Украинцы теперь смогут покупать б/у авто по нормальным ценам

Парламент на 2,5 года значительно снизил акцизный сбор при ввозе в страну подержанных машин
Украинцы теперь смогут покупать б/у авто по нормальным ценам
Фото Parker Gibbs/unsplash

Сегодня Верховная рада во втором чтении и в целом приняла законопроект №3251 – правки в Налоговый кодекс, касающиеся рынка бывших в употреблении транспортных средств. Документом предусмотрено многократное снижение акцизного сбора (в зависимости от объема двигателя) при импорте подержанных автомобилей в Украину до 31 декабря 2018 года. Целью законопроекта, согласно пояснительной записке, обозначено стремление стимулировать развитие авторынка в Украине и увеличить поступления в госбюджет за счет детенизации автомобильной отрасли.

Согласно закону, больше всего снижена акцизная ставка на ходовые малолитражки. Так, акцизный сбор при ввозе в страну легковушки с бензиновым двигателем объемом цилиндра 1-1,5 л будет снижен почти в 22 раза – до 0,063  евро за 1 куб. см. Более чем в 13 раз уменьшается акциз на дизельные автомобили с полуторалитровым двигателем – до 0,103 евро за 1 куб.см. В результате льготные ставки фактически стали идентичными акцизам при импорте в страну новых автомашин.

Старые и новые акцизные ставки сбора при импорте подержанных легковых автомобилей, евро/куб. см

Объем двигателя, куб. см Действующие акцизы, евро Новые акцизы, евро
Дизель
1500 1,367 0,103
1500-2500 1,923 0,327
Бензин
1000  1,094 0,102
1000-1500 1,367 0,063
1500-2200 1,643 0,267
2200-3000 2,213 0,267

Снижение акцизов коснется автомобилей, выпущенных не ранее 1 января 2010 года. При этом ввозить в Украину по сниженным ставкам разрешается только один автомобиль в год, и то для собственных нужд. Если же такое авто будет продано в течение года, то его собственник (физическое или юридическое лицо) обязан будет оплатить в казну полную (прежнюю) ставку акцизного сбора. Закон должен вступить в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования.

Отраслевые эксперты считают, что данный закон задаст новый тренд на авторынке – в страну, как когда-то в 1990-х, массово хлынут подержанные автомобили. Крупные операторы рынка новых авто называют данную меру популистской и ожидают негативных последствий для индустрии в целом. Их прогноз – сокращение продаж новых автомашин на более чем 20% и уход с рынка некоторых дилеров.

Но есть и те, кто считает снижение ставок акциза правильным, но только при условии, что ввоз б/у иномарок будет жестко контролироваться фискальными органами.

Forbes представляет мнения пяти крупных операторов рынка относительно последствий нового закона.

Рада снизила акциз на подержанные легковые авто

Александр Тимофеев, генеральный директор «ABT Бавария» (официальный импортер BMW и MINI в Украине)

Весь мир довольно успешно торгует б/у автомобилями, и они выведены из тени. Этот сегмент рынка всегда был и будет больше, чем рынок новых авто. С одной стороны, в понижении акцизов нет ничего страшного – это нормально. С другой – это должно работать в нормальном правовом поле. Если будет соблюдаться таможенное законодательство, не будут специально занижаться цены на ввозимые автомобили, будут соблюдены все законы, тогда ничего страшного не произойдет.

К сожалению, по моему опыту, все, что у нас завозится не новое, ввозится по каким-то странным ценам. Поскольку наше правовое поле часто нарушается, граница открыта, контрабанда, как известно, идет, и по городу полно машин с европейскими номерами, потому что им разрешен временный въезд – в этой связи есть большой риск. Родина может недосчитаться налогов, а все остальное будет сломано и растоптано. Поэтому фискальным органам нужно достаточно жестко контролировать нормы закона. Если они будут соблюдаться, не думаю, что что-то закроется. Я не ожидаю большого всплеска б/у рынка, поскольку автомобили будут не совсем старые (согласно законопроекту, не старше 2010 года выпуска), и если они будут завозиться с соблюдением закона, их цена, в общем-то, не будет низкой. Рынок подержанных машин уже насыщен, и скоро перенасытится, и должен будет освежаться за счет новых иномарок. Так что последние все равно будут востребованы среди украинских покупателей.

Рада снизила акциз на подержанные легковые авто

Яна Миненко, генеральный директор «Renault Украина»

Закон значительно обрезает возможности для официальных продавцов новых автомобилей и повлечет негативные последствия для автомобильного бизнеса и рынка новых авто в целом. В развитие дилерской сети, в том числе строительство новых автоцентров, налаживание инфраструктуры и поддержку клиентов дилерская сеть «Renault Украина» за последние семь лет инвестировала порядка 30 млн евро.

Мы не поддерживаем такую инициативу, поскольку считаем ее популистской. Теперь встанет вопрос, как государство собирается контролировать поток подержанных автомобилей. Если контроль будет усилен, риск влияния на рынок новых автомобилей будет меньшим. Изначальный наш прогноз – падение рынка продаж новых автомобилей до 40% по итогам года от действия закона. Учитывая те правки, которые были внесены в закон во втором чтении, мы оцениваем падение рынка новых авто на 20%. Если посмотреть, например, на другие рынки, в той же Румынии авторынок достаточно либеральный, и государство уже более пяти лет пытается «фискализировать» поток б/у машин. Но, исходя из той информации, которой делятся наши партнеры, пока что это не получается. Ведь ни для кого не секрет, что при пересечении границы подержанным автомобилям значительно занижают стоимость. В нашей практике мы сталкивались с тем, что Renault Megane универсал 2011 года выпуска завозился за 24 000 гривен, что намного ниже его рыночной стоимости.

В этой связи новые акцизы могут стимулировать серые схемы импорта б/у автомобилей. Вопреки падению рынка новых легковушек в два раза за последний год спрос на автомобили не упал – он вырос за счет увеличения внутренних перепродаж: с 462 000 в 2014-м до 567 000 машин в 2015 году. Если в Украину будут завозиться подержанные автомобили по заниженным ценам, они автоматически понизят цену перепродажи машин на рынке, в результате владелец автотранспортного средства существенно потеряет в цене, и, скорее всего, уже не будет спешить продавать авто с целью покупки нового.

Рада снизила акциз на подержанные легковые авто

Олег Боярин, владелец компании «Еврокар» (выпускает автомобили Skoda)

Конечно, это негативно скажется на авторынке. Здесь вопрос в другом – в полном отсутствии понятной политики [с соблюдением законов] в этом направлении. Считаю это обыкновенным популизмом, не имеющим ничего общего с решением вопросов, заявленных в этом документе. Это не открытие рынка для торговли подержанными автомобилями, а попытка превратить рынок в свалку поддержанных машин.

Любая машина, произведенная в Европе и вывезенная через какое-то время, скажем, в Украину, пусть даже не выше трех лет с момента выпуска, вернуться обратно не может. То есть сама Европа делает все возможное, чтобы на ее рынок не импортировались ее же подержанные автомобили. Обещать что-либо без налогов всегда хорошо, только у людей нет возможности приобретать это.

По сути, закон касается очень узкого сегмента – премиальных брендов. Это решение вопросов для людей с высокими доходами, это не решение проблем обеспечения людей транспортом. Импорт дешевых [массовых] б/у автомобилей не будет иметь экономического смысла. Это касается исключительно дорогих машин. И сделано для «обедневших» олигархов. Зачем платить в стране налоги, если это можно решать совершенно по-другому? Плюс параллельно набирать зачетные баллы, вроде решается проблема населения.

Я бы хотел посмотреть, как этот закон поможет среднему классу. Мы вернемся в начало 1990-х, когда, по сути, были такие же условия. Вся страна, весь рынок превратится в приграничную торговлю, на границах с Украиной будут созданы площадки с подержанными автомобилями, и возникнет своеобразный автомобильный туризм. Все официальные импортеры и дилеры новых автомобилей, инвестировавшие в создание цивилизованной дилерской сети и организованного сервиса, в итоге будут существовать на грани выживания.

Рада снизила акциз на подержанные легковые авто

Петр Рондяк, председатель правления группы компаний «Виннер» в Украине, гендиректор «Виннер Импортс Украина»

Существенного влияния на авторынок эти инициативы не окажут. Согласно закону, одному физическому и юрлицу можно регистрировать не более одного автомобиля в год по льготным акцизным ставкам. Я думаю, что у украинских покупателей появится больше возможностей, поскольку автомобили можно ввозить не старше шести лет.

Будут ли люди массово покупать такие автомобили? Я не думаю. Мы считаем, что рынок новых автомобилей упадет в краткосрочной перспективе на 15-20%, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе он восстановится. Временно, возможно, это будет давить на дилеров, но не думаю, что это приведет к большим проблемам на рынке.

Впрочем, при определенных условиях – если украинская власть будет без коррупции, цивилизованно внедрять этот закон. Не допускать в страну ввоза автомобилей ниже нормы Евро 5, не допускать больше чем один автомобиль на физическое или юрлицо. А если будет коррупция и взятки на границе, и начнут привозить фуры по 20 машин, то это нарушение закона – и это другой вопрос.

Рада снизила акциз на подержанные легковые авто

Артем Ткаченко, член наблюдательного совета «ВиДи Груп» 

Документ, по сути, приравняли к акцизам на новые автомобили. Для некоторых дилеров это может стать последней каплей. Дилерское звено исключено из операций, они не смогут стать посредниками и работать на этом рынке. Воспользоваться этой возможностью [импортировать по новым льготным ставкам] могут физические и юрлица для личного пользования, и в течение одного года это транспортное средство нельзя продавать, а если хочешь продать – заплати прежний акциз. В результате ожидается по итогам года дополнительный импорт 20 000 подержанных машин.

Фактически одним законом нанесен двойной удар по автобизнесу. С одной стороны, дилеры не могут участвовать в торговле импортными б/у автомобилями, с другой – рынок просядет до 35-40 тыс. новых авто по итогам года, тогда как операторы строили планы, исходя из рынка в 60 000 новых иномарок. Кроме того, из-за притока поддержанных машин цены на внутренние перепродажи б/у авто, скорее всего, снизятся на 20-40% в зависимости от типа транспортного средства, что тоже негативным образом отразится на желании автовладельцев менять автомобиль на более «свежий».

Инициаторы преследовали цель помочь украинцам покупать дешевые автомобили, но никто не подумал, что в дилерском автобизнесе работает свыше 100 000 человек, часть из которых могут лишиться работы ввиду падения спроса на новые авто.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Роль личности в (банковской) истории: на что влияет первое лицо банка?
Кто и как управляет крупнейшими финучреждениями страны
Не как у людей: что в Украине мешает иностранным инвесторам
Одногодовые разрешения на пребывание в стране, невозможность репатриации капитала, плохой английский язык и так далее
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 9
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Yana Romanova
Yana Romanova — 26.02.2017, 20:57

Ввозить автомобили из стран Европы и правда стало выгодно! Особенно если транспорт подпадает под спецрастаможку! Те кто занимается ввозом с одного автомобиля зарабатывают от 2 тыс. евро. Но нужно знать, как выгодно купить и что. Иметь ввиду, что помимо просто стоимости ТС есть ряд дополнительных расходов и платежей, о которых можно узнать только в процессе. Нужно иметь ввиду, что экспертная оценка автомобиля является обязательной процедурой при ввозе машины, и не все оценщики готовы выполнять отчеты - к ним жесткие требования от инспекторов-экспертов-проверяющих , эта компания делает такую оценку - http://topexperts.com.ua/ocenka-a vtomobilej-i-spectexniki/

hfwseitai663
hfwseitai663 — 01.06.2016, 15:39

Депутаты будут у диллеров покупать.А граждане вздохнут хоть маленько.

Andrey Slipchenko Osmos
Andrey Slipchenko Osmos — 01.06.2016, 15:23

Сразу видно что ребятам прийдется делится рынком и снижать цены а они этого не хотят. Начинают говорить про 100 тысяч рабочих которые в одночасье потеряют работу! ну вот прям вот так сразху все? вы серьезно? такие высказывания напоминают риторику когда Казино закрывали. ПРо автохлам это вообще эпично!

Андрей Кудряшов
Андрей Кудряшов — 31.05.2016, 23:48

Ваш коментар...))) как боятся дилеры конкуренции ! причем здоровой конкуренции !!предполагаю что в основном будут завозить 3 летние авто и это хлам??))) рынок бу авто конечно побьет все рекорды конечно не так сразу но всеже те кто не успел продать свое авто а захочет поновее конечно он теперь продаст дешевле но ему и нужно меньше теперь денег на новее авто !! все просто !!

Аліна Круцонь
Аліна Круцонь — 31.05.2016, 22:22

Якщо Хонда Сівік седан 2008р.в. - це автозвалище, то хай автор статті вб'ється головою об стінку разом з брехунами-експертами, котрі скавулять про свої втрати.
Люди нарешті зможуть купити нормальне авто за адекватні гроші, а ті 100000 працівників дилерського бізнесу прекрасно продовжать перепродувати вживані авто.

Дмитрий Коробка
Дмитрий Коробка — 31.05.2016, 21:58

Какой то бред специалисты пишут. В Европе в Польше например официальные тоже занимаются продажей б/у автомобилей и все ок. Развиваться нужно вот и все

Melnychuk Maxym
Melnychuk Maxym — 31.05.2016, 21:57

BMW 2010 року це хлам? Тпере накінець з'явиться змога в людей купити нормальну машину за менші гроші. А автодиллери, які "замовили" статтю нехай йдуть лісом, так їм вся 42 мільйонна країна скаже, в особливості ЗАЗу з його ланосами по 8-10 тисяч доларів

Picterman
Picterman — 31.05.2016, 21:46

Якби вся країна їздила на машинах "не старіше 2010 року" то це було за щастя!
Але бариги ніколи цього не допустять - їм вигідніше продати 2000 нових авто ніж пересадити всю країну на авто "не старше 2010 року"! На моє переконання авто з двигуном менше 1 літра взагалі не повинні платити жодних податків а за елктромобілі уряд повинен ще і доплачувати...
Але ще раз - баригам головне свій власний "бізнес" ніж доля країни та 50 млн населення...
Показове було голосування - протягнули з четвертого чи п"ятого разу - не голосували по 25 чоловік з БПП та НФ. Мабуть цим ділом "керував" пензеник, який так "бореться" за "чесний бізнес"!

Вася Васечкин
Вася Васечкин — 31.05.2016, 20:16

Когда до этих дебилов уже дойдёт, что недорогие б\у автомобили это десятки, если не сотни тысяч рабочих мест в сфере ремонта и т.о. обслуживания ?

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов