«Миссия невыполнима»: выделит ли МВФ новые $15 млрд?

И как повлияют на решение Фонда фискальные и монетарные риски

Работа очередной миссии МВФ в Украине – в самом разгаре. По итогам визита высокопоставленных гостей должны произойти два важнейших для страны события – утверждение новой программы сотрудничества между Украиной и Фондом и расширение суммы кредита по программе на $15 млрд. Помешать этим двум событиям может непредсказуемость макропоказателей: на них влияют как курс гривны, так и фискальные риски, ведь основным источником наполнения бюджета должна стать детенизация украинской экономики. Эксперты сомневаются в стабильности курса и выполнимости программы по детенизации. Ирония в том, что на плавающем курсе настаивали именно представители МВФ при обсуждении перспектив сотрудничества с Украиной.

«Миссия невыполнима»: выделит ли МВФ новые $15 млрд?
Фото GettyImages/fotobank.ua

Вчера, 12 января, начался очередной, третий этап работы в Украине миссии МВФ. Согласно сообщению Национального банка Украины, в процессе ее работы должно быть пересмотрено выполнение Украиной программы stand-by, и подписаны новые письмо о намерениях и меморандум об экономической и финансовой политике.

Как отмечается в сообщении НБУ, работа миссии будет сосредоточена вокруг трех направлений: монетарной, фискальной и финансовой политик, а также реформирования экономики, направленного на преодоление кризисных явлений. «Миссия должна убедиться, что правительство разработало в нынешних непростых условиях реалистичный бюджет. Задача правительства – убедить в этом миссию. И это непростая задача. Я думаю, будет очень серьезный диалог между украинской стороной и МВФ», – считает академик Валерий Геец.

«Минус на минус»

Напомним, важной составляющей доходов государственного бюджета-2015 является процесс детенизации украинской экономики. «Повлиять на программу могут фискальные риски. Например, согласно проекту бюджета, большой объем поступлений в казну планируется за счет детенизации. Хотелось бы верить, но, по моим оценкам, такие ожидания могут оказаться чрезмерно оптимистичными», – отмечает аналитик Института прогнозирования НАНУ Татьяна Тыщук

Позитивное решение МВФ откроет для Украины путь к конференции доноров, которые будут принимать соответствующие решения об оказании всесторонней помощи стране, прежде всего, в виде грантов и кредитов
Валерий Геец, академик

О фискальных рисках предупреждает и Геец: «Поскольку мы вносим серьезные изменения в Налоговый кодекс, и оценки того, как измененная налоговая система позволит собрать средства в бюджет, расходятся, переговоры в фискальной части будут самыми серьезными. Власть должна будет доказать миссии, что заложенные в бюджет доходы реалистичны с точки зрения новых налогов». 

Вторым рискованным направлением является состояние украинских макропоказателей, на основании которых пишется программа. Ведь при непредсказуемой верхней границе курса национальной валюты говорить об их хотя бы относительной стабильности сложно.

Отметим, именно МВФ в свое время неоднократно рекомендовал Украине перейти на плавающий валютный курс. Это событие состоялось почти год тому назад – и со временем привело к почти двукратному обесцениванию нацвалюты. Хотя, по оценкам экономистов, у страны попросту не было выбора. «У Украины сейчас нет возможности иметь фиксированный валютный курс. Потому что стране не хватает ЗВР, и не хватает давно. Самый простой норматив резервов составляет от 3 до 5 месяцев импорта.  Для Украины – 4-5 месяцев. Если уровень резервов меньше 4 месяцев импорта, Нацбанк не может выходить на межбанковский валютный рынок с интервенциями. Это значит, что однозначно НБУ должен позволить курсу перебалансироваться до рыночного уровня», – поясняет Тыщук, напоминая при этом, что резервы в Украине находятся на уровне ниже 4 месяцев импорта уже давно – со времен, когда курс составлял 8 грн/$.

По словам Валерия Гееца, есть и другие критически важные моменты для обсуждения. В том числе – связанные с показателями инфляции и ВВП. «МВФ давал прогноз по ВВП в  -6%, правительство – в чуть более -4%. Переговоры по этому поводу будут достаточно серьезными. Ведь сокращение дефицита бюджета, согласно исследованию специалистов Всемирного банка, вызывает определенный процент снижения роста экономики. В мировой практике, если мы изменяем дефицит бюджета на 1% ВВП, оценки спада ВВП колеблются в пределах от 0,9% до 1,7% ВВП», – констатирует Геец.

Что в «плюсе»

Опрошенные Forbes аналитики и банкиры объясняют, что положительный итог визита МВФ в Украину может быть связан не столько с подписанием программы, сколько с повышением суммы, которую нам могут выделить.

Действующая программа МВФ составляет около $17 млрд. В 2014 году из нее страна получила около $4,5 млрд. На 2015 год и первый квартал 2016-го остается, соответственно, $12,5 млрд. А обслуживание внешнего долга с процентами по 2015 году составляет примерно $11,5 млрд

«Хотелось бы, чтобы как можно быстрее прозвучали выводы о выделении Украине средств, и чтобы наконец-то была озвучена сумма. Любые позитивные выводы будут способствовать улучшению ситуации с точки зрения инвестиционного климата. Хотелось бы, чтобы первые позитивные новости прозвучали не 29 января, а раньше», – подчеркивает экс-член совета НБУ Василий Горбаль. По его оценкам, на сегодня достаточно положительным сигналом будет решение МВФ о выделении Украине новых $5 млрд.

Одобрение со стороны МВФ также должно расчистить путь между Украиной и зарубежными стратегическими инвесторами. «Позитивное решение МВФ откроет для Украины дорогу к конференции доноров, которые будут принимать соответствующие решения об оказании всесторонней помощи стране, прежде всего в виде грантов и кредитов», – уверен Геец.

Лучшим же решением может стать подготовка расширенной программы сотрудничества с МВФ с выделением дополнительных средств. «Оптимистичным прогнозом является согласование программы, которая будет предполагать расширение финансирования на $15 млрд. Пессимистичный сценарий может сводиться к необходимости пересматривать бюджет», – объясняет Тыщук. 

Напомним, действующая программа составляет около $17 млрд. В 2014 году из нее страна получила около $4,5 млрд. На 2015 год и первый квартал 2016-го остается, соответственно, $12,5 млрд. А обслуживание внешнего долга с процентами по 2015 году составляет примерно $11,5 млрд. «Деньги, которые мы еще не выбрали по программе МВФ, чуть больше суммы, которая нам нужна для расчета по внешним долгам в этом году. Но при этом у нас низкий уровень резервов – нам необходимо из привлеченных средств пополнить ЗВР, – признает Тыщук. – Да, возможно привлечение средств из других источников – Евросоюз, например, или Всемирный банк. Но их объемы невелики в сравнении с потребностями Украины для финансирования таких критичных вещей, как расчет по внешним долгам, пополнение резервов и оплата за газ. Поэтому правительство и Нацбанк должны приложить усилия для того, чтоб добиться расширения программы».

В любом случае, учитывая тяжелую внешнеполитическую ситуацию и конфликт на востоке страны, окончательное решение по Украине может быть продиктовано политической волей внутри самого Фонда. «МВФ – это политическая институция. Если будет политическая воля и решение в плоскости МВФ, это будет тоже хорошо для Украины», – резюмирует Горбаль.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Выход из депрессии: как свалки и кладбища превратить в жилые кварталы
Что необходимо сделать украинским застройщикам, чтобы освоить непригодные для жизни территории
Кадровая дилемма: может ли Андрей Коболев уволить Марка Роллинса
Как по требованию ГФС «Нафтогазу» разорвать контракт с главой «Укрнафты»
Удачная аренда: оценка Airbnb может превысить $30 млрд
Сервис по аренде жилых помещений готовится привлечь новый транш
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
anatoly m
anatoly m — 15.01.2015, 14:49

Я, как и наверняка, многие читатели СМИ не только Украины, не являюсь экономистом. Тем ни менее есть такие темы, в которых можно высказаться. Субъективно. Вопрос к автору и тем, кто поддерживает ее мнение. Возможно ли, в состоянии войны, проводить какие-либо экономические реформы? Возможно ли принимать бюджет страны, заточенный на расходы только оборонного сектора? Ведь МВФ обещая и выделяя кредиты Украине нарушает собственные требования в этой части - в стране, которой существует вооруженный конфликт -денег не выделять. Т.к. они пойдут не на развитие экономики и проведение реформ, а на проведение боевых действий против другой стороны. Что подтверждается воинственными заявлениями организаторами конституционного переворота в Киеве, в первую очередь Турчинова и Яценюка. Призывая своих союзников признать непризнанные республики - "террористическими организациями" - закрывают дверь со своей стороны для проведения каких-либо переговоров о мире. Не выполняя минимум 8 пунктов из 12 Минсокого протокола, и постоянно обвиняя третью сторону в невыпонении ее этих соглашений - является доказательством того, что киевской власти деньги необходимы именно для войны.

Выбор редактора
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
На ПриватБанк приходится половина всего рефинансирования, выданного финансовым учреждениям Украины
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск материалов на сайте временно прекращен.
Константин Лежнин: 	«Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Константин Лежнин: «Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Зампред УкрСиббанка BNP Paribas Group – о конкуренции с госбанками и плюсах работы НБУ
Путь к процветанию: зачем нужна прививка для самоуважения
Путь к процветанию: зачем нужна прививка для самоуважения
И почему соблюдение прав человека - неотъемлемая часть рецепта вывода страны из кризиса
Почему банкротятся банки
Почему банкротятся банки
Когда причина – не в НБУ и не в собственниках