Чужие колеса: Украина решила защититься от импорта российских авто

Сумеет ли это возродить отечественный автопром – большой вопрос
Чужие колеса: Украина решила защититься от импорта российских авто

В ходе антисубсидиарного расследования, длившегося с сентября 2014 года, было принято решение обложить дополнительными пошлинами российский автоимпорт. Вопреки этому отечественный автопром не почувствует особого облегчения, поскольку Украина ранее отказалась от разного вида сборов за ввоз новых иномарок из любой страны. Планы же парламентариев значительно ослабить акциз при импорте подержанных легковушек окончательно добьют украинские автозаводы.

Украина вводит компенсационную пошлину в отношении импорта легковых автомобилей из Российской Федерации. Как говорится в сообщении Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ), компенсационные пошлины от таможенной стоимости товара для машин ООО «Соллерс – Дальний Восток» – 17,66%, ОАО «АвтоВАЗ» – 14,57%, других производителей РФ – 10,41%». Решение принято 13 ноября и опубликовано сегодня в газете «Урядовый курьер». Пошлины вводятся сроком на пять лет.

Инициатором расследования выступила ассоциация «Укравтопром», в жалобе которой говорилось, что производители легковых автомобилей в РФ пользуются отдельными государственными субсидиями, различного рода преференциями, госстраховкой автоэкспорта и компенсациями процентных ставок по кредитам, в результате чего оказывались в более выгодном положении на рынке.

МКМТ установила ущерб украинских производителей автомобилей. По наблюдениям комиссии, начиная с 2011 года до первой половины 2014-го в отечественном автопроме наблюдалось сокращение объемов производства и производственных мощностей на 56%, реализации на внутреннем рынке – на 47%, прибыли от реализации – на 91%, ликвидности – на 26%, занятости – на 29%.

За январь-октябрь 2015 года усилиями всех операторов выпущено 3440 легковых автомобилей против 25 300 за тот же период прошлого года. При этом в Украине из четырех крупных производителей работают только два – ЗАЗ и «Еврокар»

Председатель правления Запорожского автозавода (ЗАЗ) Николай Евдокименко, комментируя Forbes решение МКМТ, назвал его объективным: «Российские производители пользовались госсподдержкой, и мы считаем его [решение Комиссии] правильным». С другой стороны, говорит Евдокименко, на ситуацию в украинском автопроме нужно смотреть комплексно, а точечные меры отечественным производителям не помогут. По его словам, отмена утилизационного сбора и спецпошлин на ввоз иномарок, увеличение налоговой нагрузки на бизнес фактически загнали в тупик локальных производителей.

Украинский автопром сегодня – на грани коллапса. За январь-октябрь 2015 года усилиями всех операторов выпущено 3440 легковых автомобилей против 25 300 за тот же период прошлого года. При этом в Украине из четырех крупных производителей работают только два – ЗАЗ и «Еврокар».

Евдокименко поясняет, что в стране полным ходом идет деиндустриализация, и о поддержке отрасли со стороны государства говорить не приходится. «Безумие продолжается, в Верховной раде находится законопроект, принятие которого  значительно снизит акциз на ввоз подержанных автомобилей. Если это решение примут, а руководство страны его поддержит – можно считать, что это конец автопрому в Украине», – жалуется Евдокименко. Напомним, законопроект №3251 предполагает снижение в 10-28 раз пошлин на импортные б/у легковые авто с бензиновым двигателем (в зависимости от его объема), и в 6-17 раз – на дизельные агрегаты.

Примечательно, что к данному моменту российский автоимпорт не так сильно влиял на рынок, но еще несколько лет назад РФ занимала первое место среди поставщиков легковых автомобилей в Украину. По данным Госстата, в 2012 и 2013 годах в страну завозилось 38 000 российских легковушек на общую сумму $334 млн  и 22 000 на сумму $221 млн соответственно. Но в 2014-м импорт авто из РФ упал до 4000 (на $39,2 млн), а в январе-сентябре 2015 года Украина импортировала всего 938 авто (на сумму $6,3 млн). Сейчас основной импорт автомобилей в Украину идет из Европы (28 100 машин) и Азии (11 100) на $292 млн и $181,6 млн соответственно.

Больше всего из этих стран поставляет Германия: оттуда в Украину «зашло» 10 300 единиц авто на сумму $103,8 млн. На втором месте по востребованности импортных авто – Япония, поставившая в Украину 5800 машин на $126 млн.

Исходя из текущей рыночной ситуации, дополнительный сбор за ввоз российских автомобилей будет означать полное вытеснение их с украинского рынка. Больше всего это навредит «АвтоВАЗу», который два десятка лет удерживал лидерство на украинском рынке, правда, в последние несколько лет сильно сдал позиции. Так, согласно данным компании AUTO-Consulting, по итогам девяти месяцев этого года российская компания контролировала лишь 2% украинского рынка и реализовала всего 600 автомобилей с отрицательной динамикой в почти 70%. Также в страну поставлялись некоторые модели Nissan, Hyundai, Volkswagen, Renault, Kia российской сборки. Но их продажи, судя по реализации «АвтоВАЗа», были не столь значительными.

Больше всего из этих стран поставляет Германия: оттуда в Украину «зашло» 10 300 единиц авто на сумму $103,8 млн. На втором месте по востребованности импортных авто – Япония, поставившая в Украину 5800 машин на $126 млн

Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), высказывает удивление, что решение МКМТ принято только сейчас, а не весной 2014 года. «Когда РФ аннексировала Крым, было бы логично применять такие меры [вводить доппошлину], а сейчас это решение, мягко говоря, несвоевременное. После драки  кулаками не машут», – подчеркивает Назаренко.

По его словам, еще год назад ВААИД рекомендовала украинским импортерам, ввозившим легковушки из РФ, диверсифицировать свои поставки. А данное решение в основном бьет по «АвтоВАЗу» и малообеспеченному потребителю, поскольку ослабляется конкуренция в дешевом сегменте. А значит, это может привести к определенной монополизации рынка, и те модели автомобилей, которые в нем остаются, могут подорожать.

Отметим, за последнюю неделю это уже второе решение МКМТ, касающееся дополнительных пошлин на автоимпорт. Так, 25 ноября комиссия ввела специальную пошлину на импорт автотранспортных средств из Узбекистана в размере 12,2% от таможенной стоимости. Сделано это было в ответ на дискриминационные и недружественные действия со стороны узбекских финансовых регуляторов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Роль личности в (банковской) истории: на что влияет первое лицо банка?
Кто и как управляет крупнейшими финучреждениями страны
Не как у людей: что в Украине мешает иностранным инвесторам
Одногодовые разрешения на пребывание в стране, невозможность репатриации капитала, плохой английский язык и так далее
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов