Как сработаться с МВА-выпускниками?

Как предпринимателям, выпускникам западных МВА и менеджмент-консультантам успешно сотрудничать?

В последнее время в связи со столь ожидаемым ренессансом экономики Украины опять повысился интерес к найму выпускников западных МВА-программ, а также менеджмент-консультантов из всемирно известных брендов. Поэтому есть смысл рассказать о личном опыте сотрудничества и с теми, и с другими.

Как предпринимателям, выпускникам западных МВА и менеджмент-консультантам успешно сотрудничать?
Фото Shutterstock

Я сам закончил западную МВА-программу, причем очное отделение. То есть я сидел за партой Лондонского университета в 1999-2000 годах. После этого мне пришлось адаптироваться к организационной структуре международной компании, где я вначале проработал несколько лет, а затем создал собственный бизнес и рекрутировал как МВА-выпускников, так и консультантов.

Не все выпускники МВА работали консультантами, и не у всех менеджмент-консультантов есть степени МВА. Я бы предпочел рассматривать их как две разные категории потенциальных сотрудников. Кроме того, стоит упомянуть и об украинских предпринимателях, которые в данной схеме выступают работодателями со своей специфической точкой зрения в отношении консультантов и МВА.

Первое – выпускники МВА. Нанимая такого человека на работу, вы должны понимать, что он может действительно очень много и качественно работать. Но его подход к внутриорганизационным отношениям сформирован в западной системе ценностей и в западном пуле трудовых ресурсов. Каждый МВА прошел жесткий отбор при поступлении на программу. Во время обучения приложил гигантские усилия для того, чтобы закончить программу. И на протяжении всего этого пути ему говорили, что он – лучший.

Если выпускник западного МВА попал на украинский рынок труда, это значит, что помимо всех вышеописанных испытаний, ему предстояла еще одна сложность: найти свое применение на западном рынке труда. То есть мы имеем дело с некой «бомбой замедленного действия», когда специалист очень высокого мнения о себе, но значительное время не может применить себя на практике.

В Украине привыкли думать, что предприниматель является человеком-оркестром. На самом деле успешный бизнес никогда не строится на одном человеке. Ключевые фигуры, обеспечивающие функции финансов, продаж, маркетинга, логистики и тому подобное, могут быть очень яркими специалистами и в значительной степени выступать соавторами успеха наиболее известного в бизнесе человека, собственника-предпринимателя

Не забывайте также о том, что в западном, а тем более в англосаксонском мире существует огромный пул специалистов низшего и среднего менеджерского звена, готовых работать очень много и очень качественно. Поэтому перед менеджментом стоят несколько другие проблемы – удержание, лояльность и прочее.

В нашей же действительности, для того чтобы добиться от подчиненных достойных результатов, бывшему выпускнику МВА придется «снизойти» до их уровня и заработать уважение к себе. Резюмируя вышесказанное, следует помнить, что даже на Западе, особенно в небольших предпринимательских бизнесах, к выпускникам МВА относятся предвзято и считают их «эррогантными». В русском языке наиболее близкими по смыслу были бы характеристики «заносчивый», «высокомерный».

Второе – менеджмент-консультанты. Тут придется раскрыть одну личную деталь. Кроме того, что я сталкивался с экс-менеджмент-консультантами в процессе работы, многие мои одноклассники также являются менеджмент-консультантами. Наибольшие открытия касательно психологии консультантов меня посетили в моей семейной жизни. Дело в том, что моя супруга много лет работала в топовой консалтинговой компании на западноевропейских проектах.

Что больше всего бросается в глаза при рассмотрении бизнес-проблемы – это то, что консультант сосредоточен именно на анализе. Анализ длится настолько долго, насколько у него хватает сил. В жертву приносится сон, еда, все что угодно, но достаточно никогда не бывает. Как только появляется первая панель предложений, то есть выборов, консультант стремится отойти в сторону и уступить право принятия рисков предпринимателю.

В буквальном смысле он не заточен под принятие решений. Это не его профессия. Консультанты, которых мне приходилось нанимать, хороши именно в этом. Я бы сказал, экстраординарно хороши. Но в идеале не следует поручать им некую бизнес-задачу. Их профессия – это оценка возможностей и предложение максимально продуманного выбора предпринимателю.

По отношению к обеим категориям, описанным выше, правильным будет закончить на позитивной ноте. И в том, и в другом случае вы будете работать с человеком, у которого очень широкий бизнес-кругозор и который в самые краткие сроки может освоить новую для него специфику работы. Просто нужно понимать, что это не бизнесмены, а классические сотрудники западных корпораций.

Предприниматели манипулятивны. Очаровывать людей, призывать их к новым свершениям заложено в их природе. Далеко не всегда за этим «очарованием» бывает продолжение

Теперь стоит остановиться на психологии украинских бизнесменов. Причем сделать это таким образом, как ее видят те люди, которым приходилось работать на Западе.

Во-первых, предприниматели нетерпеливы. Они одарены визионерством (по сути – даром предвидения). Они представляют, каким бизнес должен быть через несколько лет, и достаточно нервно реагируют на  подчиненных, которые мыслят более краткими перспективами.

Предприниматели манипулятивны. Очаровывать людей, призывать их к новым свершениям заложено в их природе. Далеко не всегда за этим «очарованием» бывает продолжение. Уверен, среди ваших друзей-предпринимателей найдется такой, который, когда ты звонишь ему в Москву, восклицает: «Как хорошо, что ты позвонил! Мы наверняка с тобой упускаем огромные бизнес-возможности. Немедленно прилетай в Москву. Жду завтра». Если у вас действительно есть такой друг, то будьте готовы к тому, что он не встретит вас в аэропорту. Так как в этот момент может вдруг оказаться в Пекине.

Предприниматели в достаточной степени лишены фокуса. То есть для предпринимателя характерно сегодня заниматься одним бизнес-проектом, а завтра другим. Причем, необязательно доводя их до логического заключения и нанимая для наиболее скучной фазы помощников.

Ну, и самое важное. В Украине привыкли думать, что предприниматель является человеком-оркестром. На самом деле успешный бизнес никогда не строится на одном человеке. Ключевые фигуры, обеспечивающие функции финансов, продаж, маркетинга, логистики и тому подобное, могут быть очень яркими специалистами и в значительной степени выступать соавторами успеха наиболее известного в бизнесе человека, собственника-предпринимателя.

Значит ли это, что какая-то одна категория из трех вышеописанных более эффективна, чем другая? Разумеется, нет. По вышеописанным причинам предприниматели – не лучшие люди, чтобы достигать предсказуемых средних результатов. Также не ожидайте, что специалисты с западным корпоративным опытом станут так называемыми intrаpreneurs. То есть руководителями внутренних групп, у которых есть свой бюджет и собственные риски, которые, по сути, являются внутренними предпринимателями. Для этой задачи лучше брать украинских специалистов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
25220 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
25914 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
41180 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
9438 просмотров
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий