Стоит ли собственнику привлекать топ-менеджера партнером в бизнес?

Каковы последние тенденции в построении долгосрочной мотивации ключевых управленцев?
Стоит ли собственнику привлекать топ-менеджера партнером в бизнес?
Фото Shutterstock

Экономические перемены и кризис в Украине привели к появлению новых значительных изменений в подходах к компенсации и мотивации менеджеров высшего звена. Вследствие девальвации гривны и снижения экономических показателей во многих компаниях реальные доходы топ-менеджеров снизились. Их зарплаты зачастую номинированы в гривне, и даже после повышения на 25-40% в 2015-2016 годах управленцы лишь частично компенсировали свои реальные доходы.

Кроме того, неблагоприятная экономическая ситуация не способствовала достижению компаниями финансовых показателей. Соответственно, о выплате бонусов многим наемным управленцам речь не идет. И это справедливо как для украинских, так и для международных компаний. Более того, для многих международных компаний украинский рынок стал менее важным, что также повлияло на компенсацию топ-менеджеров. Топ-менеджеры готовы терпеть такого рода изменения в течение 6-9 месяцев, но со временем их мотивация к достижению бизнес-результатов снижается.

В связи с этим все чаще можно наблюдать, как собственники стремятся привлекать управленцев в качестве партнеров. Во многих случаях партнерство – один из немногих действенных способов привлечь и удержать в бизнесе профессионального топ-менеджера, минимизировав уровень фиксированной заработной платы и пакет, выплачиваемый сегодня в обмен на большие выгоды в будущем (долю от прибыли или рост доходов вместе с развитием бизнеса).
Универсального совета о модели партнерства, который будет эффективным для всех, нет
Таким образом владельцы бизнеса стремятся привлечь высококвалифицированных управленцев, которые инвестируют свои навыки и таланты в бизнес, что позволит его развить и получить лучшие результаты в долгосрочном периоде, и повысить доход руководителя за счет получения бóльшей доли от прибыли, части собственности и т.д.
Впрочем, привлечение топ-менеджера в качестве партнера по бизнесу имеет свои преимущества и недостатки.
Среди преимуществ стоит отметить следующие аспекты:
  • Топ-менеджер готов строить свою деятельность в компании в долгосрочном периоде, рассчитывая не только на фиксированную зарплату, но и на получение значительно бóльшего дохода в виде доли от будущего результата компании.
  • Управленец-партнер прилагает максимум усилий, чтобы бизнес был успешным и прибыльным, то есть он сильнее ориентирован на результат в среднесрочном или долгосрочном периоде.
  • Он будет разбираться в деталях бизнеса лучше, чем владелец, который зачастую занимается 5-10 разными бизнесами. За счет этого генеральный директор-партнер будет обеспечивать более эффективную работу организации.
  • Руководитель бизнеса будет более внимателен в принятии инвестиционных решений. Он станет тщательно оценивать инвестиционные возможности с точки зрения возврата инвестиций и получения прибыли.
  • Владелец, зная, что партнер мотивирован и ориентирован на результат, будет больше доверять топ-менеджеру. Благодаря этому мажоритарный владелец может снижать уровень контроля и степень участия в бизнесе.
  • Если между ключевым владельцем и партнером-управленцем построены доверительные отношения и согласованы долгосрочные цели, можно быстро менять и согласовывать любые краткосрочные тактики и цели, поскольку есть возможность договариваться в процессе работы.
  • Кроме того, партнерство является действенным механизмом привлечения и удержания топ-менеджеров с необходимыми уникальными навыками в бизнесе с высокой степенью неопределенности.  
  • Привлеченный партнер будет лучше мотивирован и гораздо эффективнее преодолевать трудности, проблемы и сложности, которые могут возникать перед бизнесом.
В числе недостатков этого подхода следующее:
  • Топ-менеджер, работающий на условиях партнерства, может воспринимать бюджет компании как свой. Поскольку его вознаграждение привязано к прибыли либо объему продажи, либо к другим финансовым показателям, иногда он может неоправданно занижать расходы или откладывать до следующих периодов, чтобы максимизировать свой доход в краткосрочном периоде.
  • Очень сложно выбрать и привлечь партнера, который будет соответствовать требованиям собственника бизнеса.
  • В случае потери либо изменения мотивации и жизненных планов наемного управленца-партнера (например, появилась семья, желание больше времени проводить вне работы, новые хобби, болезни и т.д.) могут возникнуть проблемы.
  • После нескольких лет работы он может остановиться в развитии или просто оказаться не готовым к изменениям вместе с ростом бизнеса. В этом случае управленца-партнера нельзя просто так сменить, и возникает конфликтная ситуация, которую необходимо решать.
  • В долгосрочном периоде топ-менеджеры-партнеры будут ожидать более высокого вознаграждения (например, долю в прибыли) за достижение результатов в бизнесе, чем у наемного управленца.
Собственнику стоит принимать решение касаемо партнерства с топ-менеджером, взвесив все преимущества и недостатки этого инструмента мотивации.
Очень сложно выбрать и привлечь партнера, который будет соответствовать требованиям собственника бизнеса
Если преимуществ от партнерства с наемным управленцем больше, чем возможных проблем и сложностей, стоит подумать о модели сотрудничества/взаимодействия. Далее рассмотрим наиболее распространенные сценарии партнерства.

Доля в прибыли компании

Наемный управленец становится партнером компании и получает некую долю в прибыли компании. Такая модель может быть названа партнерской с некоторой оговоркой, поскольку на самом деле топ-менеджер в данном случае не получает права собственности в компании.

Тем не менее, эта модель партнерства достаточно распространена среди украинских собственников, поскольку позволяет повысить эффективность и вовлеченность топ-менеджера и достигнуть поставленных целей в бизнесе. Условия партнерства (размер доли в прибыли) варьируются в зависимости от масштабов бизнеса, сферы деятельности (услуги или производство), капиталоемкости бизнеса, стоимости бизнеса и других факторов.

Передача доли в бизнесе (как правило, миноритарной) с дисконтом

Доля в существующем бизнесе – процент собственности существующего бизнеса – передается бесплатно или продается с неким дисконтом по истечении определенного периода или при достижении определенных параметров бизнеса (процент и период могут варьироваться).

Разновидность этой модели – опционы для топов (передача бесплатно доли в компании) – достаточно распространена среди международных компаний.  

Продажа доли в существующем бизнесе по цене, близкой к реальной

Эта модель предполагает полноценное партнерство собственника и наемного топ-менеджера, и соблюдение принципов разделения прибыли. Размер доли может варьироваться.

Создание нового бизнеса с определенной долей участия генерального директора

Эта модель включает в себя комбинацию всех вышеперечисленных методов. При этом партнер, выполняющий функции гендиректора, может дополнительно получать зарплату «наемного» генерального директора.

Выбирать модель партнерства стоит, исходя из целей бизнеса, стадии его развития, финансового состояния и других бизнес-показателей
Выбирать модель партнерства стоит, исходя из целей бизнеса, стадии его развития, финансового состояния и других бизнес-показателей. Тем не менее, универсального совета о модели партнерства, который будет эффективным для всех, нет. Чтобы определить эффективную модель для конкретной организации, стоит привлекать внутренний ресурс компании и внешний ресурс консультантов, которые могут помочь с выработкой оптимального решения.

Если в теории достижение договоренности между собственником бизнеса и наемным топ-менеджером выглядит простым, на этапе непосредственной реализации договоренностей партнеров зачастую возникает много разногласий и конфликтов. Чтобы партнерство собственника и топ-менеджера было эффективным не только на словах, важно:

  • Документально фиксировать все договоренности.
  • В процессе переговоров моделировать негативные сценарии развития событий и действий партнеров, проговаривать возможные нюансы и фиксировать эти договоренности.
  • Оформлять документы по передаче корпоративных прав. Если оформить корпоративные права невозможно, соблюдать договоренности.
  • Быть готовым идти на компромисс, если ситуация развивается по негативному сценарию.
  • Если имеют место неприятные ситуации во взаимодействии партнеров (а все предусмотреть невозможно), важно быстро их проговаривать, искать решения, и не откладывать на потом.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
10540 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
13805 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
22586 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
3806 просмотров
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий