту, расположенный на 29-м причале, находится слишком далеко от места работы УНСК.

«Причал №14 – это терминал по перевалке генеральных грузов. На нем можно разве что грузить зерно вагонами прямо на суда, но для этого придется использовать краны. Либо ГПЗКУ начнет строить элеватор непосредственно на причале, либо государство обманули за малую долю тем, кто подписал [соглашение]», – допускает собеседник Forbes. Наличие у госструктуры денег на строительство он также ставит под сомнение.

Иную точку зрения высказывает директор информационно-аналитической компании «ПроАгро» Николай Верницкий. «Я не думаю, что это [оснащение причала необходимым оборудованием] будет проблемой для ГПЗКУ. Раньше компании предрекали сложности в экспорте зерна по причине отсутствия опыта. Но можно нанять хороших специалистов. Их опыт пришел с деньгами», – отмечает эксперт.

Верницкий считает, что ГПЗКУ как крупному экспортеру действительно нужен собственный стивидор, который поможет наладить поставки на условиях CIF, а не FOB. По его мнению, в структуре корпорации УНСК будет выполнять преимущественно организаторские функции. «Стивидор будет самостоятельно выполнять часть работ, на оставшиеся объемы будут привлекаться другие компании на условиях аутсорсинга», – прогнозирует Верницкий.

Скорее всего, связанные с железнодорожными перевозками работы по-прежнему будут делегироваться «Укрзализныце». Но без чьей помощи УНСК точно не справиться, так это без внешних инспекторских компаний. «Вряд ли этот стивидор получит такой статус, когда ее инспекциям будут верить безусловно. Серьезные покупатели, на которых ориентируется ГПЗКУ, не примут товар без сертификатов зарекомендовавших себя компаний, например, «Бюро Веритас» или SGS», – поясняет Верницкий.

Сколько может стоить УНСК? Оценить предположительную сумму эксперты не берутся. Приблизительное понимание порядка цифр дает сделка двухлетней давности: Arcelor Mittal приобрел ООО «Стивидорная компания «Никмет-терминал» (Николаев) за $23 млн, в том числе $5 млн просроченной задолженности. Мощности «Никмет-терминал» выше, чем у одесского предприятия – компания может переваливать до 2 млн тонн грузов в год на четырех причалах в Николаевском морском торговом порту.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Украинская рулетка: граждане и бизнес потеряли в банках-банкротах свыше 300 млрд гривен
Можно ли построить в Украине европейскую систему гарантирования вкладов
Почему автоконцерны активно инвестируют в сервисы такси
Для производителей авто это вклад в будущее
Новое лицо: табачный дистрибьютор «Мегаполис-Украина» занялся ребрендингом
Почему монополист решил изменить свой имидж и поможет ли это избавиться от негативного образа
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
Как и почему банковский рынок Украины может потерять еще одного игрока
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Акционеры оставили финучреждение без поддержки. Горадминистрация Киева требует вмешательства правоохранителей
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
И как украинская сторона сумела компенсировать отсутствие российского рынка
Сейчас на главной
Украинская рулетка: граждане и бизнес потеряли в банках-банкротах свыше 300 млрд гривен
Украинская рулетка: граждане и бизнес потеряли в банках-банкротах свыше 300 млрд гривен
Можно ли построить в Украине европейскую систему гарантирования вкладов
Верю — не верю: Биотех-реабилитация раненых
Верю — не верю: Биотех-реабилитация раненых
Используя клеточные технологии, украинские медики научились восстанавливать поврежденные конечности. Официальная медицина упорно не признает этот метод. Но факты говорят сами за себя
Почему автоконцерны активно инвестируют в сервисы такси
Почему автоконцерны активно инвестируют в сервисы такси
Для производителей авто это вклад в будущее
В гостях у Кафки: 7 фильмов Тима Бертона
В гостях у Кафки: 7 фильмов Тима Бертона
Какие фильмы этого режиссера стоит посмотреть, чтобы проникнуться его эстетикой