Ненастоящий художник

Любовь к искусству и хорошие отношения с ведущими украинскими художниками помогают издателю Константину Кожемяке находить клиентов далеко за пределами арт-среды
Ненастоящий художник
Издатель Константин Кожемяка
Фото Александр Козаченко для Forbes Украина

В апреле 2013 года в Музее современного искусства Украины открылась выставка украинского художника Владислава Шерешевского. Выставку сопровождал артбук «Золотая книга Шерешевского» – массивный фолиант, отделанный тканью, обрезы которого были покрыты золотой краской. Альбом с иллюстрациями воплотила украинская типография Huss, принадлежащая предпринимателю Константину Кожемяке.

Артбук мог бы выглядеть совершенно иначе, если бы издатель не пошел на небольшой риск. «Владислав показался мне симпатичным человеком, и я предложил ему вместо обычного каталога обернуть книгу тканью и допечатать суперобложку. При цене в $15 000 получалось на $700 дороже», – вспоминает Кожемяка. Для того чтобы убедить художника, предприниматель предложил простую сделку: напечатать сейчас, а разницу в стоимости Шерешевский мог заплатить после выставки, если посчитает, что произведенное на гостей впечатление того стоило.

«Хорошо получилось, – вспоминает Шерешевский. – Потом многие художники, начиная с Анатолия Криволапа, заказывая свои каталоги, говорили: сделайте, чтобы книга была не тоньше, чем у Шерешевского». Художник уверен: коллаборация с ним пошла на пользу издательству. Согласен с этим и сам издатель. Несмотря на то что артбуки и книги об искусстве сегодня занимают примерно 10% всех заказов типографии (для сравнения: каталоги продукции – 50%), ставка на работу с украинскими художниками – ключевое направление работы компании.

Когда в 2001 году бывший военный Константин Кожемяка, к этому времени уже успевший заработать капитал на эксплуатации месторождения лечебно-минеральных вод, основал типографию «Р. К. Мастер-принт» (Р. и К. – от первых букв имен основателей компании: супруги Риммы, которая стала в компании коммерческим директором, и самого Константина), о работе в арт-бизнесе и речи не было. «Нашей специализацией стала бумажно-беловая продукция: блокноты, папки, буклеты. Все, что нужно было забрендировать», – рассказывает Кожемяка. Он увидел эту свободную нишу, когда в конце 1990-х предприниматели начали проводить первые конференции и выставки, и те, кто хотел выглядеть солидно, нуждались в приличной печатной продукции и других раздаточных материалах.

Кожемяка уверен: успех бренда напрямую зависит от расходов на маркетинг

Типография Кожемяки тогда представляла собой «точку сборки»: штат из пяти человек занимался тем, что заказывал все полуфабрикаты у разных подрядчиков и собирал готовые заказы. Чтобы запустить свое дело, понадобилось около $20 000. Первый толчок бизнесу дал выход на украинский рынок компании Metro Cash & Carry Ukrainе в 2003 году. «Р. К. Мастер-принт» стал одним из поставщиков бумажно-беловой продукции, но уже не брендированной. Партнерство продлилось не очень долго: через пару лет компания была уже не в состоянии удовлетворять спрос постоянно растущей сети, зато ощутила существенный приток новых заказчиков.

В типографии возросший спрос объясняют просто: блокноты были высокого качества, и на каждом печатали логотип компании и контактные данные, что стало бесплатной рекламой для типографии.

Вместе с новыми клиентами пришли и новые вызовы: начали поступать заказы на буклеты, брошюры, позднее – ежедневники и каталоги. Все это требовало покупки более дорогого оборудования.

В печатное дело Кожемяка пришел, уже имея опыт в продвижении и продажах. Ему принадлежала лицензия на скважину минеральной воды в Хмельницкой области, но дело в гору так и не пошло. Предприниматель уверен: причина была не в качестве продукта, а в недостатке ресурсов на громкую рекламную кампанию и вывод минеральной воды в ведущие торговые сети. Уже тогда он присматривался к стилю работы лидеров отрасли – IDC, PepsiCo и The Coca-Cola Company – и сделал вывод: успех бренда напрямую зависит от того, сколько компания готова тратить на репутацию и маркетинг. Испытать свои предположения Кожемяка решился в 2009 году. Первым делом под удар попало несовременное название «Р. К. Мастер-принт».

«Несмотря на новое дорогостоящее оборудование, серьезные мощности и вал заказов, наша типография все еще называлась так, будто мы переплетаем студентам дипломы», – посмеивается бизнесмен. На работу с брендинговым агентством ушел почти год. Новое название Huss и лаконичный красно-белый логотип должны были подчеркнуть современный подход, а приставка «фамильная типография» – готовность к построению долгосрочных, почти семейных отношений с каждым заказчиком. Результат не заставил себя ждать: обновленная типография начала работать в премиум-сегменте, а стоимость каждой сделки выросла в среднем в три раза.

После ребрендинга стоимость сделок выросла в среднем в три раза

С переходом в новый сегмент заказы стали гораздо разнообразнее. Сколько технический отдел ни старался унифицировать работу типографии – все попытки оказались тщетны. Из проблемы выросло решение. Недостаток решили сделать фишкой производства. «Ручную работу» оценили художники, для которых чрезвычайно важно качество цветопередачи. «Мы заметили, что художники довольны нашей работой, и решили использовать это в репутационном менеджменте», – рассказывает Кожемяка. Арт-рынок не так широк, и все участники хорошо знают друг друга, но одновременно они – лидеры мнений, и могут привлечь клиентов из других сфер.

«Я знал, что Huss специализируется на искусстве, и для меня это было важно, – говорит владелец кофеен ONE LOVE espresso bar Владимир Задирака, который в прошлом году реализовал в типографии два проекта, в том числе и кофейный гид по городам Украины The City Coffee Guide 2015. – Но финальную роль в принятии решения сыграл совет моего друга Руслана Лобанова, культового украинского фотографа».

Ненастоящий художник
Фото Александр Козаченко для Forbes Украина

Из прагматичной задачи – «рассказать бизнес-сообществу, что Huss – социально ответственная компания, помогающая деятелям украинского искусства», – выросло направление ArtHuss – издательство, которое публикует не только альбомы современных художников, но и зарубежные книги по искусству и даже открытки с репродукциями. Сейчас его можно сравнить с кельнским издательством Taschen, существующим с 1980 года.

«Издательству ArtHuss удалось найти свою уникальную нишу, – уверен куратор культурных проектов Александр Михед. – В украинском издательском бизнесе больше никто не работает в нише искусствоведческого нон-фикшна для широкого читателя».

Работа с художниками выросла в увлечение: сейчас в коллекции Кожемяки более 120 картин современных художников. В собрании не только заказчики, над артбуками которых удалось поработать, его цель – собрать репрезентативный срез мастеров, определяющий сегодняшний культурный ландшафт. «У меня есть работы Вайсберга, Ройтбурда, Криволапа, Цаголова, Савадова. Это не значит, что они мне все нравятся. Это значит, что когда пройдет время, я смогу сказать, что вот эти ребята тогда «рулили».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
В борьбу за украинский газ уже совсем скоро может включиться «группа Петра Порошенко»
Дорога в дюнах: что ожидает латвийскую «дочку» ПриватБанка
PrivatLatvia, находящийся под пристальным вниманием контролирующих структур, могут выставить на продажу уже в нынешнем году
Табачные миллиарды: гиганты отрасли закрывают мегасделку
Число курильщиков сокращается, но за доступ к их карманам производители сигарет выкладывают умопомрачительные суммы
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
О чем говорили украинские делегаты, и что зарубежная элита думает об украинских реалиях
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
В борьбу за украинский газ уже совсем скоро может включиться «группа Петра Порошенко»
Новые вершины участников рейтинга Forbes «30 до 30»
Новые вершины участников рейтинга Forbes «30 до 30»
Год назад редакция «Forbes Украина» впервые представила рейтинг «30 до 30»
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Соседи «улыбающейся» африканской страны смещают проигравшего выборы правителя под дулами автоматов