Сколько украинцы заработали на торгах Sotheby’s

Обозреватель Forbes пристальнее изучил украинские лоты торгов Contemporary East

Вчера, 25 ноября, в Лондоне закрылись торги Sotheby’s в рамках секции «Современный Восток» (Contemporary East). С молотка ушли произведения художников из государств Восточной Европы, в том числе из Украины, России и стран Кавказа.

Аукцион Sotheby’s

Первые торги Contemporary East дома Sotheby’s состоялись в ноябре прошлого года и принесли 2,4 млн фунтов стерлингов. Топ-лотом прошлогодних «русских торгов» стали «Праздники №6» Ильи Кабакова – работа была продана за 962 500 фунтов стерлингов (около $1,5 млн). Украину в 2013-м в Лондоне представляли восемь живописцев, среди которых в лидеры (в коммерческом отношении) выбились уже проверенные мировым сообществом звезды – Анатолий Криволап («Без названия (Зимний пейзаж)» за 37 500 фунтов) и Олег Тистол («Китаец III» за 22 500 фунтов).

Результат повторных торгов этого года оказался скромнее: около 1,4 млн фунтов. Самой дорогой из 68 представленных лотов оказалась картина умершего в январе прошлого года российского художника Олега Васильева «Сумерки»: полотно, написанное в 1990 году в манере на стыке между реализмом и авангардом, ушло с молотка за 182 500 фунтов (около $285 000). Второе место занял еще один очевидный фаворит: «Дива» участника арт-группы «Новые Художники» и барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова, также ушедшего из жизни в 2013-м. Стоимость «Дивы», написанной в 1995 году, составила 122 500 фунтов (около $191 000). Отметим, что на торгах была представлена и еще одна работа Гурьянова – «Трактористка» (2002), которая была продана за 47 500 фунтов.

Наибольшую кассу на аукционе предсказуемо сделали русские художники. Однако, как отмечают эксперты, за последние годы в мире растет интерес и к украинскому искусству: украинские лоты регулярно появляются на крупнейших мировых торгах, хотя пока что не занимают топовых позиций. А в Европе уже начинают появляться коллекционеры, последовательно покупающие искусство из Украины. Попробуем разобраться, что местное арт-сообщество может предложить миру, пристальнее изучив украинские лоты торгов Contemporary East.

1Борис Михайлов – «Без названия»

Борис Михайлов – «Без названия»
Борис Михайлов – Без названия
Фото: sothebys.com

Номер лота: 318

Эстимейт: 5-7 тыс. фунтов

Продан: 6,25 тыс. фунтов ($9 812)

Работа харьковского фотохудожника из цикла «Соц-арт» – типичная для Михайлова вещь: снятый в 1978 году гротескный осколок советского быта, зафиксированный на черно-белую пленку и уже после печати подцвеченный красками. Как показывает успешная продажа очередной его работы, Михайлов – по-прежнему одна из ключевых «экспортных» фигур всего украинского искусства, чей язык понятен западной публике, а тематика глубоко укоренена в наших реалиях.

2Борис Михайлов – «Ленин»

Борис Михайлов – «Ленин»
Борис Михайлов – Ленин
Фото: sothebys.com

Номер лота: 320

Эстимейт: 4-6 тыс. фунтов

Продан: -

Впрочем, как показывает неудача еще одной работы из цикла «Соц-арт», и Михайлов не всегда приходится зарубежным коллекционерам по душе. Проблема отношений масс с символической фигурой советского вождя у нас стоит довольно остро, британцы же к ее решению, предложенному Михайловым, остались равнодушны и «Ленина» не купили.

3Проект Нацпром – «Без названия»

Проект Нацпром – «Без названия»
Проект Нацпром – Без названия
Фото: sothebys.com

Номер лота: 329

Эстимейт: 3-5 тыс. фунтов

Продан: 4 тыс. фунтов ($6280)

Нацпром – совместный проект уроженца Николаевской области Олега Тистола и Николая Маценко из Ивано-Франковской области (иногда с ними также сотрудничает Марина Скугарева). Вместе «нацпромовцы» размышляют об украинской идентичности, пытаясь художественными средствами вылепить «новый национальный миф». Безымянная работа Нацпрома, проданная на Sotheby’s, относится к циклу «Мать городов».

4Олег Тистол – «Кавказ №32»

Олег Тистол – «Кавказ №32»
Олег Тистол – Кавказ №32
Фото: sothebys.com

Номер лота: 330

Эстимейт: 5-7 тыс. фунтов

Продан: 15 тыс. фунтов ($23 550)

На торгах Sotheby’s Тистол – частный гость и в качестве самостоятельной творческой единицы. Хотя эстимейты на его произведения приблизительно одинаковы уже несколько лет, их то и дело превышают (как и на Contemporary East прошлого года, где работа оценочной стоимостью не более 18 тыс. ушла за 22,5 тыс. фунтов). Над циклом «Кавказ» художник работает более десяти лет – изображая горы, он пытается уловить «пиковую точку земного человеческого бытия».

5Назар Билык – «Емкости»

Назар Билык – «Емкости»
Назар Билык – Емкости
Фото: sothebys.com

Номер лота: 331

Эстимейт: 3-5 тыс. фунтов

Продан: 3,75 тыс. фунтов ($5887)

Единым лотом на лондонских торгах шли «Емкости» (Vessels) Назара Билыка – четыре скульптурные инсталляции, в которых киевлянин пытается обратить внимание зрителя не только на форму, но и на «пространство вокруг нее», которое обычно остается незамеченным. Вполне закономерно, что масштабный цикл, в который входят «Емкости», носит название «Контрформы»; с самой же «емкостью», «отпечатком» скульптор сравнивает человека.

6Оксана Мась – «Черная сфера на красном»

Оксана Мась – «Черная сфера на красном»
Оксана Мась – Черная сфера на красном
Фото: sothebys.com

Номер лота: 332

Эстимейт: 8-12 тыс. фунтов

Продан: 15 тыс. фунтов ($23 550)

Представлявшая Украину на Венецианской биеннале 2011 года с «альтернативной» версией Гентского алтаря Оксана Мась продолжает оставаться одной из наиболее востребованных в мире представительниц украинского арта. На лондонских торгах она «разделила» с Тистолом второе место по части окончательной стоимости лота. Как и в венецианском алтаре, в «Черной сфере» фигурирует важный для художницы образ пасхального яйца.

7Александр Животков – «Без названия»

Александр Животков – «Без названия»
Александр Животков – Без названия
Фото: sothebys.com

Номер лота: 333

Эстимейт: 6-8 тыс. фунтов

Продан: 7,5 тыс. фунтов ($11775)

Безымянная работа Животкова относится к циклу «Дороги», в котором критики видят серьезный духовный подтекст – доходит дело даже до сравнений с иконописью. Свои фактурные, хотя и подчеркнуто «грязные» работы киевский живописец активно продвигает на Западе – с 2012 года он постоянно выставляется в Лондоне и имеет хорошую аукционную историю, включая 13,8 тыс. фунтов на прошлогоднем Contemporary East (за «Работу №1» из тех же «Дорог»).

8Павел Маков – Paradiso Perduto Nо.5

Павел Маков – Paradiso Perduto Nо.5
Павел Маков – Paradiso Perduto Nо.5
Фото: sothebys.com

Номер лота: 334

Эстимейт: 4-6 тыс. фунтов

Продан: 5,25 тыс. фунтов ($8242)

Работа из цикла о «Потерянном рае» (Paradiso Perduto), который этой осенью был представлен посетителям киевского Национального художественного музея (а летом выставлялся в донецком арт-центре «Изоляция»). В графических работах-«отпечатках» Макова сложно разглядеть политический подтекст, но сам харьковчанин поясняет, что «утраченный рай» – это еще и страна, которая начала превращаться «в черную дыру» после президентских выборов 2010 года.

9Роман Минин – «Практика большого взрыва (Диптих)»

Роман Минин – «Практика большого взрыва (Диптих)»
Роман Минин – Практика большого взрыва (Диптих)
Фото: sothebys.com

Номер лота: 336

Эстимейт: 2-3 тыс. фунтов

Продан: 5,25 тыс. фунтов ($8242)

Родившегося в Донецке и живущего в Харькове Романа Минина называют одним из наиболее продаваемых современных художников Украины. Родом Минин из шахтерской семьи, и в своих работах – примером чего может служить и диптих о «большом взрыве» – переосмысливает и мифологизирует шахтерский быт. В мининской «Практике» взрыв на шахте символически отражает «социальный взрыв», общественный перелом, расколовший Украину.

10Виктор Сидоренко – «Экспирация»

Виктор Сидоренко – «Экспирация»
Виктор Сидоренко – Экспирация
Фото: sothebys.com

Номер лота: 337

Эстимейт: 15-20 тыс. фунтов

Продан: 20 тыс. фунтов ($31400)

На Contemporary East прошлого года уроженец Казахстана, с 1985 года проживающий в Киеве Виктор Сидоренко совершил более чем успешный дебют на Sotheby’s – его безымянная работа из серии «Левитация» ушла за 16,5 тыс. фунтов. В этом году лот Сидоренко и вовсе стал самым дорогостоящим из украинских. «Экспирация» – типичное для киевского неоавангардиста изображение «парящих» в абстрактном пространстве фигур, не имеющих опоры – подобно тому, как ее не имеют люди, живущие в посттоталитарном обществе (узловая тема всего творчества художника).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Премьеры недели: «Неоновый демон» и «Охотники за привидениями»
В прокат вышли одна из главных премьер Одесского кинофестиваля и один из самых ожидаемых сиквелов года
Горящее предложение: 5 книг июля
На какие литературные новинки месяца стоит обратить внимание
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
На ПриватБанк приходится половина всего рефинансирования, выданного финансовым учреждениям Украины
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск материалов на сайте временно прекращен.
Константин Лежнин: 	«Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Константин Лежнин: «Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Зампред УкрСиббанка BNP Paribas Group – о конкуренции с госбанками и плюсах работы НБУ
Премьеры недели: «Неоновый демон» и «Охотники за привидениями»
Премьеры недели: «Неоновый демон» и «Охотники за привидениями»
В прокат вышли одна из главных премьер Одесского кинофестиваля и один из самых ожидаемых сиквелов года
Судебные новеллы: чего ждать Украине от реформы правосудия
Судебные новеллы: чего ждать Украине от реформы правосудия
О преимуществах и недостатках нового закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»