Под каким законным предлогом можно отложить плановую проверку юрлица-плательщика НДС?

Налоговое законодательство не предусматривает прямых оснований для того, чтобы по инициативе налогоплательщика могли быть перенесены сроки проведения документальной плановой, внеплановой и фактической проверок.

Но, во-первых, как это ни абсурдно звучит, основанием для переноса налоговой проверки может стать «банальное» отсутствие налогоплательщика по его местонахождению – то есть полное отсутствие кого-либо по адресу налогоплательщика. В таком случае налоговая будет вынуждена перенести проверку.

Во-вторых, право на проведение плановой проверки возникает лишь тогда, когда не позже, чем за 10 календарных дней до проверки, налогоплательщику были вручены копия соответствующего приказа о её проведении и письменное уведомление с указанием даты её начала (пункт 77.4 Налогового кодекса Украины). Причем эти документы должны быть вручены либо под расписку, либо отправлены рекомендованным письмом с уведомлением о вручении.

Таким образом, если налогоплательщик получил документы не в рамках этих двух способов, а каким-то другим, или получил их с опозданием, то он может просто не допустить представителей налоговых органов к проведению проверки. Такое право предусмотрено пунктом 81.1 Налогового кодекса Украины.

Наконец, для того, чтобы не допустить проведения проверки, есть еще несколько оснований.

Например, ее можно остановить, если инспекторы не предоставили налогоплательщику служебные удостоверения или если в направлении на проведение проверки указаны другие инспекторы, чем те, которые прибыли для ее проведения.

Отдельно следует учесть сроки проведения проверок, предусмотренные статьей 82 Налогового кодекса Украины, и то, что налоговые органы имеют право продлить установленный законодательством срок ее проведения либо прервать ее.

Согласно общему правилу, срок, на который может быть прервана проверка, не должен превышать 30 рабочих дней (в некоторых случаях 60 рабочих дней). Но при желании налоговая инспекция может растянуть проведение проверки на любой срок, ведь из этого правила есть исключения, в рамках которых завершение проверки может быть отложено на неопределенный срок.

О каких исключениях идет речь? Например, о том, когда налоговикам нужно провести экспертизу, получить информацию о деятельности налогоплательщика от иностранных государственных органов; когда суд должен завершить рассмотрение иска по вопросам, связанным с предметом проверки. Или же если налогоплательщику нужно восстановить утраченные документы.

В целом, важно хорошо знать свои права и понимать, какие обязанности возложены на налоговые органы, а также помнить, что с чиновниками целесообразно поступать так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами, будь вы на их месте.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
21708 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
23451 просмотр
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
38514 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
8193 просмотра
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 4
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Сергій Босий
Сергій Босий — 26.09.2012, 11:23

Ще раз про хибність консультації:
На підставі ст. 82.4 Податкового кодексу України, зупинення документальної виїзної планової, позапланової перевірки перериває перебіг строку проведення перевірки в разі вручення платнику податків або його уповноваженому представнику під розписку копії наказу про зупинення документальної виїзної планової, позапланової перевірки.
При цьому перевірка може бути зупинена на загальний строк, що не перевищує 30 робочих днів, а в разі необхідності проведення експертизи, отримання інформації від іноземних державних органів щодо діяльності платника податків, завершення розгляду судом позовів з питань, пов'язаних з предметом перевірки, відновлення платником податків втрачених документів перевірка може бути зупинена на строк, необхідний для завершення таких процедур.
Загальний термін проведення перевірок, визначених у пунктах 200.10 та 200.11 статті 200 цього Кодексу, з урахуванням установлених цим пунктом строків зупинення не може перевищувати 60 календарних днів.

Pavel Moroz
Pavel Moroz — 26.09.2012, 15:16

Процитированная норма пункта 82.4 Налогового кодекса относительно того, что общий срок проведения проверки не может превышать 60 календарных дней, касается исключительно проведения проверок, указанных в пунктах 200.10 и 200.11 Налогового кодекса. В этих пунктах речь идет исключительно о камеральной проверке данных, заявленных в налоговой декларации, и о документальной внеплановой проверке для определения достоверности начисления бюджетного возмещения. Ниже соответствующие выдержки:

«Стаття 200. Порядок визначення суми податку, що підлягає сплаті (перерахуванню) до Державного бюджету України або відшкодуванню з Державного бюджету України (бюджетному відшкодуванню), та строки проведення розрахунків

200.10. Протягом 30 календарних днів, що настають за граничним терміном отримання податкової декларації, податковий орган проводить камеральну перевірку заявлених у ній даних.
200.11. За наявності достатніх підстав, які свідчать, що розрахунок суми бюджетного відшкодування було зроблено з порушенням норм податкового законодавства, податковий орган має право провести документальну позапланову виїзну перевірку платника для визначення достовірності нарахування такого бюджетного відшкодування протягом 30 календарних днів, що настають за граничним терміном проведення камеральної перевірки.»

Таким образом, Налоговый кодекс ограничивает срок проведения лишь указанных выше проверок. Что же касается проведения других видов проверок – не исключено, что налоговые органы могут попытаться «растянуть» проверку на неопределенный срок, используя основания, перечисленные в пункте 84.2 Налогового кодекса:
«…При цьому перевірка може бути зупинена на загальний строк, що не перевищує 30 робочих днів, а в разі необхідності проведення експертизи, отримання інформації від іноземних державних органів щодо діяльності платника податків, завершення розгляду судом позовів з питань, пов'язаних з предметом перевірки, відновлення платником податків втрачених документів перевірка може бути зупинена на строк, необхідний для завершення таких процедур.»

Krivoruchko Viktor
Krivoruchko Viktor — 20.09.2012, 13:51

Консультация ошибочная и вводит в заблуждение.
Налоговая обязана направить уведомление о проверке. На этом ее обязательство заканчивается. Начало проверки не зависит от того, когда будет получено это уведомление и будет ли оно получено налогоплательщиком вообще.

Pavel Moroz
Pavel Moroz — 26.09.2012, 15:17

Действительно, Налоговый кодекс не ставит в прямую зависимость начало проверки от получения налогоплательщиком уведомления от налоговых органов о предстоящей плановой проверке. Однако следует учесть, что пунктом 77.4 Налогового кодекса вменено в обязанность налогового органа направить такое уведомление и копию соответствующего приказа. При этом, как указано в самом пункте, только при соблюдении ряда условий у налогового органа возникает право на проведение проверки. Так, упомянутые документы должны быть направлены в установленный срок и установленным способом (вручены под расписку либо отправлены с уведомлением о вручении). Если эти условия не соблюдены, права провести проверку у налогового органа не будет. Ниже выдержка из пункта 77.4 Налогового кодекса:
«Право на проведення документальної планової перевірки платника податків надається лише у випадку, коли йому не пізніше ніж за 10 календарних днів до дня проведення зазначеної перевірки вручено під розписку або надіслано рекомендованим листом з повідомленням про вручення копію наказу про проведення документальної планової перевірки та письмове повідомлення із зазначенням дати початку проведення такої перевірки.»

Даже если, не смотря на отсутствие права на проведение проверки, налоговый орган попытается провести её, у налогоплательщика формально есть основания не допустить представителей налоговой службы к проведению проверки в силу положений пункта 81.1 Налогового кодекса. Ниже выдержка из этого пункта:
«Непред'явлення або ненадіслання у випадках, визначених цим Кодексом, платнику податків (його посадовим (службовим) особам або його уповноваженому представнику, або особам, які фактично проводять розрахункові операції) цих документів або пред'явлення зазначених документів, що оформлені з порушенням вимог, встановлених цим пунктом, є підставою для недопущення посадових (службових) осіб органу державної податкової служби до проведення документальної виїзної або фактичної перевірки.»