Как правильно построить самопрезентацию?

Что нужно сообщать о себе аудитории, чтобы «влюбить ее в себя»?
Как правильно построить самопрезентацию?
Фото shutterstock

В нашей жизни постоянно происходят встречи, знакомства, появляются новые люди. Иногда происходят собеседования, а иногда выступления перед аудиторией. Во всех этих случаях мы знакомимся и сами себя представляем. Есть довольно известная фраза – «Женщины любят ушами». Но если задуматься – мы все слушаем и по большей части верим тому, что слышим. Конечно, если картинка перед нашими глазами соответствует сказанному.

Очень часто на собеседованиях нас просят рассказать о себе. С этих слов менеджер по персоналу формирует свое первое впечатление. Он видит резюме, которые вы составили, и слышит информацию из ваших уст. И именно от ваших слов зависит, «продадите» вы себя или нет.

Другой случай – выступление. Когда мы выходим на сцену, то фокусируемся на уверенности, убедительности и смысле того, что будем говорить. А если на минутку стать слушателем из зала? Уверен, на всех выступлениях, на которых вам доводилось бывать, вы были скептически настроены. Разве что спикер очень известен, его бренд и образ давно ассоциируются с супер-полезностью. Поэтому если вы не «рок-звезда», люди будут пытаться понять, кто вы – чтобы выяснить для себя, можно ли вашим словам доверять. Именно для того, чтобы «растопить лед» между аудиторией и спикером, вызвать доверие и нужна самопрезентация.

Однажды Мохаммед Кахтани – чемпион мира 2015 года по публичным выступлениям по версии клуба Toastmasters – сказал очень правильную фразу: «Для того, чтобы произвести впечатление, одной лишь голой уверенности в себе может оказаться недостаточно. Нужны знания определенных техник и навыки ведения диалога с аудиторией, ровно так же, как и в личной беседе с отдельно взятым человеком. Но и этого мало, между вами должно появиться доверие».

Как завоевать доверие?

Один из способов – рассказать людям о себе, сделать так, чтобы наше выступление были интересно им благодаря пониманию нашей экспертности, нашего опыта, успешности или уважения к нашим личным качествам. Если задуматься, когда мы говорим слово «спикер» или «оратор», мы подсознательно ожидаем профессионально и внутренне «прокачанного» человека. И если профессионализм вызывает уважение, то доверие вызывают именно личные стороны или качества.

То есть ваша самопрезентация должна ответить на два вопроса:

  1. Кто вы?
  2. Почему сказанному вами можно верить?

Сложность самопрезентации кроется в специфике человеческой природы и воспитания. Многие из нас воспитывались под лозунгами «не выделяться» или «быть как все». И теперь нам «неудобно» себя продавать, продвигать, рекламировать. Даже если с воспитанием вам повезло, на пути к хорошей самопрезентации стоит привычка не готовить то, что мы и так знаем. О себе же мы знаем лучше всех.

Проведите эксперимент:

Возьмите лист бумаги и ручку – и напишите 10-20 пунктов о себе, отвечая на вопрос «Кто я?». Вы можете выстроить их в три колонки – работа, семья, общество. Что важно, они все про вас настоящего – того, кто вы есть в этот момент. Мы всегда ощущаем себя в настоящем. Нет нас прошлых – есть наши воспоминания, нет нас будущих – есть только цели и планы.

Как правильно построить самопрезентацию?
Фото shutterstock

Поэтому, чтобы ваша самопрезентация удалась и вызвала нужный вам эффект, ее нужно готовить. Давайте опишем все, что может быть подано как ваша «экспертность», и все, что покажет людям вас как сильную и интересную личность.

Начнем с экспертности

1. Опыт работы, опыт в отрасли, в должности

Мы все легко пишем резюме по датам, компаниям и должностям. Сделайте то же самое, только проанализируйте свой путь. Какой опыт и выводы вы бы вынесли из всего пройденного пути?

2. Достижения и результаты

Любая работа – это процесс. Но если вы не показываете значимых результатов, значит, вы просто ее выполняли. С 9:00 до 18:00. Каждый день.  

3. Проекты, в которых вы принимали участие

Это про причастность к чему-то большему, чем должность. Это зачастую масштабные действия и задумки, частью которых вы были.

4. Цифровые показатели достижений

Если вы выступаете в незнакомом зале, то цифры – это первое, чему будут верить люди. Именно цифры для нас главная гарантия правдивости при первом знакомстве.

После этого попробуйте выстроить всю эту информацию в небольшой рассказ. Но помните: важно не перегружать деталями. Возьмите за основу 3-4 ключевых пункта и раскройте их. Нет ничего более скучного, чем зачитывание биографии.

К примеру: «Меня зовут Анастасия Бранникова. Я руководитель маркетингового отдела компании Х. Мой суммарный опыт в маркетинге составляет более 6 лет. Я работала с непродуктовой группой товаров все это время. Начав путь помощником маркетолога, я окунулась в мир с обратной стороны покупок и долгие годы изучала его изнутри. Все 28 успешных маркетинговых компаний, запущенные нами в Х, доказывают, что знания, опыт и любовь к своему делу приносят свои плоды.

Сегодня я …»

Теперь перейдем к тому, что покажет людям вас как сильную и интересную личность.

Я изображаю все, что относится к «личному», в виде пирамиды. Чем выше пункт, тем сложнее сказать это на выступлении, но и тем больше воздействие этой информации.

Как правильно построить самопрезентацию?

«Откуда сложности?» – спросите вы. А попробуйте. У каждого из нас есть вещи, которые мы можем озвучить кому угодно. А есть наши личные и внутренние цели, о которых мы говорим только хорошо знакомым людям. Возможно, потому что боимся оценки, а возможно – потому, что ограничиваем себя рамками общепринятости.

Первые два уровня пирамиды нам легко описать и проговорить. Обычно сложности возникают с ценностями и убеждениями. Они есть у каждого из нас. Но чтобы достать их из нашего подсознания, нужны вопросы и тема.

Возьмите за основу тему вашего выступления или профессии – и ответьте на два вопроса:

  1. Я считаю правильным – ...
  2. Я считаю важным – ....

И тогда вы сможете высвободить из себя ваши убеждения и ценности.

По поводу миссии, советую почитать книгу Стивена Кови «8 Навык: От эффективности к Величию». Ну и конечно перед ней ознакомиться с книгой этого же автора – «7 Навыков Высокоэффективных Людей».

Все, что вы сочтете нужным сказать о себе, как о личности, можно и нужно взаимосвязывать с экспертностью. Создайте самопрезентацию, как симбиоз экспертного и личного. Можно сказать о своих качествах как о том, что позволило добиться целей. Или про семью, которая поддерживает. Или про поездки, которые заряжают вас энергией для свершений...

Попробуйте вплести убеждения и ценности в экспертность. Или, обыграв стереотип, просто добавить себя-личность после себя-эксперта. Например: «Работая в этой сфере, я взял себе на заметку два критерия – я хочу, чтобы моя работа нравилась мне, и считаю очень важным доводить ее до конкретного результата.» Или: «Когда я говорю это людям, я обычно наталкиваюсь на немой вопрос в их глазах: «а когда вы спите?». И еще больший шок вызывают следующие слова: «…при  этом я еще минимум раз в месяц выезжаю с семьей на природу. Т.к. считаю очень важным уделять время семье. И природа наполняет меня силами для новых свершений».

Подводя итог вышеописанного, я хочу попросить вас попробовать не только прописать это на бумаге, а и проговорить нескольким людям – и спросить, что они услышали. Наша самопрезентация предназначена для других. И только другие люди смогут дать вам ответ на вопрос, что именно они услышали во всем этом.

Попробуйте, поэкспериментируйте с вариантами – и тогда вы поймете, как влюблять в себя других с первых слов. Как вызывать их доверие и уважение. И, конечно, готовьте и репетируйте свои выступления, чтобы оправдать полученный кредит доверия.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
1603 просмотра
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
6105 просмотров
Столичные квадраты: в тренде – элитная недвижимость
Рынок элитной недвижимости Киева: основные тенденции прошлого года и прогнозы на нынешний
7695 просмотров
Традиции и тенденции: с чем Украине жить в 2017 году
О чем говорит новая мировая и европейская реальность
5442 просмотра
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий