Получили, сохранили, поехали: Tesla Motors покупает SolarCity

Большая часть акционеров поддержала сделку, несмотря на прежнюю критику
Получили, сохранили, поехали: Tesla Motors покупает SolarCity
Фото Getty Images

Вечером 21 ноября стало официально известно, что акционеры компаний Tesla Motors и SolarCity пришли к взаимному соглашению: в ближайшее время начнется процесс поглощения. Автомобильному производителю это обойдется в $2,1 млрд, хотя обе компании все еще остаются убыточными. Илон Маск, как основатель Tesla Motors и член совета директоров SolarCity, уверен: синергия от слияния даст невероятный эффект уже в ближайшем будущем. Как минимум, такой план есть у предпринимателя в голове.

Начало процесса

Широкая публика о готовящейся сделке узнала лишь в конце лета, когда пресса начала активно обсуждать потенциальное слияние. Впервые же идея появилась у Маска еще в феврале прошлого года. А в високосный день – 29 февраля – Маск созвал специальное собрание акционеров, на котором поведал о своих устремлениях на будущее. Тогда его план был воспринят весьма скептически, многие и вовсе не отнеслись к идее миллиардера всерьез. Акционеров задевал тот факт, что Маск не наладил нормальное производство Model X, но уже ставит перед собой новый вызов.

Но как только процесс был запущен, SolarCity сразу оброс несколькими потенциальными покупателями. Несмотря на тот факт, что компания на протяжении своего существования оставалась убыточной, внимание Tesla Motors подогрело к ней интерес остальных участников рынка. Впервые о потенциальной сделке сообщили 21 июля, а уже к концу месяца топ-менеджеры встретились с двумя представителями сторонних компаний. В совокупности, как сообщают источники, руководство SolarCity проводило предварительные переговоры с представителями семи компаний. Но выбор остановили на Tesla Motors.

Подводные камни

Основная причина, по которой инвесторы долго не соглашались на сделку, – убыточность обеих компаний. Из-за наполеоновских планов Маска компании постоянно срывают сроки, выпуск автомобилей откладывается, ракеты запускаются позже заявленного. Это подрывает финансовое состояние компании и предпринимателя, которым оставаться на плаву помогают дополнительные вливания от друзей (вроде миллиардера Ларри Пейджа) и поддержка со стороны государства (Tesla Motors получает огромные финансовые преференции, в том числе и льготы на покупку машин, что делает их более привлекательным выбором). SolarCity, которую, к слову, основали двоюродные братья Маска, также поддерживали на плаву инвесторы и постоянный выпуск облигаций.

Но предприниматель нашел верный рычаг влияния. Им стала презентации необычного продукта – крыши Solar Roof, которая похожа на обычную черепицу, но по сути это солнечные элементы. Большая презентация привлекла массу журналистов, которым Илон Маск очертил свое видение будущего: дом должен стать автономным производителем энергии, которая будет храниться в уже существующих Powerwall, а затем использоваться для зарядки электрического автомобиля. «Создавать каждый из этих элементов отдельная компания не может», – заключил предприниматель. Спустя месяц после презентации 85% акционеров Tesla Motors (не считая Маска) и 99% акционеров SolarCity поддержали поглощение.

Вместе – больше денег

В ходе агитации за поглощение Илон Маск не раз указывал на точки соприкосновения Tesla Motors и SolarCity. К примеру, без помощи последней не удастся создать Solar Roof, а вот сохранять энергию умеет Powerwall от Tesla Motors. Причем, компания уже его производит. В качестве примера две компании даже осуществили большой проект – перевод на солнечные панели целого острова.

Эксперимент провели на острове Тау в Американском Самое. Население – чуть более 600 человек. Ранее для подачи энергии жители использовали солярку. SolarCity установили более 5300 солнечных панелей, а Tesla Motors – 60 больших установок Powerpacks для сохранения энергии. Как результат, энергии хватит на всех в течение трех дней без солнца. И что более важно – это чистая энергия.

В качестве примера две компании даже осуществили большой проект – перевод на солнечные панели целого острова

Эксперты оценивают позитивный результат от совместной работы двух компаний в $150 млн ежегодно. А обмен технологиями позволит сделать их дешевле и доступнее. Например, по предварительным данным крыша из Solar Roof  обойдется в $70 000, но Маск заверил, что на будущем заводе «Гигафабрика»  эту технологию смогут сделать более дешевой. А саму фабрику загрузят заказами не только Tesla Motors, но и SolarCity. Продукты же последней начнут продавать в двух сотнях магазинов Tesla по всему миру: они отлично сочетаются между собой. Сам Маск верит, что в будущем стоимость новой компании может достичь триллиона долларов, правда пока он единолично разделяет эту веру.

Насколько реальны его прогнозы? Вернемся в 2006-й. Десять лет назад он заявил, что создаст спортивный электромобиль, выручку которого вложит в более доступный вариант, а потом – в еще более доступный. И сделает так, чтобы потребитель мог генерировать энергию в собственном доме, чтобы затем использовать ее для зарядки своего же авто. В 2016-ом план стал практически реальностью, а слова Маска оказались правдой. Возможно, решения предпринимателя не такие уж и безумные.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Бизнес
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Роль личности в (банковской) истории: на что влияет первое лицо банка?
Кто и как управляет крупнейшими финучреждениями страны
Не как у людей: что в Украине мешает иностранным инвесторам
Одногодовые разрешения на пребывание в стране, невозможность репатриации капитала, плохой английский язык и так далее
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов