Зачем бизнесу мобильное приложение?

Какие реальные бизнес-задачи можно решать с помощью мобильных приложений, кроме имиджевых? Как подойти к проектированию и какие показатели качества работы приложения можно отслеживать?

Мобильные устройства с огромной скоростью наращивают свое проникновение во все сферы жизни как в Украине, так и в мире. В 2013 году смартфонов было продано больше, чем персональных компьютеров. И эксперты прогнозируют, что уже в следующем году и планшеты обгонят классические настольные компьютеры по продажам. К 2018 году ожидается, что смартфоны станут в шесть раз популярнее ПК. Стоит ли говорить, что наступают времена мобильного «клондайка» для бизнеса?

Зачем бизнесу мобильное приложение?
Фото Shutterstock

Какие бизнес-задачи можно решать с помощью мобильных приложений?

В целом их можно разделить на приложения для внутренних нужд компании (приложения на устройствах сотрудников или же на устройствах компании), и приложения для маркетинга, брендинга и увеличения продаж (приложения на устройствах клиентов бизнеса).

Приложения для внутренних задач стали набирать популярность после формирования концепции BYOD (Bring Your Own Device) в компаниях США.

Когда руководство компаний осознало, что смартфоны используются для работы и несут в себе большие риски утечки информации (в случае потери или кражи девайса), а запреты или разделение устройств на рабочие и домашние плохо работает, они постарались взять рабочее пространство на мобильных устройствах под свой контроль. Сейчас уже каждый крупный вендор мобильных ОС (Apple, Google, Microsoft) имеет определенные механизмы, с помощью которых можно из центрального сервера очищать информацию и отключать доступ к данным на потерянных мобильных устройствах или же на устройствах отстраненных сотрудников.

Самые популярные типы мобильных приложений для бизнеса:

1. Мобильные приложения для автоматизации процессов. К этой категории, в частности, можно отнести передовые системы автоматизации ресторанов, гостиниц, торговых центров, которые позволяют снизить стоимость запуска и поддержания по сравнению с полноценными рабочими станциями на базе ПК.

2. Приложения для повышения продуктивности, коллаборации и совместной работы:
- системы общего доступа к файлам и совместной работы над ними;
- внутренняя коммуникация, месенджеры, трекеры уведомлений;
- электронные опросники, мобильные версии корпоративных социальных сетей;
- системы управления проектами и задачами, требующие постоянного сбора, уточнения и синхронизации информации.

Самые популярные типы клиентских мобильных приложений:

1. Приложение как «продолжение» онлайн-сервисов:
- мобильные витрины интернет-каталогов и магазинов;
- приложения для покупки билетов;
- мобильный банкинг;
- трекеры статусов заказов или пересылки посылок.

2. Мобильное приложение как программа лояльности. Удобным и модным в последнее время направлением стало использовать приложение вместо карточки постоянного клиента.

При этом нужно помнить, что, создав такое приложение для своего бизнеса, вы будете работать только с уже очень лояльными к вам клиентами, имеющими смартфон нужной марки, которых совсем немного и которым зачастую хватило бы и SMS/E-mail рассылки.

Невостребованные направления:

В настоящее время наблюдается определенный дефицит идей в сфере использования мобильных приложений для маркетинга, брендинга и увеличения продаж. Привычные схемы, которые работали с сайтами, в мобайле не работают. Никто не будет скачивать и устанавливать себе приложение-визитку с информацией о компании и контактами, поскольку все это можно найти через мобильный веб-браузер. И это противоречие между мобильным сайтом и приложением уже несколько лет усложняет работу многим бизнесам, делающим ставку на IT.

Некоторые факты, о которых нужно помнить, прежде чем продумывать свои инвестиции в мобильные приложения:

1. По сравнению с разработкой веб-сайта или веб-приложения мобильные приложения стоят и будут стоить существенно дороже. При этом прямой возврат инвестиций в подавляющем большинстве сфер на данный момент гораздо ниже.

2. Мобайл – это долгосрочные инвестиции. Сейчас рынок в Украине мал, но он проходит фазу своего становления и активно растет. А потому тем игрокам, которые зайдут в него первыми, закрепиться и стать лидерами будет легче, но это пока что будет «большой кусок от малого». Впрочем, потенциал роста огромен.

3. На конец 2013 года по всему миру в среднем было установлено 26 мобильных приложений на каждом устройстве. Стоит учесть, что 10-15 из них уже заняты популярными социальными сетями, мессенджерами, почтовыми сервисами, погодой. И за оставшиеся 10 мест ваше приложение будет бороться с играми и полезными сервисами. Потому у «визиток» практически без шансов...

4. Мобильный телефон – это гораздо более личное пространство пользователя, чем ПК, он всегда с пользователем. Будет ли клиент перекладывать назойливые рекламные материалы из почтового ящика в подъезде себе в кошелек и носить дальше с собой? Думаю, ответ очевиден.

Поэтому бизнес, если он хочет приобрести новых лояльных клиентов, должен думать о своем приложении как о новом инструменте, который он предлагает добавить в швейцарский армейский нож пользователя.

В результате выстраивается простая логическая цепочка:

  1. Пользователи любят бесплатные приложения.
  2. Бесплатные приложения, как правило, монетизируются за счет назойливой и неприятной рекламы.
  3. Бизнес и бренды могут сами проинвестировать в создание, развитие и поддержание реально полезных и бесплатных приложений, которые будут брендированы, но не будут содержать рекламных баннеров.

Так, например, бренд питьевой воды может поддерживать приложение для калькуляции и контроля водного баланса в организме или фитнес-приложение, а компания, продающая детские товары, поддерживать информационное приложение для родителей или образовательную интерактивную игру для малышей.

Если говорить о показателях качества работы приложения, то помимо привычных отсутствия сбоев, дневной и месячной аудитории, важнейшим показателем является удержание (retention). Этот индекс показывает, сколько пользователей, установивших приложение сегодня, будут все еще открывать его через неделю, месяц, квартал.

Реальность состоит в том, что добиться хорошего показателя здесь – очень сложно. Ведь в среднем 26% пользователей запустят ваше приложение только один раз, после чего удалят. Удержать половину пользователей за первые 30 дней с момента установки – это уже неплохой результат.

Подведем итоги:

  1. Веб-сайт должен быть обязательно оптимизирован под просмотр с мобильных устройств. Количество пользователей, которые проводят время в интернете, заходя в Сеть только с планшетов и смартфонов, в последнее время неуклонно растет.
  2. Использование мобильных приложений для внутренних задач бизнеса, автоматизации и увеличения продуктивности – то, во что стоило начать инвестировать еще вчера.
  3. Мобильные приложения как продолжение онлайн-сервисов, а также мобильные программы лояльности – то, чем рынок живет сегодня.
  4. Привнесение реальной ценности (здоровье, образование, игры, локационные сервисы) и полезные приложения как часть позиционирования бренда – то, что эксперты диджитал ждут и хотят видеть в будущем.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Мнения
Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель
Как скажется попытка выхода Британии из ЕС на глобальной лоббистской активности, и где в этом процессе интересы Украины
2485 просмотров
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
5231 просмотр
Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
6306 просмотров
О чем говорят результаты работы банковской системы во II квартале 2016 года
Очевидно замороженное кредитование на фоне роста депозитного портфеля
3222 просмотра
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий