Налетались: «ЮТэйр» выходит из украинского авиабизнеса

Компания стала новым приобретением крупного туроператора

Крупный туроператор Anex Tour покупает украинскую «дочку» российского авиаперевозчика «ЮТэйр». Продажа должна была состояться еще несколько лет назад, но только сейчас стороны пришли к компромиссному решению и обещают закрыть сделку до конца года. 

Налетались: как «ЮТэйр» выходит из украинского авиабизнеса
Фото Shutterstock

Как сообщил вчера Forbes совладелец Anex Tour Серхат Кочкар, речь идет о выкупе его предприятием в Украине сертификата эксплуатанта авиакомпании «ЮТэйр Украина». По словам Кочкара, фактически от бизнеса «ЮТэйр Украина» больше ничего ценного не осталось.

Еще в начале 2014-го «ЮТэйр Украина» строила большие планы. После довольно успешного 2013 года, когда компания перевезла свыше 1 млн человек (больше было только у лидера рынка – МАУ), перевозчик планировал открывать регулярные международные маршруты в страны Евросоюза. Флот компании составлял 12 самолетов, в их числе один Boeing 737-500, три Boeing 737-800, пять – ATR 72-500 и три – CRJ 200. Компания, помимо чартерных рейсов, выполняла перевозки внутри страны из Киева во Львов, Одессу, Донецк, Луганск и Харьков. Международная карта полетов: из Киева, Львова, Донецка и Харькова в Москву, из Киева в Санкт-Петербург, а также из Харькова в Ереван и Баку.

Но политическая и экономическая ситуация в стране, плюс сложность в получении прав на новые авиамаршруты внесли коррективы в планы компании. «ЮТэйр Украина» свернула все регулярные рейсы, а парк воздушных судов значительно поредел – до трех Boeing 737-800. В результате авиакомпания сконцентрировалась лишь на чартерных перевозках.

Серхат Кочкар объясняет, что сейчас у компании остались только самолеты Anex Tour (которые туроператор передал в оперирование авиаперевозчику). «Сделка даст возможность контролировать и управлять в полной мере всеми процессами этого бизнеса и предоставлять более качественные услуги», – уверен Кочкар.

Ожидается, что сделка будет закрыта до конца текущего года, после чего компания сменит название на «Азур Эйр Украина». Финансовая сторона сделки не раскрывается. Впрочем, авиационные специалисты не исключают, что передача сертификата эксплуатанта может произойти за символическую сумму.

Новая авиакомпания будет развиваться как чартерный перевозчик, в парк которого перейдут три самолета Boeing 737-800, которые сейчас эксплуатирует «ЮТэйр Украина». «Азур Эйр Украина» станет летать в Турцию, Египет и Испанию. В планах перевозчика на следующий год – также открыть чартерные маршруты в Болгарию, Грецию и Италию. Серхат Кочкар констатирует, что сегодня рынок не требует содержания большого флота, однако ситуация может измениться через два года, и тогда компания, возможно, пересмотрит планы развития.

Еще в ноябре 2014 года, согласно данным Единого госреестра юридических и физических лиц, в селе Барышевка (Киевская область) была зарегистрирована новая авиакомпания «Aзур Эйр Украина». Ее руководитель – Карен Антонов, нынешний сопредседатель наблюдательного совета «ЮТэйр Украина». В графе основателей «Aзур Эйр Украина» указано ООО «Юкрейниан Скай», а конечными бенефициарами значатся Элвис Абдураимов и Рамис Караев, которые в настоящее время работают в отделе маркетинга украинского подразделения Anex Tour.

Экс-глава Госавиаслужбы Денис Антонюк рассказал Forbes, что, по его информации, свою деятельность «ЮТэйр Украина» собиралась свернуть. Одновременно с этим, по словам Антонюка, Госавиаслужба весной получила запрос от «Aзур Эйр Украина» на выдачу сертификата эксплуатанта: «Не исключено, что весь смысл был в том, чтобы уйти от одних совладельцев к другим, поскольку российскому бизнесу в Украине не так-то просто».

Некоторые эксперты отмечают, что российская «ЮТэйр» до последнего времени диктовала политику развития украинской авиакомпании, параллельно подыскивая покупателя. Независимый авиационный консультант Елена Новицкая указывает, что «ЮТэйр» уже длительное время вела переговоры с Anex Tour о продаже ей украинской «дочки».

«Турецкие бизнесмены не соглашались приобретать авиакомпанию до урегулирования ею своих финансовых обязательств перед партнерами, то есть не хотели принимать их на себя. Поскольку компромисс в этом вопросе найден не был, Anex Tour начал регистрацию нового юрлица», – уточнила она.

По словам Карена Антонова, изначально действительно имелись планы создать новую авиакомпанию, но позже было принято решение провести ребрендинг «ЮТэйр Украина». Он уточнил, что соответствующие документы о смене названия поданы в Госавиаслужбу. На вопрос Forbes о причинах смены названия авиакомпании Карен Антонов ответил: «Все изменилось. Мы уже не связываем себя с «дочкой» «ЮТэйр» [с материнской компанией]». Антонов уверяет, что на данный момент задолженности, которая носила бы угрожающий характер для деятельности компании, у «ЮТэйр Украина» нет. Есть только небольшие текущие обязательства, которые своевременно погашаются.

Отраслевые эксперты единодушны – ребрендинг, по меньшей мере, поможет авиакомпании отделаться от имиджа, связывающего предприятие с Россией. По словам Александра Новиковского, президента Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, смена названия больше похожа на техническую процедуру с целью минимизировать политическое давление, поскольку авиакомпания сейчас созвучна с той, что работает в России. 

В любом случае такая сделка выгоднее, чем создание авиакомпании с нуля. «Новый владелец авиакомпании не будет тратить время – а это минимум шесть месяцев – на подготовку к запуску нового перевозчика. В данном случае это покупка не только сертификата эксплуатанта, но и приобретение маршрутной сети перевозчика. А как показала практика, получение назначений в нынешних условиях – процесс непростой», – поясняет Новицкая.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий уверен, что упомянутая сделка даст Anex Tour независимость от авиакомпаний: «Фактически получится вертикально интегрированная турфирма от места продажи до гостиницы».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Украинская рулетка: граждане и бизнес потеряли в банках-банкротах свыше 300 млрд гривен
Можно ли построить в Украине европейскую систему гарантирования вкладов
Почему автоконцерны активно инвестируют в сервисы такси
Для производителей авто это вклад в будущее
Новое лицо: табачный дистрибьютор «Мегаполис-Украина» занялся ребрендингом
Почему монополист решил изменить свой имидж и поможет ли это избавиться от негативного образа
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Katia Iavorska
Katia Iavorska — 09.10.2015, 12:31

підкажіть, будь ласка, туроператор Анекс Тур не може купувати авіакомпанію; купує холдинг, правильно?

Выбор редактора
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
Как и почему банковский рынок Украины может потерять еще одного игрока
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Акционеры оставили финучреждение без поддержки. Горадминистрация Киева требует вмешательства правоохранителей
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
И как украинская сторона сумела компенсировать отсутствие российского рынка
Сейчас на главной
Украинская рулетка: граждане и бизнес потеряли в банках-банкротах свыше 300 млрд гривен
Украинская рулетка: граждане и бизнес потеряли в банках-банкротах свыше 300 млрд гривен
Можно ли построить в Украине европейскую систему гарантирования вкладов
Верю — не верю: Биотех-реабилитация раненых
Верю — не верю: Биотех-реабилитация раненых
Используя клеточные технологии, украинские медики научились восстанавливать поврежденные конечности. Официальная медицина упорно не признает этот метод. Но факты говорят сами за себя
Почему автоконцерны активно инвестируют в сервисы такси
Почему автоконцерны активно инвестируют в сервисы такси
Для производителей авто это вклад в будущее
В гостях у Кафки: 7 фильмов Тима Бертона
В гостях у Кафки: 7 фильмов Тима Бертона
Какие фильмы этого режиссера стоит посмотреть, чтобы проникнуться его эстетикой