Кто кроме Wizz Air может пожаловаться на нечестную конкуренцию

Что собой представляют эти авиакомпании и кого из них можно считать реальными конкурентами национального перевозчика

Новый порядок выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, разработанный Госавиаслужбой и утвержденный приказом ведомства еще 24 октября, не привлек бы к себе особого внимания, если бы не заявление генерального директора «Визз эйр Украина» Акоша Буша. Топ-менеджер открыто заявил, что зарегистрированный 13 ноября в Минюсте документ противоречит нормам открытого рынка, и его компания может оказаться перед угрозой приостановки деятельности в Украине.

Кто кроме W!zz Air может пожаловаться на нечестную конкуренцию
Фото Thinkstock

«Очень неприятно осознавать вынужденное желание Wіzz Air уйти с рынка. Очень надеюсь, что этого не произойдет, и пассажиры смогут и дальше летать на бело-бордовых А320 по доступным ценам в Европу», – написал на своей странице в Facebook советник мэра по транспорту в Киевской городской государственной администрации Александр Кава. В комментарии Forbes эксперт пояснил, что новые правила касаются только украинских авиакомпаний. Иностранные они не затрагивают, так как их назначение регулируется по принципу взаимности и по их правилам.

Некоторые участники рынка склонны считать, что все дело в отсутствии равных условий для конкуренции. В п. 2.12 нового порядка прямо сказано: в случае поступления в Госавиаслужбу заявок от двух или больше перевозчиков, претендующих на один и тот же маршрут, победителем становится компания, которая сумеет набрать максимальное количество баллов по целому ряду критериев. В их числе – фактическое использование ранее выданных назначений, количество выполненных полетов в пределах Украины за последние 12 месяцев, размер парка собственных или взятых в лизинг воздушных судов. Несложно догадаться, кому достанутся лавры победителя в случае, если национальный перевозчик в лице МАУ захочет принять участие в конкурсе и побороться за право эксплуатации привлекательного маршрута.

Венгерский перевозчик недаром создал дочернюю компанию «Визз эйр Украина» – это дало возможность в свое время получить украинские назначения на полеты по международным направлениям. «Европейские почти все заняты, – утверждает Кава. – Из них у компании только маршруты Лондон – Киев и Будапешт – Киев». Очевидно, правила в новой редакции ставят под сомнение появление на рынке новых авиакомпаний-резидентов Украины. Даже если «Визз эйр Украина» свернет свою деятельность, и ниша лоукостов окажется практически пустой, западные бюджетные перевозчики не смогут получить назначения по украинской квоте.

Forbes выяснил, каким еще авиакомпаниям в нашей стране наряду с «Визз эйр Украина» придется учиться жить по новым правилам. МАУ Арона Майберга (причастность Игоря Коломойского официально не доказана) вынесем за скобки – после банкротства «Аеросвіта» компания единственная на отечественном рынке имеет статус национального перевозчика и заведомо находится в выигрышном положении. 

1«Atlasjet Украина»

«Atlasjet Украина»
«Atlasjet Украина»
Фото: wikipedia.org

Авиакомпания создана в 2013 году во Львове и является «дочкой» турецкой Atlasjet, которой принадлежит 49%. В Украине крупнейшим акционером выступает AIC Investment Group Ukraine, еще 10% делят между собой различные физические лица и генеральный директор Сергей Подгородецкий.

«Atlasjet Украина» планировала 15 сентября 2014 года начать полеты из Киева во Львов и Одессу, из Киева, Львова, Харькова и Одессы – в Стамбул и из Одессы – в Тель-Авив. Однако летом из-за направлений в Стамбул и Тель-Авив, которые эксплуатирует МАУ, с национальным перевозчиком начался конфликт. МАУ обратилась в Окружной административный суд Киева с иском к Министерству инфраструктуры, намереваясь опротестовать сокращение квот на линиях Киев – Стамбул и Одесса – Тель-Авив и передачу их «Atlasjet Украина». 6 ноября суд отменил разрешение на выполнение всех 14 международных рейсов «Atlasjet Украина». 

2Yanair

Yanair
Yanair
Фото: spotters.net.ua/ Валерий Сердюк

Зарегистрированная в Житомире авиакомпания в разное время озвучивала самые амбициозные планы – вплоть до освоения аэропорта в родном городе. Однако по факту пока она сообщила об отмене всех рейсов до 28 марта 2015 года. При этом Yanair открыто заявляет об интересе к международным направлениям, в частности, в Батуми, Тбилиси, Тель-Авив. 

3«Авиалинии Харькова»

«Авиалинии Харькова»
«Авиалинии Харькова»
Украинское Фото

Основанную еще в 1998 году на базе харьковского предприятия «Авиалинии Украины» авиакомпанию решил возродить бизнесмен Александр Ярославский – с 2012 года она работает в рамках группы DCH. Реализация полетной программы началась около года назад, и ограничена чартерными летними и зимними направлениями.

Примечательно, что «Авиалинии Харькова» подали аналогичный иск к Мининфраструктуры, поскольку возникал конфликт интересов с «Atlasjet Украина» на линиях Львов – Стамбул, Харьков – Стамбул и Одесса – Стамбул. Однако позже иск был отозван. 

4«ДАРТ»

«ДАРТ»
«ДАРТ»
Фото: aerodart.com.ua

Авиакомпания существует как чартерный авиаперевозчик. С 1997 года и до недавнего времени специализировалась преимущественно на выполнении разовых чартерных бизнес-рейсов. В прошлом году она существенно увеличила свой флот и занялась групповыми чартерными программами на среднемагистральных воздушных судах.

5«Днеправиа»

«Днеправиа»
«Днеправиа»
Фото: dniproavia.com

Ранее компания входила в альянс «Украинская авиационная группа», связанный с группой «Приват» вместе с «Аеросвітом» и «Донбассаэро». После банкротства двух основных его участников в прошлом году «Днеправиа» объявила о выходе из него. В структуру перевозчика, который осуществляет регулярные и чартерные авиарейсы в страны Европы, Ближнего Востока и СНГ, входит аэропорт «Днепропетровск».

6«Мотор Сич»

«Мотор Сич»
«Мотор Сич»
Фото: pukr.com

Авиакомпания создана в 1984 году и является одним из подразделений в составе АО «Мотор Сич». Не считая Москвы, вся маршрутная сеть сосредоточена в Украине. В 2009 году «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева даже числилась в списке запрещенных в Евросоюзе, но потом запрет на полеты отменили. Пока для перевозчика это не особенно актуально, но парк вполне позволяет осуществлять регулярные зарубежные полеты.

7«Роза ветров» (Windrose)

«Роза ветров» (Windrose)
«Роза ветров» (Windrose)
Украинское Фото

В настоящий момент «Роза ветров» продает билеты на популярные лыжные и жаркие направления. Прямой перелет в Доминикану обойдется ни много ни мало от 25 199 гривен. СМИ связывают эту авиакомпанию с Игорем Коломойским. Если это так, ей, возможно, удастся избежать прямого противостояния с МАУ. 

8«Украинско-средиземноморские авиалинии» (UM Air)

«Украинско-средиземноморские авиалинии» (UM Air)
«Украинско-средиземноморские авиалинии» (UM Air)
Фото: umair.com.ua

Основанная в 1998 году и изначально больше известная, как чартерная, авиакомпания UM Air не поделила с МАУ маршрут Киев – Тегеран. Причиной того, что полеты в Иран так и не начались, президент UM Air Родриг Мерхеж считает запрет Госавиаслужбы. В свою очередь, глава ведомства Денис Антонюк обвинил перевозчика в попытке получить право на осуществление рейса коррупционным путем. 

9«Урга»

«Урга»
«Урга»
Фото: urga.com.ua

Авиакомпания «Урга» начала работу еще в 1993 году, и сначала специализировалась преимущественно на чартерах и особых государственных миссиях. Теперь она взяла на себя львовское направление, освободившееся после начавшегося коллапса «ЮТэйр-Украина». Глава наблюдательного совета «Урги» Анатолий Ставицкий – отец экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого, который находится в розыске.

10«Хорс»

«Хорс»
«Хорс»
Фото: facebook.com/KhorsAirCompany

Авиакомпания «Хорс» специализируется на пассажирских и чартерных перевозках. На сайте авиакомпании все еще висит рекламное объявление с предложением приобрести билет из Киева в Симферополь по цене от 729 грн. Похоже, время остановилось, однако бегущая строка бодро извещает об отмене целого ряда рейсов Киев – Афины в ноябре. Очевидно, перевозчик переживает свои не лучшие времена.

11«ЮТэйр-Украина»

«ЮТэйр-Украина»
«ЮТэйр-Украина»
Украинское Фото

Перевозчик намерен вернуть пять региональных турбовинтовых самолетов ATR 72 производителю в связи со сложной ситуацией на рынке внутренних перевозок. В тяжелом финансовом положении находится и материнская компания – третий по величине перевозчик в России. Она объявила технический дефолт по двум облигационным займам в целом на 2,7 млрд руб.  

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua
Бизнес
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Экс-замминистра транспорта Павел Рябикин обещает, что будет дружить с «МАУ»
Вагоны за тарифы: почему бизнес не верит «Укрзализныце»
И будут ли все-таки повышены цены на грузоперевозки
Китайский привет: Украина продала госбанк
На покупку финучреждения был всего один претендент
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
Сейчас на главной
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Экс-замминистра транспорта Павел Рябикин обещает, что будет дружить с «МАУ»
Вагоны за тарифы: почему бизнес не верит «Укрзализныце»
Вагоны за тарифы: почему бизнес не верит «Укрзализныце»
И будут ли все-таки повышены цены на грузоперевозки
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Вышли на ковер: как в проекте «Килим. Сучасні українські митці» сочетаются традиционное и современное искусство
Вышли на ковер: как в проекте «Килим. Сучасні українські митці» сочетаются традиционное и современное искусство
И какие еще смыслы вложили в него кураторы Игорь Абрамович и Александр Соловьев