Как защитить торговую марку лекарственного препарата?

Каковы особенности судебной защиты товарных знаков в фармацевтике?
Как защитить торговую марку лекарственного препарата?
Фото Shutterstock

На сегодняшний день мировые фармацевтические компании вкладывают колоссальные денежные средства в защиту интеллектуальной собственности, патентуя свои разработки и регистрируя свои товарные знаки во всех странах мира.

Необходимо отметить, что фармацевтические компании для всесторонней защиты стараются регистрировать товарные знаки в нескольких вариантах: словесные в латинице, словесные в переводе (транслитерации) на соответствующий язык той страны, где они регистрируются, и комбинированные (часто – упаковка со словесным знаком).

Естественно, что товарный знак для одного лекарственного средства не может быть идентичным для всех стран мира: все зависит от звучания и смысла знака на языке страны, а также его написания (Арабские и Азиатские страны).

Судебные процессы в отношении фармацевтических товарных знаков в мире занимают, пожалуй, самый большой процент среди всех споров по товарным знакам. И это неудивительно – для каждого производителя лекарственного средства крайне важно, чтобы его знак не смогли спутать с другим похожим.

В частности, в Украине судебные дела в отношении фармацевтических товарных знаков делятся в большинстве на две группы: признание недействительными свидетельств на такие знаки и досрочное прекращение их действия (на основании неиспользования).

Судебные процессы в отношении фармацевтических товарных знаков в мире занимают, пожалуй, самый большой процент среди всех споров по товарным знакам

Необходимо отметить, что основанием для признания недействительными свидетельств на такие знаки в суде, чаще всего, является их сходство с ранее зарегистрированными знаками до степени спутывания и их возможность введения в заблуждение в отношении производителя.

В практике украинских судов есть немало споров о сходстве фармацевтических товарных знаков, разница между которыми заключается всего лишь в одной-двух буквах. Даже в таких ситуациях судом будет назначено проведение судебной экспертизы, хотя сходство налицо. Есть надежда, что с образованием Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности проведения судебных экспертиз при достаточно явном сходстве знаков можно будет избежать.

При рассмотрении споров о сходстве фармацевтических товарных знаков ключевым моментом в определении сходства является то, зарегистрирован ли оспариваемый товарный знак в отношении таких же или родственных товаров, т.е. одинаковое или похожее ли у фармацевтических препаратов под спорными товарными знаками предназначение.

Рассмотрим ситуацию, когда фармацевтические товарные знаки схожи, но зарегистрированы в отношении разных (неоднородных) товаров. В таких судебных делах судьи чаще всего отказывают в удовлетворении иска, не видя оснований для признания свидетельства недействительным. Однако все не так просто.

Во-первых, фармацевтические компании всегда стараются регистрировать свои товарные знаки в различных вариантах, тем самым создавая так называемую «серию знаков». «Серия знаков» является теоретическим понятием в интеллектуальной собственности и не закреплена законодательно, но, тем не менее, широко применяется иностранными судами, например, Европейского союза, при рассмотрении таких дел. На самом деле, учитывая специфику такой сферы как интеллектуальная собственность, это достаточно веский аргумент в пользу отмены спорного товарного знака, который желательно озвучивать нашим судам.

Во-вторых, фармацевтические компании вкладывают колоссальные деньги в «продвижение» товарных знаков для своих препаратов, делая их узнаваемыми и популярными. Судами зачастую не учитывается тот важный факт, что существование похожего знака может сильно ослабить «силу» приоритетного знака.

Необходимо также учитывать, что большинство фармацевтических товарных знаков регистрируется в отношении таких товаров как «фармацевтические препараты», т.е. заявители заявляют товары очень широко, без конкретики. В данном случае, даже если на рынке присутствует конкретный фармацевтический препарат под оспариваемым товарным знаком, предназначение которого полностью не совпадает с предназначением препарата под основным товарным знаком, необходимо указывать суду вероятность того, что под оспариваемым товарным знаком могут начать производиться и идентичные (или однородные) товары.

Во многих судебных процессах владельцы оспариваемых фармацевтических товарных знаков пытаются убеждать суд в том, что, так как товары под их знаками являются рецептурными, то они не могут находиться в свободной продаже, и, следовательно, смешения товарных знаков не может произойти. В данных случаях необходимо учитывать тот факт, что при определении сходства знаков речь идет о самой вероятности спутывания знаков, а не о их фактическом спутывании.

При установлении сходства (степени сходства) товарных знаков судебными экспертами берется также во внимание их звуковое, графическое, смысловое сходство.

Многие производители фармацевтических препаратов используют в составе своих товарных знаков части, присущие медицинской терминологии и каким-либо образом указывающие на назначение препарата, например: «ИМУН», «ГАСТРО», «ВЕНО», «СЕПТ», «АРТРО», «КАРД», «АНГИН» и т.п. Естественно, что товарные знаки разных производителей могут содержать в своем составе одинаковые указанные части, которые, в свою очередь, сами по себе не имеют различительной способности и являются неохраноспособными.

Главным аспектом, который нужно установить, является то, может ли оспариваемый знак ввести в заблуждение потребителей в отношении производителя, т.е. могут ли потребители считать, что оспариваемый знак и основной знак принадлежат одному и тому же производителю

Сходство знаков, содержащих такие части, не всегда просто доказать, поэтому основываться необходимо на сходстве остальных элементов. В этих случаях главным аспектом, который нужно установить, является то, может ли оспариваемый знак ввести в заблуждение потребителей в отношении производителя, т.е. могут ли потребители считать, что оспариваемый знак и основной знак принадлежат одному и тому же производителю.

Более того, при рассмотрении дел по сходству товарных знаков в отношении фармацевтических препаратов суды зачастую исходят из простого сравнивания знаков, не учитывая при этом их специфику. А ведь спутывание фармацевтических товарных знаков потребителями несет в себе опасность для их здоровья и жизни, учитывая, что потребители в 90% не запоминают точные названия препаратов.

Поэтому в судебных процессах стороне, оспаривающей тот или иной фармацевтический товарный знак, очень важно делать акцент в своей правовой позиции на особенность товаров (лекарств) под такими знаками. Для этой цели целесообразно предоставлять суду любые данные исследований, отчетов, опросов, статистики в отношении ошибок в названиях фармацевтических препаратов.

Также при обращении в суд в отношении признания недействительными фармацевтических товарных знаков обязательно нужно учитывать список «международных непатентованных наименований (МНН)» (можно найти на сайте ВОЗ), который каждый год пополняется.

Судебная защита фармацевтических товарных знаков должна строиться не только на общем подходе, но и обязательно учитывать специфику товаров под такими знаками. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
22147 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
23821 просмотр
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
38935 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
8365 просмотров
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий