Яцек Пехота: «Лично я остерегаюсь подсказок, которые дают государству извне»

Экс-министр экономики Польши – о проблемах трудовой миграции в страны ЕС и о том, почему украинским властям нужно всячески поддерживать малый бизнес
Яцек Пехота: «Лично я остерегаюсь подсказок, которые дают государству извне»
Фото DR

Отток рабочей силы из Украины стал перманентным явлением. За последние 20 лет, по разным оценкам, страну покинуло до 15% экономически активного населения. Причем, особой популярностью у наших соотечественников пользуется Польша. Как в силу удобного географического расположения, так и в виду относительно лояльных условий трудоустройства. Кроме того, по статистике около 80% польских компаний и предприятий испытывают кадровый голод. Им катастрофически не хватает квалифицированной рабочей силы.

И если в 2012 году польскими властями было выдано 250 000 «освядчень» (разрешительный документ на работу. – Forbes), то уже в 2015 году – 800 000, из них 616 000 – украинцам. А с 2017 года поляки намерены уравнять размеры зарплат для мигрантов и местных жителей, что лишь усилит приток рабочей силы.

Однако вместе с либерализацией условий трудоустройства наступает и более жесткая ответственность за нелегальное нахождение на территории Польши. А поскольку до 90% рынка услуг по международному трудоустройству в Украине занимают компании-мошенники, которые продают фальшивые «освядчення», неверно информируют граждан об условиях работы и оплаты труда, все это в итоге оборачивается для трудовых переселенцев большими неприятностями.

Forbes пообщался с президентом Польско-украинской хозяйственной палаты и экс-министром экономики Польши Яцеком Пехотой о перспективах, которые открываются перед украинскими мигрантами, выезжающими в Польшу в поисках работы, и о том, как бороться с рынком нелегальных услуг по трудоустройству. Кроме того, Яцек Пехота рассказал о своем видении реформ в Украине и причинах их медленного внедрения.

Разобраться самим

 Будучи министром экономики Польши, вы активно защищали интересы малого бизнеса. Поэтому хочется услышать ваше мнение о том, насколько важны льготные условия налогообложения для предпринимателей? В Украине, например, правительство взяло четкий тренд на искоренение упрощенной системы налогообложения.

 Мне кажется, точечные изменения в украинское законодательство, отмена налогов или появление новых сборов не дадут возможность коренным образом улучшить ситуацию с наполнением бюджета и добиться детенизации, поскольку у бизнеса нет стимулов работать открыто, прозрачно, добросовестно.

Да, какие-то большие инвесторы и «длинные» деньги в Украине пока еще остались. Но, как показывает практика, многие инвесторы в условиях экономической турбулентности и политической неопределенности очень быстро переносят свои производства в другие страны.

Только тот, кто создал несколько успешных бизнесов и пару раз прогорел, может считаться экономически образованным человеком

 Как переломить ситуацию на практике?

 Комплексно работать над созданием налоговых, регуляторных условий для малых и средних предприятий, для индивидуальных предпринимателей, стимулировать приход инвесторов, которые будут чувствовать себя защищенными с правовой точки зрения. Например, будучи в Соединенных Штатах Америки, я наблюдал, какое пристальное внимание уделяется там развитию именно небольшого, индивидуального бизнеса при всем обилии крупных транснациональных корпораций.

Более того, в Америке чиновник среднего звена обязан показать каждому гражданину, каким инструментарием он располагает для создания своего дела (законодательным, налоговым, финансовым, в том числе), и помочь отыскать те ниши, которые мог бы занять потенциальный бизнесмен. Так почему бы не внедрить подобный опыт в Украине?

А вообще, по моему мнению, только тот, кто создал несколько успешных бизнесов и пару раз прогорел, может считаться экономически образованным человеком. И только такие люди вправе отвечать за определенные инициативы (например, налоговые), курировать различные программы поддержки, стимулирования и решать, как формировать бюджет страны.

– Какие шаги нужно предпринять Украине для того, чтобы быстрее интегрироваться в европейское экономическое пространство?

– На данный момент сделано, к сожалению, немного, чтобы изменить структуру украинской экономики. Украина за все годы независимости не провела системных реформ. На базе предприятий, построенных еще в СССР, появился источник национального капитала, богатства. Тут же возникла олигархическая система, которая ретранслировалась на политику. Поэтому мне кажется, что Украине не хватает эффективной антимонопольной системы плюс реальной конкуренции в определенных секторах, которые создают основную часть затрат в бизнесе.

Ключевой такой отраслью является энергетика. И без настоящей конкуренции в этой сфере, без низкой цены электроэнергии в конечном продукте украинская экономика никогда не будет конкурентоспособной. В Украине я пока вижу неубиваемую монополию, отсутствие эффективной бизнеса, а также нежелание финансировать его.

Причем, даже украинские банки заинтересованы только в кредитовании крупных корпораций. При этом финансовые институты переносят свои риски на бизнес и, по сути, блокируют ему доступ к дешевым ресурсам. Например, у нас есть программа поддержки польского экспорта, где украинские импортеры могли бы закупать в кредит на хороших условиях (по ставке максимум до 6%) инвестиционные товары. Но украинские банки добавляют сверху внушительную маржу, в результате чего программа попросту не работает.

 В конце 1990-х годов Кабинет министров Лешека Бальцеровича внедрял в Польше ряд судьбоносных для страны реформ. Сегодня Бальцерович вместе с экс-министром финансов Словакии Иваном Миклошем входят в число советников украинского правительства, которые пытаются реализовывать свои реформаторские идеи в Украине. Насколько Бальцерович был успешен в те годы, и какова вероятность, что его с Миклошем инициативы и опыт помогут Украине?

 Когда кабинет Бальцеровича продвигал свой известный «план Бальцеровича», я был в парламентской комиссии, которая рассматривала и принимала этот пакет реформ. И тот период отличался от украинской ситуации тем, что Бальцерович и его команда были открыты для диалога с высшим руководством страны, которое несмотря ни на что знало всю систему изнутри. То есть ни у одной из сторон не было монополии на правду.

К тому же, парадоксально, но тогда не было разделения по политическим взглядам – над обновлением Польши вместе работали и новые политики, и старые функционеры социалистических времен. И мы все отчетливо понимали, что экономика неэффективна, и ее надо менять. Это было уникальное время, когда новое и старое поколение объединилось В то же время не было места популизму, который бы стопорил реформы.

Тем не менее, «план Бальцеровича» мог быть внедрен только в Польше, только в том парламенте, только в то время и только при тех обстоятельствах. Поэтому в иных условиях такой пакет реформ был бы однозначно провален. Ввиду этого, насколько польские условия конца 1980-х можно успешно наложить на то, что имеет сегодня Украина – большой вопрос.

У нас есть программа поддержки польского экспорта, где украинские импортеры могли бы закупать в кредит на хороших условиях (по ставке максимум до 6%) инвестиционные товары. Но украинские банки добавляют сверху внушительную маржу, в результате чего программа попросту не работает

 Напрашивается логичный вопрос. Могут ли эксперты «со стороны», которые в любом случае не знают всех особенностей украинской экономики, дать действительно рабочий рецепт ее оздоровления?

Лично я остерегаюсь подсказок извне для государства. Надеюсь только на то, что в команде «Бальцеровича-Миклоша» есть люди, которые действительно досконально и глубоко знают украинские реалии, местную экономику. И рекомендации именно этих людей будут ближе к этим реалиям, чем рекомендации МВФ и ЕС.

Яцек Пехота: «Лично я остерегаюсь подсказок, которые дают государству извне»
Фото DR

Руки, опыт и мозги

 В каких областях украинцы могут составить конкуренцию полякам и другим европейцам? Каких специалистов, если мы говорим об украинцах, хотят видеть в странах ЕС?

 В Польше практически нет сфер и отраслей экономики, где бы украинцы еще не работали. Но наиболее востребованными остаются, как правило, соискатели для сезонных работ. Хотя растут запросы на квалифицированный персонал. Например, очень сильно нуждается в специалистах строительная индустрия, IT и телекоммуникации. Требуются мастера разных специализаций на судоверфях.

 К слову, ведь и поляки отправляются в поисках лучшей жизни в другие страны.  Например, в соседнюю Германию. Видимо, в Польше с работой тоже не все хорошо?

 Не совсем  так. Дело в том, что основным местом миграции польского населения традиционно была Великобритания из-за находящейся на острове многочисленной польской диаспоры. Однако после первых упоминаний о Brexit ситуация изменилась, поляки массово уезжают на заработки в Норвегию. А там весьма развито судостроение, ввиду чего у местных компаний есть большой спрос на сварщиков, в том числе, специалистов из Польши.

 Распространяются ли квоты ЕС по трудоустройству на украинцев?

 Речь идет о некоей квоте беженцев, согласно которой конкретная страна должна была принять и создать условия для проживания этих людей. То есть, это квоты, которые Еврокомиссия определила для мигрантов/беженцев из конфликтных зон Ближнего Востока. Прежде всего, для граждан Сирии. Поэтому такие ограничения украинцам не грозят.

Тем не менее, факт остается фактом: по истечению срока польской «карты побыту» (временного вида на жительство. – Forbes) многие украинцы хотят ее продлить, а то и остаться навсегда. Их стремление вернуться домой прямо зависит от развития украинской экономики. Но очевидно, что всех желающих принять мы все равно не сможем, и миграция в любом случае будет контролироваться.  

 Могут ли студенты из Украины и других стран, учащиеся в польских университетах, получить после обучения работу? Например, есть программа ЕС Erasmus по обмену. А кроме нее?

 Сейчас в Польше насчитывается 60 000 украинских студентов, и Польско-украинская хозяйственная палата всеми силами поддерживает создание профсоюза украинского студенчества. Это очень помогло бы молодым людям в решении, в том числе, и вопроса по трудоустройству. Вместе с тем мы бы очень хотели, чтобы украинская сторона тоже поддержала эту инициативу. Ведь важно, чтобы у молодежи возник интерес вернуться в Украину и применить в родной стране полученные в Польше опыт и знания.

Кроме того, часто украинские студенты даже не знают о доступе к стипендиальным системам частных и государственных учебных заведений. Поэтому мы работаем над сбором и распространением информации по этой проблематике. А также над внедрением программы стажировки украинских учащихся у польских работодателей по своему профилю. Нужно дать возможность нашим предпринимателям оценить работу украинских практикантов и верифицировать их с точки зрения будущего трудоустройства.

Работодатель обращается в районный отдел по трудоустройству. А уже райотдел, владеющий статистикой по рынку труда и безработице, верифицирует данные и решает, доступна ли та или иная вакансия для гражданина другой страны

 Насколько известно, в Германии или Великобритании работодатель должен направить документ в официальные органы, в котором он обосновывает, почему место в компании займет гражданин другой страны, а не местный житель. Действует ли такой порядок в Польше?

 Да, такой порядок существует. Работодатель обращается в районный отдел по трудоустройству. А уже райотдел, владеющий статистикой по рынку труда и безработице, верифицирует данные и решает, доступна ли та или иная вакансия для гражданина другой страны. Чтобы не случилось так, что должность, которую мог бы занять местный житель, отдали мигранту без веских на то причин.

 В Украине буквально процветает рынок по нелегальному трудоустройству. Как бороться с этой проблемой?

 Да, мы не отрицаем, что такая проблема действительно существует. И первый шаг в сторону «очищения» рынка уже сделан. Буквально на днях Польско-украинская хозяйственная палата решила объединить усилия со Всеукраинской ассоциацией компаний по международному трудоустройству, которая занимается  решением проблем, связанных с трудоустройством за границей граждан Украины.

Теперь каждый украинец сможет совершенно бесплатно получить подробную информацию о процедурах законного трудоустройства в Польше и подтвердить наличие лицензии у компании, которая занимается трудоустройством. Кроме того, нужно объяснять людям ценность их жизни, чтобы они работали с надежными страховыми компаниями. Многие до сих пор не понимают, что легальное трудоустройство дает гораздо больше преимуществ, чем якобы более дешевые попытки договориться о работе с серыми посредниками или работать за рубежом нелегально.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Роль личности в (банковской) истории: на что влияет первое лицо банка?
Кто и как управляет крупнейшими финучреждениями страны
Не как у людей: что в Украине мешает иностранным инвесторам
Одногодовые разрешения на пребывание в стране, невозможность репатриации капитала, плохой английский язык и так далее
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Владлен Червинский
Владлен Червинский — 16.10.2016, 23:10

Польща - одна з найближчих нам країн за стилем життя, менталітетом тощо. Сам колись хотів там навчатися. Буде добре, якщо якомога більше українських студентів зможуть навчатися в цій країні.

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов