ак создавалась Ђ¬»ј √раї

”спех коллектива обеспечили двое мужчин: талантливый композитор и толковый организатор
 ак создавалась Ђ¬»ј √раї
‘ото: прессцентр ¬иа √ра

—ама€ успешна€ поп-группа ”краины прекратила существование. ¬ воскресенье, 25 но€бр€, продюсер группы Ђ¬»ј √раї  онстантин ћеладзе объ€вил о закрытии проекта.

ƒл€ глаз и ушей

јпрель 2001 года. —тадион в ёжноукраинске. Ќа импровизированной сцене поют и танцуют две красотки в откровенных нар€дах. ќни не всегда попадают в ноты, но публика от новой группы Ђ¬»ј √раї в восторге. јпрель 2010-го. Ђ¬»ј √руї на сцене Ќационального дворца искусств Ђ”краинаї представл€ют уже другие девушки. »х вокальные данные тоже не назовешь выдающимис€. «рители охотно подпевают, зал заполнен до отказа.

— момента по€влени€ Ђ¬»ј √рыї на сцене в ней сменилось 13 солисток. –егул€рное обновление состава не мешает группе зарабатывать свыше 1,5 млн евро в год. Ќа ее счету три дес€тка хитов, более 40 наград в номинаци€х Ђлучша€ песн€ї, Ђлучша€ поп-группаї и Ђзолотой дискї, более 1500 концертов по всему миру. Ђ¬»ј √раї Ц это долгоиграющий брендї, Ц говорит музыкальный продюсер ћаксим ‘адеев.  ак создатели группы Ц бизнесмен ƒмитрий  остюк и композитор  онстантин ћеладзе Ц добились такого результата?

ќрганизовать новую девичью группу придумал  остюк, владевший тогда музыкальным телеканалом Biz-TV. ќн пригласил в проект своего давнего при€тел€  онстантина ћеладзе. ¬ести бизнес договорились на паритетных началах.

— момента по€влени€ Ђ¬»ј √рыї на сцене в ней сменилось 13 солисток. –егул€рное обновление состава не мешает группе зарабатывать свыше 1,5 млн евро в год

¬ 2000-х на «ападе произвели фурор Spice Girls, в –оссии большим успехом пользовались женские группы Ђ—трелкиї и ЂЅлест€щиеї. ¬ ”краине €рких коллективов в этой нише не было. Ѕольшинство групп делало танцевальную музыку и состо€ло из бойких девчонок. ћеладзе и  остюк решили предложить публике породистых див. ЂЁто должна была быть красива€ музыка в исполнении красивых женщин, Ц рассказывает ћеладзе. Ц ѕричем красивых не только внешне, но и внутреннеї.

¬ коллектив вз€ли ведущую Biz-TV јлену ¬инницкую и студентку ’мельницкого педучилища Ќадежду ћейхер. 26-летн€€ ¬инницка€ эффектно смотрелась в кадре, а только-только отметивша€ совершеннолетие ћейхер излучала артистизм и сексапильность. —ильных вокальных данных не было у обеих. ѕочему ћеладзе и  остюк нан€ли девушек без опыта работы в шоу-бизнесе? Ђћне было все равно, с чего начинать проектї, Ц отвечает ћеладзе.

ѕерва€ же песн€ ћеладзе Ђѕопытка є5ї и клип на нее принесли группе успех. ѕроста€ мелоди€, запоминающиес€ строчки, эффектные барышни. Ђ лип выгл€дел дорого и €рко на фоне остального музыкального продукта того времени, Ц вспоминает гендиректор музыкального телеканала ћ1 ¬алентин  оваль. Ц ќн сразу обратил на себ€ вниманиеї. ѕо словам режиссера ролика ћаксима ѕаперника, съемки обошлись примерно в $8000. Ќазвание Ђ¬»ј √раї Ц вокально-инструментальный ансамбль Ђ√раї, родилось тогда же, на съемках. Ђ≈го предложил ћеладзеї, Ц вспоминает ѕаперник.

–аскрутить группу в ”краине не составило труда. ѕервым клип запустил Biz-TV, другие украинские музыкальные телепрограммы и каналы подхватили новинку. ѕараллельно песн€ по€вилась на радио.  остюк и ћеладзе не собирались ограничиватьс€ ”краиной. Ђ„тобы проект стал попул€рным, нужно было выходить на всю русско€зычную аудиториюї, Ц объ€сн€ет ћеладзе.

¬ –оссии клип стал крутить местный Biz-TV, который до 2002 года контролировал друг и партнер  остюка Ѕорис «осимов. Ђѕесни ћеладзе, написанные дл€ Ђ¬»ј √рыї, очень быстро становились попул€рными и сами продвигались на радио и “¬ї, Ц констатирует генеральный продюсер радиогруппы Ђ”краинского ћедиа ’олдингаї »горь Ћарин.


‘ото: пресс-центр Ђ¬»ј √раї

¬ 2001 году песн€ Ђѕопытка є5ї так часто крутилась по радио, что получила две награды ведущих поп-радиостанций –оссии Ц Ђ–усского радиої и Ђ’ит FMї. ƒо конца года ћеладзе написал еще дес€ть песен, четыре из которых стали хитами. ѕосыпались предложени€ от звукозаписывающих компаний, концертных агентств и бизнесменов, желавших отпраздновать день рождени€ или свадьбу в компании двух сексапильных девушек.  оличество кассовых и корпоративных концертов в год быстро перевалило за сотню. ¬ первый же год гонорар коллектива достиг $2000 за выступление. ћногие украинские начинающие артисты тогда выступали за $300Ц500. Ќа следующий год концерт Ђ¬»ј √рыї стоил уже более $5000.

ƒвое главных

 остюк и ћеладзе считают, что каждый из них был ключевым человеком в проекте. Ђя создал репертуар и образы, которые попул€рны много лет вне зависимости от участницї, Ц убежден ћеладзе. ¬ Ђ¬»ј √реї он изначально занималс€ творческой частью: писал песни, придумывал образы, синопсисы к клипам. ѕо словам режиссера клипов Ђ¬»ј √рыї —емена √орова, каждую новую песню ћеладзе видел как целостный продукт: как девушки должны петь, сто€ть на сцене, двигатьс€, во что должны быть одеты и даже каким будет будущий клип. ЂЁто редкое качество дл€ композитораї, Ц подчеркивает он.

¬ первый же год гонорар коллектива достиг $2000 за выступление. ћногие украинские начинающие артисты тогда выступали за $300Ц500

ќрганизационна€ часть лежала на  остюке. Ђя создал бизнес-схему, в которой слаженно работает коллектив из п€тнадцати человек Ц солисток, музыкантов и обслуживающего персоналаї, Ц по€сн€ет бизнесмен. ќн отвечал за финансы, маркетинг, логистику. Ђ остюк делал огромный объем работыї, Ц подтверждает √оров. Ђ¬ первые годы все переговоры относительно клипов Ђ¬»ј √рыї мы вели только с  остюкомї, Ц вспоминает  оваль.

„ерез год после запуска Ђ¬»ј √рыї  остюк загорелс€ идеей вывести коллектив на мировой рынок и предложил ћеладзе подписать контракт со звукозаписывающей компанией Sony Music Entertainment. Ђ”спех Ђ“атуї обострил внимание рекорд-лейблов к российским исполнител€м, в особенности к женским группамї, Ц рассказывает  остюк. ”говорить ћеладзе оказалось непросто: тот не верил, что Sony сможет раскрутить группу среди англо€зычной аудитории. Ќо контракт подписал. «а три года коллектив об€залс€ записать п€ть альбомов.

—тартовали резво. Ђ¬ первую неделю после выпуска дебютного англо€зычного альбома ЂStop! Stop! Stop!ї его продажи перевалили за 100 000 экземпл€ровї, Ц вспоминает  остюк. √руппа отправилась в японию знакомитьс€ с представителем Sony Music и местной прессой. ќдному из руководителей €понского подразделени€ Sony Music понравились песни Ђ¬»ј √рыї, и он предложил продвинуть группу на азиатском рынке.

¬ итоге зате€ провалилась.  остюк объ€сн€ет это внезапной заменой исполнительницы. ¬ 2004 году из коллектива ушла одна из самых €рких солисток Ц јнна —едокова, и в промотур по странам ёго-¬осточной јзии вместо нее отправилась начинающа€ певица —ветлана Ћобода. Ђ”ход —едоковой стоил нам с Sony Music $10 млнї, Ц сожалеет  остюк. ” 23-летней —едоковой, быстро ставшей лидером коллектива, были причины покинуть проект на пике попул€рности. ќна готовилась стать мамой, а работа в группе была стрессовой Ц не обходилась без домогательств со стороны разгор€ченной публики.

ћеладзе убежден, что сотрудничество с Sony Music ничего не принесло бы Ђ¬»ј √реї в любом случае. ћол, организаци€ промотуров была не на самом высоком уровне. Ћично ћеладзе в тех поездках не участвовал Ц девушек сопровождал  остюк.

”ход —едоковой не помешал Ђ¬»ј √реї раскрутитьс€ на российском рынке. «а первые полгода продаж альбома Ђ—топ! —н€то!ї было реализовано свыше 500 000 копий. ѕараллельно продюсеры начали зарабатывать на рингтонах и рингбэктонах. ЂЁто были небольшие деньги в сравнении с концертной де€тельностьюї, Ц замечает  остюк.   2005-му стоимость выступлени€ Ђ¬»ј √рыї в  иеве достигала 15 000 евро. ¬ ћоскве концерты были еще дороже.  остюк говорит, что одним из первых на российской эстраде стал запрашивать высокие цены за выступлени€. ‘адеев объ€сн€ет успех Ђ¬»ј √рыї сочетанием двух факторов: сексуальность участниц и мелодичные песни ћеладзе, которые соответствовали энергетике девушек. Ђ’ороша€ музыка, красивые девушки, Ц подтверждает украинский инвестбанкир, приглашавший Ђ¬»ј √руї на один из своих корпоративов. Ц ѕри€тно не только послушать, но и посмотретьї.

”ход —едоковой стоил нам с Sony Music $10 млн
бывший генеральный продюсер Ђ¬»ј √раї ƒмитрий  остюк

¬иагрономика

–осту вознаграждений артистов и музыкальных коллективов способствовала конъюнктура рынка. Ђ¬ 2001Ц2007 годах украинский шоу-бизнес уверенно рос Ц в том числе благодар€ спросу корпоративных заказчиковї, Ц вспоминает  оваль. ¬ праздники гонорары взлетали в несколько раз. —амый дорогой концерт Ђ¬»ј √рыї обошелс€ заказчикам в несколько сотен тыс€ч долларов. “очную сумму и клиента  остюк не называет.

 акую часть из этих доходов получали участницы группы? Ќа первых порах, когда стоимость концерта составл€ла $2000, а коллектив насчитывал от силы семь человек (включа€ продюсеров, концертного директора и двух музыкантов), барышн€м платили $50Ц100 за выступление. ЂЁто было совсем малої, Ц убеждена ћейхер.

„ерез несколько лет артисткам стали платить процент от выручки.  акой именно, ни исполнительницы, ни продюсеры не уточн€ют. Ќо даже при условии, что девушки получали всего 5% от стоимости выступлени€, зарабатывали они очень прилично. ¬ 2007-м цена концерта Ђ¬»ј √рыї установилась на отметке 25 000 евро, при этом за год коллектив выступил более ста раз. ƒекабрь стандартно проходил в праздничном чесе: в конце 2008 года, в самый разгар кризиса, девушки дали 20 концертов, а в новогоднюю ночь выступили трижды по двойному-тройному тарифу. Ђ«а два года работы в Ђ¬»ј √реї € смогла купить себе автомобиль, погасить кредит за квартиру в –остове и открыть два небольших бизнеса в  иеве Ц кулинарию и салон красотыї, Ц делитс€ бывша€ солистка “ать€на  отова.


‘ото: пресс-центр Ђ¬»ј √раї

ƒольше всех в Ђ¬»ј √реї продержалась ћейхер. ќна трижды возвращалась в коллектив, проработав там в общей сложности дев€ть лет. ƒругие солистки или выходили замуж, или решали зан€тьс€ сольной карьерой, или были уволены продюсерами после нескольких мес€цев работы. Ђя часто и легко расстаюсь с людьми, если мне кажетс€, что сотрудничество исчерпаної, Ц признаетс€ ћеладзе.

 акие требовани€ предъ€вл€лись к новым участницам? ћолодые, красивые, сексапильные, пластичные, с хорошими вокальными данными, умные, физически крепкие и скромные. Ёто в идеале. ЂЌаходить таких девушек было непросто: всегда чего-то не хваталої, Ц говорит  остюк. ќпытных певиц старались не брать: ћеладзе считал, что вылепить артиста можно из кого угодно, тогда как искать общий €зык с готовой звездой сложнее.

Ѕолее-менее подход€щих барышень продюсеры учили азам песенного и сценического мастерства. ѕо словам  отовой, проработавшей в группе с 2008 по 2010 год,  остюк и ћеладзе снимали дл€ нее жилье в  иеве целый год, оплачивали уроки вокала, сценической речи и хореографии. ѕереезжать в  иев приходилось всем девушкам Ц и москвичкам, и тем, которые попали в Ђ¬»ј √руї из украинской глубинки. Ђ¬  иеве была репетиционна€ база, преподаватели, Ц рассказывает  отова. Ц Ќовенькие должны были жить в одном городе с продюсерами хот€ бы первые два-три мес€ца, чтобы включитьс€ в рабочий процессї.

‘инал карьеры

¬ 2011-м  остюк перестал участвовать в жизни Ђ¬»ј √рыї, хоть и осталс€ ее совладельцем. Ђ— творческими людьми непростої, Ц вздыхает он. ƒруга€ причина Ц кадрова€ политика ћеладзе, который перестал прислушиватьс€ к мнению партнера. ѕоследней каплей, переполнившей чашу терпени€  остюка, стал приход в группу ≈вы Ѕушминой Ц выпускницы украинской Ђ‘абрики звезд-3ї. Ѕушмину нан€л ћеладзе, который был генеральным продюсером Ђ‘абрикиї. Ђ≈ва талантлива€ девушка, но совсем не формат Ђ¬»ј √рыї, Ц убежден  остюк. ѕо мнению продюсера »гор€  ондратюка, в последние несколько лет в группе не по€вл€ютс€ харизматичные, запоминающиес€ девушки. Ђ¬се новенькие Ц красивые, талантливые, сексуальные, Ц по€сн€ет он. Ц Ќо их словно уже где-то виделї.

 остюк считает, что часта€ смена состава вредила Ђ¬»ј √реї. ѕо словам бывшей солистки ¬еры Ѕрежневой, по€вление каждой новой барышни вносило сум€тицу: новенькую приходилось всему учить. ћеладзе, напротив, уверен, что смена девушек Ц особенность коллектива, котора€ подогревает интерес публики.

13 участниц за 12 лет Ц не так много, если сравнивать с группой Ђ—трелкиї »гор€ —еливерстова и Ћеонида ¬еличковского, в которой за дев€ть лет существовани€ сменилось 32 исполнительницы. Ђ—о временем Ђ¬»ј √раї стала похожа на театр, где мен€ютс€ актеры, но остаетс€ главный режиссер, носитель духа этого театра, Ц подчеркивает ћеладзе, име€ в виду себ€. Ц ѕока режиссер остаетс€ Ц театр со зрителемї. “о, что секрет успеха не в девушках, подтверждают неудачи подражателей. Ќи одна из женских групп, пытавшихс€ копировать Ђ¬»ј √руї, не добилась такой же попул€рности.

13 участниц за 12 лет Ц не так много, если сравнивать с группой Ђ—трелкиї »гор€ —еливерстова и Ћеонида ¬еличковского, в которой за дев€ть лет существовани€ сменилось 32 исполнительницы

¬ 2010-м, впервые за несколько лет, группа отправилась в промотур по ”краине, планировала также заехать в –оссию и дальнее зарубежье. »з 16 городов на востоке и в центре ”краины удалось собрать залы в 15 Ц и то неполные. ¬ 2010 и 2011 годах читатели газеты Ђћосковский комсомолецї в ходе интерактивного голосовани€ окрестили группу Ђразочарованием годаї. ѕо данным аналитической компании TopHit, последний сингл Ђ¬»ј √рыї Ђјлло, мам!ї, выпущенный в феврале 2012-го, продержалс€ в ротации 95 радиостанций на территории —Ќ√ и ближнего зарубежь€ 25 недель. ѕравда, рекорд песни Ђѕоцелуиї (2007 год), котора€ достигла наивысшей позиции в чарте TopHit 100, нова€ композици€ ћеладзе не побила. ћаксимальное место Ђјлло, мам!ї в TopHit 100 Ц 50-е.

ќсновным источником заработка Ђ¬»ј √рыї остаютс€ корпоративы. √онорар за выступление составл€ет 25 000-30 000 евро, не счита€ технического и бытового райдера. — выездом по ”краине или за рубеж Ц минимум на 5000 евро дороже. ћеладзе утверждает, что продюсеры при успехе получают не более 20% дохода. Ђ20%? Ц удивл€етс€  остюк. Ц √ораздо большеї.

¬прочем, от прежних доходов не осталось и следа. Ђ¬»ј √раї дает гораздо меньше дес€ти концертов в мес€цї, Ц сообщает  остюк. ќн считает, что жизненный цикл группы подошел к завершению, ведь даже одна из бессменных солисток јльбина ƒжанабаева планирует зан€тьс€ сольной карьерой и снимаетс€ в кино. Ђѕроект закроетс€, когда € решуї, Ц до последнего сто€л на своем ћеладзе, но в итоге распустил главный герлз-бенд —Ќ√.

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
—тиль жизни
 ак необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
» чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
ѕошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
» насколько востребованным оказалс€ тиражный арт
ѕремьера недели: Ђ¬елика€ стенаї
«ачем смотреть новый фильм „жана »моу
¬се материалы раздела
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 1
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
Andrey Gorovoy
Andrey Gorovoy — 06.12.2012, 13:11

Spice Girls в 2000-х уже прекратили свое существование.

¬ыбор редактора
„астное и честное: 5 книг декабр€
„астное и честное: 5 книг декабр€
Ќа какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом мес€це
 ак израильска€ арми€ стала 	Ђкузницей стартаповї
 ак израильска€ арми€ стала Ђкузницей стартаповї
Ѕывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки Ч подразделени€ 8200 Ч создали около 1000 начинающих IT-компаний. »менно им »зраиль во многом об€зан имиджем Ђнации стартаповї
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
» почему депутаты настаивают на проведении разового декларировани€
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
”краинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в јрхиве
—ейчас на главной
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
¬ыпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
√лава ѕриватЅанка Ц о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов