Спасет ли украинский инвестклимат отмена госрегистрации инвестиций?

Насколько привлекательнее станет Украина для иностранного инвестора и какие риски сопровождают этот шаг?
Спасет ли украинский инвестклимат отмена госрегистрации инвестиций?
Фото Shutterstock

Правительство приняло решение, которое позволит упростить порядок привлечения иностранных инвестиций путем отмены их государственной регистрации. Так, постановлением Кабмина от 27 сентября 2016 года № 661 признано утратившим силу постановление КМ от 6 марта 2013 года № 139, которым утвержден Порядок государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и ее аннулирования.

Такое решение принято в соответствии с пунктом 4 раздела II Заключительных положений Закона о внесении изменений относительно отмены государственной регистрации иностранных инвестиций.

Этим законом, который вступил в силу 25 июня 2016 года, отменяется обязательная госрегистрация инвестиций. Вместо этого вводится заявительный принцип государственного учета инвестиций – подача статистической отчетности об уже осуществленных иностранных инвестициях.

Постановление правительства от 6 марта 2013 года №139 «Об утверждении Порядка государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и ее аннулировании» было отменено правительством ввиду требований вступившего в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены обязательности государственной регистрации иностранных инвестиций» от 31 мая текущего года.

Отныне нет необходимости фиксировать факт внесения иностранных инвестиций путем подачи специального информационного уведомления в орган государственной регистрации таких инвестиций и внесения соответствующей информации в журнал учета госрегистрации внесенных иностранных инвестиций. Вместо действовавшего ранее разрешительного принципа регистрации инвестиций будет действовать заявительный принцип государственного учета инвестиций, который предусматривает подачу статистической отчетности об уже осуществленных иностранных инвестициях предприятиями с иностранными инвестициями и банковскими учреждениями.

Хотя ранее подача информационного уведомления для государственной регистрации иностранных инвестиций и не была обязательным условием осуществления таковых, однако, в силу действовавшей прежде ч. 5 ст. 13 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.1996 г., незарегистрированные иностранные инвестиции не давали права на получение льгот и гарантий, предусмотренных данным Законом.

В государственной регистрации иностранных инвестиций не было ровным счетом никакого смысла с точки зрения раскрытия информации на рынке

Таким образом, иностранный инвестор, не зарегистрировавший инвестицию, не мог рассчитывать, например, на гарантию в случае изменения законодательства (в течение десяти лет со дня вступления в силу нового инвестиционного законодательства по требованию инвестора должны применяться государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, которые указаны в этом Законе), гарантию от принудительных изъятий (национализации), а также от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, гарантию компенсации и возмещения убытков иностранным инвесторам, гарантию перевода за рубеж прибыли, доходов и иных средств от инвестиционной деятельности и пр.

Сейчас же, в силу п. 3 Раздела II Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены обязательности государственной регистрации иностранных инвестиций», как те иностранные инвестиции, которые были зарегистрированы до вступления в силу данного Закона, так и те инвестиции, которые не были зарегистрированы до вступления в силу данного Закона, имеют равное право на получение льгот и гарантий, предусмотренных Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования».

Целесообразность такой отмены не вызывает сомнений. Хотя регистрация инвестиций и не являлась основным фактором, отпугивающим иностранного инвестора от прихода в Украину, снятие дополнительного бюрократического барьера будет иметь безусловно положительный эффект.

Несмотря на то, что процедура регистрации иностранной инвестиции не представляла особых трудностей, обязательность такой регистрации создавала лишь дополнительные хлопоты для бизнеса и могла выступать коррупциогенным фактором. Факт наличия в уставном капитале юридического лица иностранных инвестиций может фиксироваться в уставе.

Информация о наличии иностранных инвестиций, их форме, размере, структуре является общедоступной информацией, с которой может ознакомиться любой желающий. Поэтому в государственной регистрации иностранных инвестиций не было ровным счетом никакого смысла с точки зрения раскрытия информации на рынке.

В то же время для иностранных инвесторов может стать актуальным вопрос о формальном подтверждении факта внесения ими инвестиций для последующей репатриации самой инвестиции и доходов, полученных от инвестиционной деятельности

Отмена необходимости регистрации иностранных инвестиций приведет к упрощению привлечения таких инвестиций ввиду уменьшения бюрократических процедур, к улучшению инвестиционного климата в стране и приближению к стандартам Евросоюза, ибо продемонстрирует иностранным инвесторам, что Украина готова предоставлять гарантии и льготы всем иностранным инвесторам, независимо от факта выполнения ими каких-либо формальных действий.

В то же время для иностранных инвесторов может стать актуальным вопрос о формальном подтверждении факта внесения ими инвестиций (особенно это касается мелких инвесторов, которым принадлежит менее 10% в уставном капитале юридического лица) для последующей репатриации самой инвестиции и доходов, полученных от инвестиционной деятельности.

Если ранее подтверждающим документом после государственной регистрации иностранной инвестиции было информационное уведомление с присвоенным регистрационным номером, в котором отражалась, в частности, информация о виде иностранной инвестиции (например, иностранная валюта, ценные бумаги, права интеллектуальной собственности и пр.) и ее форме (например, участие в капитале предприятия, приобретение ценных бумаг или иных имущественных прав), то теперь у инвестора такого подтверждения не будет, что может поставить под вопрос применение к его инвестиции тех гарантий и льгот, которые предусмотрены действующим инвестиционным законодательством Украины. Это в свою очередь может уже негативно отразиться на уровне защиты иностранного инвестора. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
9178 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
12773 просмотра
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
20546 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
3385 просмотров
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий