10 легендарных фильмов, которыми мы обязаны фестивалю «Сандэнс»

Почему стоит следить за ходом американского кинофестиваля независимого кино «Сандэнс»

Завтра, 16 января, в американском городе Парк-Сити (штат Юта) в очередной раз начнет свою работу фестиваль независимого кино «Сандэнс» – крупнейший и наиболее влиятельный киносмотр США. Преодолев в прошлом году очередную юбилейную отметку («Сандэнс-2013» стал тридцатым), фестиваль не сбавляет оборотов: если в 1985 году в его рамках было показано 86 фильмов, то в этом покажут уже 186. По словам организаторов фестиваля, в процессе подготовки к «Сандэнсу-2014» они обработали более 12 000 заявок на участие – из них 4 057 фильмов были полнометражными.


Фото Sundance
http://www.sundance.org/

Зачем 12 000 съемочных групп изо всех сил стараются попасть на большие экраны «Сандэнса»? Фестиваль, президентом и публичным «лицом» которого уже который год работает Роберт Редфорд (его герой из классического неовестерна «Бутч Кессиди и Сандэнс Кид» Джорджа Роя Хилла подарил киносмотру его нынешнее название), не делает акцента на пышных церемониях и обязательном наличии VIP-персон среди гостей. В связи с этим он нередко теряется на фоне Канн или Венеции. Однако по своему влиянию на процессы, происходящие в кинематографе Соединенных Штатов, он не менее значителен, чем Канны в своем влиянии на французский. А в мировом масштабе, возможно, его влияние даже больше.

Фестиваль, в дальнейшем ставший «Сандэнсом», впервые был проведен летом 1978 года, и тогда он без претензий назывался Кинофестивалем Соединенных Штатов. Среди прочего на первом US Film Festival показывали многие фильмы, из которых будущее независимое кино «выросло»: от «Трамвая «Желание» Элиа Казана до «Злых улиц» Мартина Скорсезе. 1980-е еще не наступили, и Скорсезе со своими коллегами по «новому Голливуду» задавал тон в американском мейнстриме. Но уже вскоре времена изменились, и ближайшие наследники Аллена, Богдановича, Олтмана, Эшби и прочих перекочевали как раз на экраны «Сандэнса».

Свое нынешнее имя фестиваль обрел в 1984 году, а контроль над проведением киносмотра перешел в руки основанного в те же годы Sundance Insitute. На фестиваль начали проникать и зарубежные ленты, в основном во внеконкурсных программах, но первостепенное внимание по-прежнему уделялось (и уделяется до сих пор) творчеству начинающих талантов из США. Впрочем, к настоящему моменту в обширном списке фестивальных номинаций присутствуют и премии «мировому кино» (world cinema, кстати, звучит куда мягче, чем пренебрежительное оскаровское: «Фильмы на зарубежных языках»). Вообще, список премий растет от года к году, и к настоящему моменту включает в себя многочисленные призы зрителей и жюри в категориях художественного и документального кино, полного и короткого метра, а также награды за режиссуру, сценарий и монтаж.

Имена режиссеров, представленных в программе ближайшего фестиваля, обычно мало что говорят широкому зрителю. Но, как правило, они «выстреливают» уже годом-двумя позже. Из инкубатора «Сандэнса» вырастают успешные коммерческие франшизы (к примеру – хорроры вроде «Паранормальных явлений») и лауреаты «Оскаров» и «Глобусов» (стилистику инди-драм и инди-комедий в последние годы активно адаптируют под свои нужды представители большого студийного истеблишмента – Дэвид О. Расселл, Рон Ховард, Беннетт Миллер и многие другие). В качестве доказательства – десять знаковых картин, рейтинги и успешные карьеры создателей которых начались именно с «Сандэнса».

1«Просто кровь»

«Просто кровь»
Режиссеры: Джоэл Коен, Этан Коен

Премии: Гран-при жюри за художественный фильм

Год: 1985

Главный приз одного из первых «Сандэнсов» нынешнего формата взяли начинающие на тот момент братья Джоэл и Итан Коэны. Жюри «Сандэнса» разглядело в мрачном и желчном нео-нуаре «Просто кровь» все то, что прославит уникальный дуэт в дальнейшем, когда свет увидят их лучшие фильмы: «Бартон Финк», «Фарго», «Большой Лебовски», «Серьезный человек».

2«Более странно, чем в раю»

«Более странно, чем в раю»
Режиссер: Джим Джармуш

Премии: Специальное упоминание жюри за художественный фильм

Год: 1985

Еще один важный фильм 1985 года: жюри особо отметило дебют (не считая ученического «Отпуска без конца») в полном метре Джима Джармуша, будущего любимца критиков, эстетов, мечтательных подростков и меланхоличных взрослых со всего мира. В дальнейшем влияние «Рая» на американское авторское кино сравнивали с ролью, которую сыграли дебютные ленты Годара и Трюффо во французском кинематографе середины столетия.

3«Секс, ложь и видео»

«Секс, ложь и видео»
Режиссер: Стивен Содерберг

Премии: Зрительская премия за художественный фильм

Год: 1989

Написанный за восемь дней и снятый за $1,2 млн дебют Стивена Содерберга – камерная история из жизни нескольких обитателей «одноэтажной Америки» с проблемами в сексуальной жизни, – сначала стал одним из открытий «Сандэнса-1989», прежде чем получить «Золотую пальмовую ветвь» Канн и стать самым прибыльным (на тот момент) независимым фильмом в истории.

4«Бешеные псы»

«Бешеные псы»
Режиссер: Квентин Тарантино

Премии: нет

Год: 1992

С режиссером по фамилии Тарантино американские зрители и критики впервые познакомились также на «Сандэнсе»: фестивальный показ «Бешеных псов» вызвал бурю эмоций, а кое-кто немедленно сравнил его с первым сеансом «Прибытия поезда» братьев Люмьер. Товарищ создателя «Псов» Роберт Родригес годом позже начал свой путь к успеху там же – и, в отличие от Тарантино, даже был награжден («Музыканту» досталась премия зрительских симпатий).

5«Клерки»

«Клерки»
Режиссер: Кевин Смит

Премии: Приз жюри кинематографистов за художественный фильм

Год: 1994

Свой дебютный фильм Кевин Смит снял в двух магазинах, где сам подрабатывал, на деньги, вырученные от продажи коллекции комиксов. Почти что любительская черно-белая комедия оказалась готовой современной классикой и одним из главных открытий фестиваля 1994 года, а ее персонажи перекочевали в следующие фильмы Смита, включая «В погоне за Эми» и «Догму».

6«Баскетбольные мечты»

«Баскетбольные мечты»
Режиссер: Стив Джеймс

Премии: Зрительская премия за документальный фильм

Год: 1994

«Сандэнс» всегда уделял самое пристальное внимание документалистике. Проникновенная история двух чернокожих школьников, предпринимающих попытки стать профессиональными баскетболистами, от режиссера Стива Джеймса растрогала гостей кинофестиваля, а со временем приобрела репутацию не только лучшей документальной ленты о спорте, но и одной из величайших вообще в документалистике. Критик Роджер Эберт назвал «Баскетбольные мечты» одним из главных фильмов 1990-х годов.

7«Пи»

«Пи»
Режиссер: Даррен Аронофски

Премии: Премия за режиссуру, художественный фильм

Год: 1998

Свой сюрреалистический дебют режиссеру Даррену Аронофски удалось снять благодаря финансовой поддержке друзей и недостаточной бдительности нью-йоркской полиции. После победы на «Сандэнсе» режиссер взялся за «Реквием по мечте». Дальше были «Рестлер», «Черный лебедь» и, наконец, эпический «Ной» с бюджетом, в две с лишним тысячи раз превышающим бюджет «Пи».

8«Пила»

«Пила»
Режиссер: Джеймс Ван

Премии: нет

Год: 2004

Показанный на «Сандэнсе» в рамках специальной «полуночной» программы хоррор австралийца Джеймса Вана остался без наград, однако стал одной из важнейших фестивальных картин года. Вана немедленно объявили главной надеждой современного хоррора, ну а «Пила» отправилась в собственное плавание, породив безразмерную, бесконечно кровавую и крайне успешную франшизу.

9«Маленькая мисс Счастье»

«Маленькая мисс Счастье»
Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис

Премии: нет

Год: 2006

Одна из самых популярных инди-комедий 2000-х годов была снята Валери Фарис и Джонатаном Дэйтоном, ранее занимавшимися клипами и рекламой, и принесла сценаристу Майклу Арндту и актеру Алану Аркину по «Оскару». Скромная лента, впервые представленная в программе «Сандэнса», окупила себя в мировом прокате более чем в десять раз и собрала целый ворох наград всех калибров, а Голливуд понял, что даже самый широкий зритель уже дорос до «независимого» юмора.

10«Звери дикого Юга»

«Звери дикого Юга»
Режиссер: Бен Зайтлин

Премии: Гран-при жюри за художественный фильм; премия «Кинематографическое совершенство» за художественный фильм производства США

Год: 2012

Трогательная лента, посвященная маленькой чернокожей девочке из американского захолустья, удостоилась похвалы Барака Обамы и сразу четырех «оскаровских» номинаций. Дебютант Бен Зайтлин внезапно оказался одним из самых многообещающих режиссеров поколения, а 9-летняя актриса Кувенжаней Уоллис – самой молодой в истории претенденткой на награду Американской киноакадемии.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов