Что собой представляет реструктуризация госдолга Украины?

Каковы реальные механизмы реструктуризации украинского государственного долга? Требует ли реструктуризация изменения законодательного поля страны? И возможно ли применение подобных механизмов в дальнейшем?
Что собой представляет реструктуризация госдолга Украины?
Фото shutterstock

Как известно, государство Украина на данный момент реструктурирует обязательства по облигациям внешних государственных займов и гарантированных государством долгов. Юридическая фирма Dentons принимала активное участие в подготовке соответствующей документации на стороне комитета кредиторов.

12 ноября 2015 года был произведен расчет по реструктуризации 10 серий государственных облигаций Украины и 3 серий еврооблигаций государственного предприятия «Финансирование инфраструктурных проектов» («ФинИнПро»), выпущенных под государственные гарантии. Это еще не все долги, которые должны быть реструктурированы Украиной.

Условия реструктуризации украинских долгов сформулированы и задокументированы с учетом наработок и анализа опыта (включая отрицательный) реструктуризации суверенных долгов других государств (в частности, Аргентины).

Эти условия предусматривают обмен условно 1000 долларов США старых облигаций на 800 долларов США новых облигаций и 200 долларов США, привязанных к ВВП ценных бумаг (так называемых в украинском законодательстве «государственных деривативов»). Кредиторы по привязанным к ВВП ценным бумагам имеют право в установленный срок (начиная с 2021 года) получать платежи по таким ценным бумагам в зависимости от роста украинского ВВП.

Случаи выпуска ценных бумаг в привязке к ВВП единичны в международной практике и уникальны для Украины

По аналогии с реструктуризацией корпоративных долгов, когда часть долга конвертируется в капитал, и при восстановлении должника кредиторы уже в качестве собственника/акционера бизнеса получают выгоды, в случае с суверенными долгами кредиторы смогут получить выгоды при восстановлении экономики Украины. Несомненно, пул кредиторов заинтересован в этом случае в поддержке экономики Украины. Последствия такого инструментария/мотивации кредиторов не должны быть недооценены. Новые инвестиции в Украину – финансирование, участие в капитале, участие в приватизации со стороны международных кредиторов – в том числе могут ожидаться благодаря использованию в реструктуризации ценных бумаг, привязанных к ВВП.

Случаи выпуска ценных бумаг в привязке к ВВП единичны в международной практике и уникальны для Украины. Условия их выпуска в украинской реструктуризации предусматривают ряд защитных механизмов для кредиторов, в том числе связанных с защитой от манипуляции с расчетом ВВП, равные условия для всех кредиторов, пут опцион и пр. Специфические механизмы защиты кредиторов, которые ранее не использовались в подобных транзакциях, увеличивают ценность таких бумаг.

Отметим, в целом украинское законодательство было недостаточно развитым в вопросах реструктуризации государственного долга и потребовало принятия ряда нормативных актов и внесения изменений. Так, в закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» и в Бюджетный кодекс были внесены изменения о введении ранее неизвестного в украинском законодательстве инструмента – ценных бумаг, привязанных к ВВП («государственные деривативы»). В Бюджетном кодексе предусмотрен порядок обслуживания платежей по государственным деривативам.

Условиями реструктуризации предусматривался обмен еврооблигаций «ФинИнПро» (не являющихся государственными облигациями, но гарантированных государством) на государственные ценные бумаги. Соответственно, в законодательство Украины были внесены изменения, предусматривающие возможность такого обмена (негосударственных на государственные облигации) и решающие вопрос налоговых последствий обмена.

Особенностью реструктуризации украинского долга является законодательное закрепление приоритета платежей в пользу кредиторов, согласившихся на реструктуризацию, перед другими кредиторами

Особенностью реструктуризации украинского долга является и законодательное закрепление приоритета платежей в пользу кредиторов, согласившихся на реструктуризацию, перед другими кредиторами (ст. 34 Заключительных и переходных положений Бюджетного кодекса). Указанные положения законодательства были разработаны и приняты как для поощрения в участии, так и для предупреждения реализации «стратегии действий несогласных кредиторов» (hold-out strategy), которая была применена рядом кредиторов при реструктуризации долга в Аргентине.

Вместе с тем следует отметить, что текущая реструктуризация является лишь примером для возможных текущих транзакций такого типа. Периметр возможных к реструктуризации Украиной долгов был утвержден законом Украины «Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом» и включает в себя также долги «Укравтодора», государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К. Янгеля», государственного предприятия для снабжения медицинских учреждений «Укрмедпостач» и внешние заимствования Киевского городского совета.

Внесенные в законодательство Украины изменения позволят стране в будущем выпускать деривативы, напрямую не связанные с реструктуризацией.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
4042 просмотра
Визуализируй это: на что ориентироваться маркетологам в будущем году
Каковы тенденции маркетинга-2017 и на какие инструменты следует опираться
3052 просмотра
The EX-Files: что стоит за борьбой с украинскими файлообменниками
И возможно ли таким образом преодолеть использование нелицензионного контента в стране
2613 просмотров
Частная медицина Украины: плохие и хорошие новости
Зачем врачам изучать базовые правовые вопросы, нюансы налогообложения и элементарный маркетинг
3479 просмотров
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий