5 музыкальных инструментов, придуманных случайно

Гармоничный телеграф, звуки электромагнитных полей и другие примеры музыкальной конструкторской мысли
5 музыкальных инструментов, придуманных случайно
Фото: matrixsynth.com

5 октября на «Книжном Арсенале» выступит Лидия Кавина. Своей известностью она обязана инструменту, на котором играет – терменвоксу. Его придумал родственник исполнительницы – Лев Термен, советский изобретатель, шпион и выдающийся конструктор. Он разрабатывал систему беспроводной сигнализации, но в итоге случайно создал один из самых странных и необычных инструментов за всю историю музыки.

Играть на терменвоксе нужно, водя руками в генерируемом этим аппаратом магнитном поле. Forbes.ua отыскал еще несколько инструментов, которые были созданы по чистой случайности.

1Терменвокс

Терменвокс
Терменвокс
Фото: sciencephoto.com

Изобретение терменвокса и, в общем, история всей жизни его конструктора тянет на сюжет для Андрея Платонова. После Октябрьской революции молодой технический специалист Лев Термен поступил на работу в одну из московских радиолабораторий. Там он занимался разработкой промышленной электроники. Одно из изобретений Термена – бесконтактная сигнализация. Оказалось, что если немного усовершенствовать это устройство, оно превращается в необычно звучащий музыкальный инструмент.

Обе разработки инженера принимал лично Ленин. Вдохновившись музыкальным прибором и бросив знаменитую фразу: «Хорошо, что именно у нас электрифицирована даже музыка», Ленин потребовал организовать Термену всероссийский образовательный тур. Пару лет инженер ездил по стране с лекциями и концертами. По ходу дела разработав несколько смежных технологий, вроде автоматических дверей и действующего концепта телевизионной системы.

Затем Льва Термена отправили в долгосрочную командировку в Америку. Компания-производитель электроники, концерн RCA, купила у инженера патент на терменвокс. На вырученные деньги Термен основал свою музыкальную студию.

Формально оставаясь гражданином СССР, Термен стал американским миллионером. С ним были дружны Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн. Он обедал с Джоном Рокфеллером и Дуайтом Эйзенхауэром – будущим президентом США. На волне популярности Термен развелся с русской женой и женился на известной балерине Лавинии Вильямс.

В 1938 г. инженера вызвали в Москву. Через год посадили. Следом выяснилось, что главной целью затяжной американской командировки Термена была шпионская деятельность в пользу СССР. Открылось, что кроме музыкальных инструментов и бытовой электроники инженер разрабатывал подслушивающие устройства.

Реабилитировали Термена после Второй мировой войны. Практически до самой смерти он работал в исследовательских лабораториях на скромных должностях. В 1991 г., за полгода до развала СССР, вступил в Коммунистическую партию, объяснив свой поступок тем, что сделать это обещал лично Ленину. Не дожив до столетнего юбилея, умер в 1993 г.

Что же до самого терменвокса, то этот инструмент и сейчас, спустя почти век, выглядит революционно. Коробка с электроникой и пара антенн. Чтобы извлечь из терменвокса звук, нужно водить руками вдоль этих антенн, причем, не касаясь их. Звук, по сути, рождается в электромагнитном поле, которое образует аппарат. Играть на терменвоксе сложно. Действующих музыкантов, умеющих управляться с прибором, насчитывается всего несколько десятков. 

2Вокодер

Вокодер
Вокодер
Фото: sexyjazz.de

Изначально, аппарат под названием вокодер разрабатывался для куда более прозаических вещей, чем музыка. В конце 20-х годов прошлого столетия это устройство изобрел американский инженер Гомер Дадли, работавший на Bell Labs. Потребность в вокодере ощущали как раз телекоммуникационные корпорации – требовалось устройство, которое улучшило бы качество передачи голоса по радиолиниям.

Вокодер был одним из вариантов решения проблемы. Аппарат разбивал голосовой сигнал на части, перекодировал их в менее объемозатратный формат и передавал по линии. На выходе голос звучал несколько механически, но вполне четко и ясно.

Во время Второй мировой войны вокодер открыли для себя радисты. Он стал одним из устройств для передачи шифрованной информации. После войны вокодер покинул исследовательские лаборатории и появился в арсенале многих музыкальных групп. Правда, по большей части в адаптированной версии – с клавишами, при помощи которых можно было петь на вокодере по нотам.

Пионеры его использования – немецкий коллектив Kraftwerk. Вокодер вписывался в концепцию группы: люди-роботы, игравшие электронную музыку и считавшие себя не композиторами, а инженерами на службе у компьютеров.

В 80-х вокодер взял на вооружение миллион однодневных диско-групп. С таким устройством уже можно было выступать, совсем не умея петь: произноси внятно и с расстановкой в микрофон слова и вовремя нажимай правильные ноты – тянуть их вокодер будет за исполнителя. Ну а то, что голос при этом искажался и звучал так, будто принадлежал роботу, сделали приметой и особенностью того музыкального времени.

3Музыкальный телеграф

Музыкальный телеграф
Музыкальный телеграф
Фото: zeably.com

В 70-х годах позапрошлого столетия сразу несколько инженеров разрабатывали аппарат, позднее получивший название «телефон». Победителем – человеком, быстрее всех оформившим патент на устройство – чуть больше ста лет считался Александр Белл. Только в 2002 г. официальное признание получил настоящий изобретатель телефона – итальянский ученый Антонио Меуччи.

В этой гонке патентов участвовал еще один человек. Звали его Элиша Грей. Телефонное состязание он проиграл, но один из его проектов, получивший неофициальное название «музыкальный телеграф», вошел в историю. Но в историю совершенно другой области, чем та, в которой работал инженер.

Элиша Грей решал проблему быстрой и эффективной передачи данных на расстоянии. В основе его проектов телеграфной связи лежало взаимодействие магнитных полей и металлических пластин. Пластины при определенной последовательности действий начинали вибрировать. Каждая пластина издавала свой тон.

Углубляясь в тему, Грей сконструировал аппарат, пластины которого вибрировали, издавая звуки тех же частот, что и ноты октавы. В действие эти пластины приводились электричеством. Словом, американский инженер, сам того не осознавая, изобрел первый синтезатор. Ну и еще глобальней: указал путь разработчикам всех электрических инструментов – от электрогитар до электронных флейт.

4Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника
Стеклянная гармоника
Фото: amazingstuff.co.uk

Стеклянную гармонику изобрел в 1741 г. ирландский общественный деятель и комический новатор-энтузиаст Ричард Покрич. До этого он был известен, например, тем, что предлагал ирландским парламентариям ввести закон, по которому жителям страны запрещалось жить более 999 лет. Там же, в парламенте, выступал за то, чтобы засадить виноградниками высушенные ирландские болота. Плюс – разработал новую систему эффективного лечения: переливать больным людям кровь здоровых. Словом, жизнь Покрича напоминала вечеринку.

Стеклянную гармонику он как раз на вечеринке и изобрел. На одном из фуршетов, наблюдая за тем, как тостующий для привлечения внимания постукивал столовым прибором по полупустому бокалу.

Дальше Ричарда Покрича ожидал фурор. Чуть ли не единственный в жизни. Он построил аппарат, в котором разместил несколько десятков бокалов. В каждом бокале находилось определенное количество воды – как раз такое, чтоб при ударе по нему, бокал брал нужную ноту. Свое изобретение Покрич назвал ангельским органом. На нем он дал множество концертов, собравших аншлаги.

Одним из почитателей звучания стеклянной гармоники, кстати сказать, был Бенджамин Франклин. Только играл он на чуть усовершенствованной модели. Бокалы в ней насаживались на длинный штырь. Воду в них не наливали, а на величину тембров и номера нот влиял размер бокала. Играть на этом варианте стеклянной гармоники нужно было, не постукивая по нему палочкой, а водя по бокалам смоченным пальцем.

5Дисторшн

Дисторшн
Дисторшн
Фото: grabcad.com

Дисторшн – это не музыкальный инструмент, а один из эффектов, искажающих звук. Но история его возникновения сродни предыдущим. 

В лабораторных условиях дисторшн достигается при стечении нескольких обстоятельств. Грубо говоря, есть цепочка: электрогитара, усилитель, колонки. Это базовая схема подключения – общепризнанный стандарт. Если электрогитара выдает слабый и нечеткий сигнал в усилитель, то, чтобы до колонок звук добрался с достаточной громкостью, его нужно подкрутить на усилителе. Если усилитель низкокачественный, то вся схема рушится. На выходе получается перегруженный, ревущий сигнал – скорее, громкий зубодробильный скрежет.

На заре электрогитаростроения – в 40-е – 50-е годы прошлого века – все примерно так и происходило. Инженеры в студиях по максимуму подчищали некачественный звук, долго возились с настройками всех аппаратов, но такая роскошь была доступна только состоятельным группам. Большинство же играло со скрежетом.

Когда эту проблему более-менее решили, новое поколение музыкантов потребовало вернуть скрежет назад. Просто потому, что вдохновлялось оно творчеством тех артистов, музыка которых как раз была перегружена дефектами звука.

Эффект дисторшн стал стандартом. Наиболее ярко он проявился в рок-н-ролле и всех его вариациях. Портить новые усилители и гитары никто не стал. Производители музыкальных инструментов начали выпускать специальные педали, имитирующие перегруженный сигнал. Все, что нужно было следующим поколениям артистов, – просто в той самой базовой цепочке подключения воткнуть эту педаль между электрогитарой и усилителем.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Премьеры недели: «Неоновый демон» и «Охотники за привидениями»
В прокат вышли одна из главных премьер Одесского кинофестиваля и один из самых ожидаемых сиквелов года
Горящее предложение: 5 книг июля
На какие литературные новинки месяца стоит обратить внимание
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
На ПриватБанк приходится половина всего рефинансирования, выданного финансовым учреждениям Украины
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск материалов на сайте временно прекращен.
Константин Лежнин: 	«Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Константин Лежнин: «Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Зампред УкрСиббанка BNP Paribas Group – о конкуренции с госбанками и плюсах работы НБУ
Почему банкротятся банки
Почему банкротятся банки
Когда причина – не в НБУ и не в собственниках
Премьеры недели: «Неоновый демон» и «Охотники за привидениями»
Премьеры недели: «Неоновый демон» и «Охотники за привидениями»
В прокат вышли одна из главных премьер Одесского кинофестиваля и один из самых ожидаемых сиквелов года