Налетались: «ЮТэйр» выходит из украинского авиабизнеса

Компания стала новым приобретением крупного туроператора

Крупный туроператор Anex Tour покупает украинскую «дочку» российского авиаперевозчика «ЮТэйр». Продажа должна была состояться еще несколько лет назад, но только сейчас стороны пришли к компромиссному решению и обещают закрыть сделку до конца года. 

Налетались: как «ЮТэйр» выходит из украинского авиабизнеса
Фото Shutterstock

Как сообщил вчера Forbes совладелец Anex Tour Серхат Кочкар, речь идет о выкупе его предприятием в Украине сертификата эксплуатанта авиакомпании «ЮТэйр Украина». По словам Кочкара, фактически от бизнеса «ЮТэйр Украина» больше ничего ценного не осталось.

Еще в начале 2014-го «ЮТэйр Украина» строила большие планы. После довольно успешного 2013 года, когда компания перевезла свыше 1 млн человек (больше было только у лидера рынка – МАУ), перевозчик планировал открывать регулярные международные маршруты в страны Евросоюза. Флот компании составлял 12 самолетов, в их числе один Boeing 737-500, три Boeing 737-800, пять – ATR 72-500 и три – CRJ 200. Компания, помимо чартерных рейсов, выполняла перевозки внутри страны из Киева во Львов, Одессу, Донецк, Луганск и Харьков. Международная карта полетов: из Киева, Львова, Донецка и Харькова в Москву, из Киева в Санкт-Петербург, а также из Харькова в Ереван и Баку.

Но политическая и экономическая ситуация в стране, плюс сложность в получении прав на новые авиамаршруты внесли коррективы в планы компании. «ЮТэйр Украина» свернула все регулярные рейсы, а парк воздушных судов значительно поредел – до трех Boeing 737-800. В результате авиакомпания сконцентрировалась лишь на чартерных перевозках.

Серхат Кочкар объясняет, что сейчас у компании остались только самолеты Anex Tour (которые туроператор передал в оперирование авиаперевозчику). «Сделка даст возможность контролировать и управлять в полной мере всеми процессами этого бизнеса и предоставлять более качественные услуги», – уверен Кочкар.

Ожидается, что сделка будет закрыта до конца текущего года, после чего компания сменит название на «Азур Эйр Украина». Финансовая сторона сделки не раскрывается. Впрочем, авиационные специалисты не исключают, что передача сертификата эксплуатанта может произойти за символическую сумму.

Новая авиакомпания будет развиваться как чартерный перевозчик, в парк которого перейдут три самолета Boeing 737-800, которые сейчас эксплуатирует «ЮТэйр Украина». «Азур Эйр Украина» станет летать в Турцию, Египет и Испанию. В планах перевозчика на следующий год – также открыть чартерные маршруты в Болгарию, Грецию и Италию. Серхат Кочкар констатирует, что сегодня рынок не требует содержания большого флота, однако ситуация может измениться через два года, и тогда компания, возможно, пересмотрит планы развития.

Еще в ноябре 2014 года, согласно данным Единого госреестра юридических и физических лиц, в селе Барышевка (Киевская область) была зарегистрирована новая авиакомпания «Aзур Эйр Украина». Ее руководитель – Карен Антонов, нынешний сопредседатель наблюдательного совета «ЮТэйр Украина». В графе основателей «Aзур Эйр Украина» указано ООО «Юкрейниан Скай», а конечными бенефициарами значатся Элвис Абдураимов и Рамис Караев, которые в настоящее время работают в отделе маркетинга украинского подразделения Anex Tour.

Экс-глава Госавиаслужбы Денис Антонюк рассказал Forbes, что, по его информации, свою деятельность «ЮТэйр Украина» собиралась свернуть. Одновременно с этим, по словам Антонюка, Госавиаслужба весной получила запрос от «Aзур Эйр Украина» на выдачу сертификата эксплуатанта: «Не исключено, что весь смысл был в том, чтобы уйти от одних совладельцев к другим, поскольку российскому бизнесу в Украине не так-то просто».

Некоторые эксперты отмечают, что российская «ЮТэйр» до последнего времени диктовала политику развития украинской авиакомпании, параллельно подыскивая покупателя. Независимый авиационный консультант Елена Новицкая указывает, что «ЮТэйр» уже длительное время вела переговоры с Anex Tour о продаже ей украинской «дочки».

«Турецкие бизнесмены не соглашались приобретать авиакомпанию до урегулирования ею своих финансовых обязательств перед партнерами, то есть не хотели принимать их на себя. Поскольку компромисс в этом вопросе найден не был, Anex Tour начал регистрацию нового юрлица», – уточнила она.

По словам Карена Антонова, изначально действительно имелись планы создать новую авиакомпанию, но позже было принято решение провести ребрендинг «ЮТэйр Украина». Он уточнил, что соответствующие документы о смене названия поданы в Госавиаслужбу. На вопрос Forbes о причинах смены названия авиакомпании Карен Антонов ответил: «Все изменилось. Мы уже не связываем себя с «дочкой» «ЮТэйр» [с материнской компанией]». Антонов уверяет, что на данный момент задолженности, которая носила бы угрожающий характер для деятельности компании, у «ЮТэйр Украина» нет. Есть только небольшие текущие обязательства, которые своевременно погашаются.

Отраслевые эксперты единодушны – ребрендинг, по меньшей мере, поможет авиакомпании отделаться от имиджа, связывающего предприятие с Россией. По словам Александра Новиковского, президента Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, смена названия больше похожа на техническую процедуру с целью минимизировать политическое давление, поскольку авиакомпания сейчас созвучна с той, что работает в России. 

В любом случае такая сделка выгоднее, чем создание авиакомпании с нуля. «Новый владелец авиакомпании не будет тратить время – а это минимум шесть месяцев – на подготовку к запуску нового перевозчика. В данном случае это покупка не только сертификата эксплуатанта, но и приобретение маршрутной сети перевозчика. А как показала практика, получение назначений в нынешних условиях – процесс непростой», – поясняет Новицкая.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий уверен, что упомянутая сделка даст Anex Tour независимость от авиакомпаний: «Фактически получится вертикально интегрированная турфирма от места продажи до гостиницы».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Кадровая дилемма: может ли Андрей Коболев уволить Марка Роллинса
Как по требованию ГФС «Нафтогазу» разорвать контракт с главой «Укрнафты»
Удачная аренда: оценка Airbnb может превысить $30 млрд
Сервис по аренде жилых помещений готовится привлечь новый транш
Константин Лежнин: «Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Зампред УкрСиббанка BNP Paribas Group – о конкуренции с госбанками и плюсах работы НБУ
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Katia Iavorska
Katia Iavorska — 09.10.2015, 12:31

підкажіть, будь ласка, туроператор Анекс Тур не може купувати авіакомпанію; купує холдинг, правильно?

Выбор редактора
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
На ПриватБанк приходится половина всего рефинансирования, выданного финансовым учреждениям Украины
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск материалов на сайте временно прекращен.
Константин Лежнин: 	«Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Константин Лежнин: «Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Зампред УкрСиббанка BNP Paribas Group – о конкуренции с госбанками и плюсах работы НБУ
Что происходит с банкингом VIP-класса
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР