Как отстоять свои права на качественные услуги ЖКХ?

Каким образом действовать при необходимости компенсировать потери от недополученных или некачественных коммунальных услуг?
Как отстоять свои права на качественные услуги ЖКХ?
Фото УНИАН

Накануне старта отопительного сезона 2016-2017 годов руководители Министерства энергетики и угольной промышленности и НЭК «Укрэнерго» заявили, что не исключают возможности «веерных» отключений потребителей Украины от электроснабжения нынешней зимой. После очень долгого перерыва «веерные» отключения вынуждены были возобновить в декабре 2014 года, когда в стране появился дефицит электроэнергии. После оккупации части Донецкого региона Российской Федерацией Украине банально не хватало угля.

В развитых государствах мира «веерные» отключения используются исключительно в период устранения какой-либо крупной аварии на генерирующих или магистральных мощностях. К сожалению, война на востоке Украины продолжается, а топливные чиновники так и не смогли наладить стабильную поставку угля из любых источников, и страна остается заложницей донецких шахт. А, следовательно, и «веерных» отключений.

Кроме того, в Украине в 1,5-2 раза выросли тарифы на коммунальные услуги. Наиболее существенный рост показали тарифы на электроэнергию, отопление и горячую воду.  Качество этих услуг и раньше не очень удовлетворяло отечественных потребителей, но тратить время, нервы и силы на доказывание своих прав при невысоких тарифах люди просто не хотели. Сегодня ситуация изменилась, как и сама стоимость жизни.

«Веерные» отключения

«Веерные» отключения электроэнергии могут случиться в любой стране, в любое время, поэтому закреплены законодательно. В Украине на этот случай еще в 2006 году Минтопэнерго разработало «Инструкцию о составлении и применении графиков ограничения и аварийного отключения потребителей, а также противоаварийных систем снижения электропотребления».

Инструкция предусматривает, что в случае опасности отключения всей Объединенной энергосистемы Украины применяются местные графики отключения. Они готовятся заранее, сроки – регламентированы Инструкцией.

НЭК «Укрэнерго» как диспетчер дает задание каждому энергопоставляющему предприятию Украины составить список объектов, подлежащих отключению на заданную величину. При этом учитывается: общественное значение, технологические особенности, схемы электроснабжения, величины нагрузки объекта; экологическая, аварийная и технологическая брони электроснабжения.

Графики согласовываются с инспекцией Госэнергонадзора и с местными органами исполнительной власти. Потребители и население могут ознакомиться с графиками отключений на официальном сайте энергопредприятия или узнать подробности из СМИ. Т.е., предполагается определенная гражданская ответственность.

В первую очередь под действие графиков попадают промышленные объекты. При необходимости – жилой фонд. В графики аварийных отключений не включаются больницы, детские учреждения, школы, котельные, насосные станции, транспорт, объекты государственного значения.

Однако бывают и случаи безосновательного отключения электроэнергии, не связанного с «веерным». Тогда потребителю необходимо зафиксировать этот факт, составив акт, и выяснить причину.

Если это вина поставщика электроэнергии,  то в соответствии с законодательством Украины и по условиям договора он несет ответственность в размере двукратной стоимости недоотпущенной потребителю электроэнергии.

Энергообиженные

Гораздо сложнее обстоит дело, если речь идет о низком качестве электроэнергии для бытовых потребителей: напряжение подаваемого тока  не достигает 220 Вольт или подается со «скачками». А такое наблюдается по всей Украине – и в селах, и в городах, и в самой столице.

Первое, что необходимо сделать – вызвать представителя поставщика э\э для составления и подписания акта-претензии, где указать сроки, виды, отклонения показателей по предоставлению услуг и т.п. Акт-претензия скрепляется подписями бытового потребителя и представителя поставщика.

Если представитель поставщика электроэнергии не пришел в течение 3 дней со дня обращения в городе, или 7 дней в сельской местности, потребитель имеет право составить акт-претензию в произвольной форме. Даже без подписи представителя поставщика акт считается действительным, если его подписали не менее трех бытовых потребителей, или бытовой потребитель и выборное лицо домового, уличного, квартального или другого органа самоуправления.

Акт-претензия бытового потребителя подается поставщику электроэнергии, который в десятидневный срок обязан устранить недостатки или предоставить потребителю обоснованный отказ в удовлетворении его претензий.

Если поставщик отказался провести необходимые замеры параметров качества электрической энергии, бытовой потребитель вправе сам организовать проведение таких замеров. Их может проводить организация, имеющая соответствующие полномочия или разрешения. Если нарушения будут доказаны, поставщик электроэнергии оплатит затраты на замеры и возместит 25% стоимости недопоставленной энергии.

Электрический стул

При получении материального ущерба – например, сгорела бытовая техника от поставки некачественной электроэнергии (скачек напряжения),  алгоритм действий следующий.

Шаг №1. Зафиксировать факт актом. Необходимо срочно вызвать аварийную бригаду представителей электросети или жилищной организации, и составить соответствующий акт с указанием причин и последствий аварии.

Шаг №2. Установить виновного. Необходимо письменно обратиться к поставщику электроэнергии с целью узнать, на чьем участке ответственности – его или жилищной организации – произошел сбой в работе электросетей; а также – с просьбой получить документы, которые бы подтвердили этот сбой.

Шаг №3. Зафиксировать ущерб и причину. При ремонте техники обязательно сохраните чек об оплате услуг, и попросите мастера предоставить вам письменное заключение о причине поломки техники.

Шаг №4. Предъявить претензию. Подготовьте и направьте претензию в адрес виновника ущерба (это или поставщик электроэнергии или жилищная организация) с требованием возместить Вам причиненный материальный ущерб. Не забудьте приложить к претензии копии всех документов, включая копии вышеуказанных документов.

Шаг №5. Подать иск в суд. Если претензия осталась без удовлетворения, подготовьте и подайте иск в суд. Не забудьте в требованиях иска возложить на виновную сторону компенсацию судебных издержек.

«Горячие источники»

Если вас не устраивает температура батарей или горячей воды, вы можете вызвать поставщика услуг и зафиксировать нарушение договорных обязательств путем составления акта-претензии. Вызвать его можно устно (при помощи телефона), или письменно (отправив письмо с уведомлением). В заявлении должны быть указаны: ФИО, адрес проживания потребителя, вид некачественной услуги.

Независимо от формы заявления, поставщик обязан зарегистрировать его в Журнале регистрации заявок потребителей, сообщив при этом потребителю входящий номер заявления, ФИО лица, зарегистрировавшего (принявшего) его, и время регистрации заявления.

После регистрации заявления представитель поставщика обязан прийти для проверки и фиксации факта ненадлежащего предоставления или не предоставления услуги. Сроки и форма акта-претензии утверждены постановлением КМУ «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения».

Если представитель не явился в срок для составления акта-претензии или отказался его подписывать, акт можно оформить самостоятельно. Для этого необходимы подписи двух потребителей услуги. Акт-претензия должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя услуг, а второй регистрируется в Журнале регистрации актов-претензий исполнителя услуг.

Акт-претензия потребителя должен быть рассмотрен поставщиком услуг в течение трех дней со дня регистрации в журнале. После чего поставщик услуг должен либо распорядиться о перерасчете платежей, либо предоставить мотивированный отказ. Если по истечении 3-х дней не будет дан ответ на акт-претензию, считается, что исполнитель признал факты, изложенные в акте-претензии, и, соответственно, обязан произвести перерасчет за предоставленные услуги.

Процедуры очень сложные для обычных граждан, но за свои права надо бороться и не лениться их защищать. Таким образом, мы формируем культуру цивилизованного сервиса в отрасли ЖКХ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
10352 просмотра
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
13665 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
22301 просмотр
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
3726 просмотров
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий