Одиночный старт: удалось ли «Антонову» забрать у российского конкурента рынок перевозок НАТО

И зачем компании новое СП в Великобритании
Одиночный старт: удалось ли «Антонову» забрать у российского конкурента рынок перевозок НАТО
Самолет АН-124-100 «Руслан»
Фото УНИАН

В понедельник ГП «Антонов» сообщило о том, что с 1 января 2017 года в Великобритании заработает его новая дочерняя компания – Dreamlifts Ltd. Это представительство будет заниматься продвижением услуг по перевозке грузов сверхтяжелыми самолетами Ан-124-100 («Русланами»). Dreamlifts заменит работавшую с 2006 года Ruslan International (RI), которая также базируется в Великобритании в г. Стенстед и прекращает свою деятельность с 31 декабря 2016-го. Такой маневр потребовался «Антонову» для того, чтобы реализовать ранее анонсированную стратегию по разрыву кооперации с российским партнером по эксплуатации «Русланов», компанией «Волга-Днепр», которая в соотношении долей 51% на 49% с украинским предприятием входит в капитал RI.

Информацию о том, что СП в Великобритании прекращает работу, подтвердили и в «Волге-Днепр». «За прошедшие десять лет работа компании принесла пользу обеим сторонам, а также обеспечила соответствующий уровень услуг для клиентов», – говорилось в пресс-релизе компании от 18 ноября.

В «Волга-Днепр» уточнили, что техническое сотрудничество с украинским партнером продолжится в рамках поддержания летной годности самолетов. Вероятно, эта ремарка обозначает, что «Антонов» пока не будет выполнять свои недавние угрозы относительно самоустранения от техобслуживания «Русланов», которое он производит эксклюзивно как разработчик самолета. В свою очередь эти планы были озвучены в ответ на намерения России отказаться от услуг «Антонова» в части обслуживания самолетов Ан-124 и делегировать полномочия по поддержанию летной годности российскому КБ «Ильюшина» (с точки зрения украинских конструкторов, это было бы нарушением норм международного права).

В «Волга-Днепр» уточнили, что техническое сотрудничество с украинским партнером продолжится в рамках поддержания летной годности самолетов. Вероятно, эта ремарка обозначает, что «Антонов» пока не будет выполнять свои недавние угрозы относительно самоустранения от техобслуживания «Русланов», которое он производит эксклюзивно как разработчик самолета

Стоит отметить, что Ruslan International – лишь одно из двух СП, созданных Украиной за рубежом для совместной эксплуатации «Русланов» с компанией «Волга-Днепр». Второе, Ruslan SALIS, находится в Германии, городе Лейпциге, и было создано в том же 2006 году. О том, будет ли ликвидирована эта компания, пока не известно. «У этих предприятий разные функции и заказчики. Ruslan International была создана для выполнения коммерческих перевозок и работала с различными заказчиками по всему миру. Ruslan SALIS создавалась сугубо для военных перевозок в интересах НАТО», – объясняет руководитель пресс-службы ГП «Антонов» Оксана Трофимчук.

Официально о судьбе Ruslan SALIS пока не сообщается. Срок контракта с НАТО по программе SALIS истекает в декабре, и, как уже писал Forbes, и российская, и украинская сторона кулуарно обсуждали с заказчиком – представителями НАТО – возможности продления контракта без участия партнера. По информации Forbes, в июле на территории Германии было зарегистрировано также альтернативное предприятие «Антонова» Antonov SALIS Gmbh уже без участия «Волги-Днепр» под программу перевозок НАТО. «Переговоры относительно сотрудничества в рамках СП Ruslan SALIS  пока не завершены, поэтому комментировать их ход мы не можем», – говорит Трофимчук.

В начале ноября в зарубежной прессе появилась информация о том, что Пентагон разорвал текущие контракты с «Волга-Днепр» и намерен заключить новые договора напрямую с украинским «Антоновым». В частности, об этом 9 ноября написало издание Intelligence Online, базирующееся в Париже. «При помощи своего транспортного командования (US Transportation Command, USTRANSCOM) Пентагон в течение года аннулировал все контракты с перевозчиком «Волга-Днепр», – сообщило СМИ со ссылкой на свои источники.

«В духе стратегии Запада по созданию торговых барьеров для России важно убрать «Волгу-Днепр» из этих отношений. Необходимо сделать их сейчас сугубо двусторонними в формате Украина-НАТО. Этот шаг значительно менее провокационный, чем обусловленный гарантиями безопасности, но он есть значительно более чем просто сигнал», – цитирует издание Джеймса Хасика, аналитика Атлантического Совета США. Также в статье утверждалось, что юристы «Волги-Днепр» пытаются оспорить это решение на территории США.

Позже российские СМИ получили косвенное подтверждение информации о разрыве контрактов со стороны Пентагона у «Волги-Днепр». В компании сообщили, что до 2014 года программы по заказу военного ведомства США были финансово выгодными, самолеты имели высокую интенсивность полетов и почти не находились на земле. Однако сейчас загрузка флота Ан-124 упала до 45%, а в случае полного разрыва военных контрактов может снизиться до 20-30%, приводились данные со ссылкой на «Росавиацию».

Вместе с тем не исключено, что, потеряв контракты Пентагона, «Волга-Днепр» все же сможет продолжать выполнять заказы НАТО в странах ЕС. 4 ноября немецкий блогер, обозреватель NDR-Info по безопасности и геополитике Бёрн Мюллер написал со ссылкой на пресс-секретаря немецкого Министерства обороны о том, что НАТО нашло временное решение по программе SALIS: будут подписаны отдельные контракты с каждой из сторон.

Вопреки всем политическим нюансам НАТО пока не решилось полностью отказаться от услуг «Волги-Днепр», хотя США демонстрируют больше последовательности в своей политике по изоляции России, чем европейские соседи Украины

Решение, по его словам, было выработано во время последнего совещания в рамках партнерства 20 октября. «Предложения компаний «Антонов» и Ruslan SALIS Gmbh были акцептированы», – цитирует блогер пресс-секретаря министра. Под Ruslan SALIS тут, очевидно, подразумеваются именно интересы «Волги-Днепр», поскольку именно она многие годы имеет операционный контроль над этой компанией. Так, по информации Мюллера, контракты должны быть подписаны в декабре сроком на 2 года, с возможностью пролонгации еще на 5 лет. Загрузка будет распределяться, как и ранее, соразмерно флоту двух компаний (7 у «Антонова» и 12 у «Волги-Днепр») – 40% на 60% летных часов соответственно.

Таким образом, как и прогнозировал Forbes, вопреки всем политическим нюансам НАТО пока не решилось полностью отказаться от услуг «Волги-Днепр», хотя США демонстрируют больше последовательности в своей политике по изоляции России, чем европейские соседи Украины. Техническая сторона вопроса – сложности с обслуживанием «Русланов» без российских комплектующих – остается актуальной.

В октябре в СМИ широко обсуждалась новость о том, что «Антонов» заключил контракт на ремонт комплектующих для Ан-124 и Ан-225 с арабским сервисным центром в Шардже, который по факту оказался «дочкой» российской «Аэросилы». Правда, делаются шаги и для диверсификации импорта. Например, в сентябре «Антонов» сообщил об испытаниях Ан-124 с новыми шинами британской компании Dunlop Aircraft Tyres Limited, которые должны заменить российские. Также необходимо найти замещение для авионики самолета, тормозных систем и некоторых других комплектующих.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Роль личности в (банковской) истории: на что влияет первое лицо банка?
Кто и как управляет крупнейшими финучреждениями страны
Не как у людей: что в Украине мешает иностранным инвесторам
Одногодовые разрешения на пребывание в стране, невозможность репатриации капитала, плохой английский язык и так далее
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов