Сколько стоит непрофессионализм руководителя?

Чем может обернуться для компании неграмотный подбор топ-менеджмента?
Сколько стоит непрофессионализм руководителя?
Фото shutterstock

Поговорку «Приходят в компанию, уходят от начальника» придумали не вчера, И, судя по тому, что она, к сожалению, не выходит из моды, актуальность ее не угасает.  На непрофессионализм руководителей нарекают и их подчиненные, и собственники компаний, больших и маленьких. Как сказал один из наших клиентов, «единственным критерием успешного руководителя является то, что его подчиненные достигают высоких результатов». Поэтому, если оценивать, сколько стоит непрофессионализм руководителя, стоит, наверное, отталкиваться именно от этой мудрой мысли.

Начнем с малого – минимальным убытком от непрофессионального руководителя следует считать непродуктивность его подчиненных. В каждом бизнесе размер убытка может быть индивидуальным. Конечно, оптимальной будет ситуация, когда подразделение работает «как часы» и без руководящих указаний начальника. Но даже в этом случае бывают варианты, когда попытки руководящего вмешательства нарушают рабочий порядок – и приводят к убытку компании.

Чаще бывает ситуация, описываемая поговоркой «кот из дома – мыши в пляс», когда сотрудники могут и хотят работать только под недремлющим оком шефа. Или противоположная ситуация, когда либеральный стиль управления руководителя, вернее, его попустительство, приводят к лени и расхлябанности его подчиненных. Поэтому если подразделение, невзирая на строгий отбор, отличную адаптацию и серьезные вложения в обучение, продолжает «пасти задних», возможно, в этом виноват и руководитель, допускающий такую ситуацию.

Если бюджет компании позволяет себе расходы на «декоративное» руководство, и дела идут настолько хорошо, что их работу уже кто-то безропотно и квалифицированно выполняет, это не проблема, но неэффективность присутствует и в этом случае

Следующий этап убыточности – это текучка кадров в подразделении, возникающая при непрофессиональных попытках руководителя навести порядок во вверенном ему отделе/департаменте/филиале. Часто она становится следствием того, что можно обозначить поговоркой «новая метла чисто метет». Причем одним из подвариантов ситуации является желание руководителя привести свою команду на новое место работы, чтобы работать более эффективно, а вторым – стремление нового шефа избавиться от старых кадров как апологетов неработающей идеологии и противников возможных изменений. Если мы продолжаем считать статьи убытка в этом случае, к ним можно отнести:

  • уход ценных сотрудников и потери в уровне/портфеле обслуживания клиентов или производстве  продукции;
  • частая смена сотрудников, не согласных с политикой руководства (и, соответственно, потери от их напрасного обучения и их работу не на полную продуктивность на испытательном сроке);
  • текучка как следствие неумения шефа подобрать нужных сотрудников, что тоже влечет за собой потерю продуктивности как отдельных сотрудников на испытательном сроке и их наставников, так и всего подразделения в целом, если новые сотрудники «запарывают» свои участки работы.

Здесь мы не считаем репутационные риски, когда случайные люди, попавшие под руководство непрофессионального менеджера, несут на рынок труда негативные отклики о работодателе – и, как следствие, вынуждают работодателя вести активную пиар-политику по восстановлению своей репутации и дополнительно вкладываться в бренд работодателя. Как правило, антикризисный пиар обходится в несколько раз дороже текущей работы по поддержанию репутации компании.

И не принимаем во внимание повышенные  расходы на рекрутинг  – прямые и непрямые (в том числе и услуги агентств, если происходит ротация узкоспециализированных или высококвалифицированных профессионалов).

Далее по размеру убытков, наверное, идут «прохлопы» руководителей в выборе менеджеров среднего звена и, как следствие, провал некоторых функций. Следующая ступень – это провальный подбор топ-менеджеров. Как правило, так бывает, если, например, генеральный директор не хочет видеть в своей команде сильных профильных директоров, чтобы не плодить себе конкурентов. Или наоборот, покупает «слишком хороших» руководителей, которые буквально разоряют своей зарплатой компанию, не окупая свое в ней пребывание. 

Результатом провального подбора топ-менеджмента в большинстве случаев становится снижение эффективности бизнес-процессов и, как следствие, потеря компанией своей доли на рынке. В наиболее печальных случаях компании просто «умирали»

Раньше так привлекали экспатов – иногда задорого, на роль «свадебного генерала», но зато солидно и респектабельно. Если бюджет компании позволяет себе расходы на «декоративное» руководство, и дела идут настолько хорошо, что их работу уже кто-то безропотно и квалифицированно выполняет, это не проблема, но неэффективность присутствует и в этом случае. 

Результатом провального подбора топ-менеджмента в большинстве случаев становится снижение эффективности бизнес-процессов и, как следствие, потеря компанией своей доли на рынке. В наиболее печальных случаях компании просто «умирали». Причем процесс этот был достаточно длителен по времени, и в некоторых известных мне кейсах все происходило как с лягушкой в нагревающейся воде – вроде ничего не предвещало особой беды, не было критических ошибок, но… Компания ослабевала, уменьшалось количество клиентов и прибыльность бизнеса. А неготовность к обновлению и реструктуризации, признанию и исправлению своих ошибок приводила к понижению позиций компании на рынках  – и любое серьезное изменение рыночной ситуации «выбивало» компанию из пула активных игроков.

Подводя итог, можно утверждать, что непрофессионализм руководителя на любом уровне руководства обходится компании «в копеечку». Не обязательно это прямой убыток – снижение продаж, повышение затрат и себестоимости продукции. Иногда незаметные репутационные риски оборачиваются бОльшими проблемами, чем явные упущения. Поэтому, возможно, при подборе, адаптации и обучении руководителей стоит не только их развивать и прокачивать скиллы, но и учить их минимизировать убытки, да и самим держать ухо востро – понимая, по каким параметрам еще надо отслеживать их эффективность и профессионализм.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
12388 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
15276 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
25493 просмотра
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
4584 просмотра
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий