Proud to be Ukrainian: три имиджевых медиапроекта про украинцев

Как устроены проекты The Ukrainians, How to make it in Ukraine и «Помешанные»

Ресурсы, выстраивающие новый имидж Украины и украинцев, становятся все популярнее. На одном лишь энтузиазме вокруг этого тренда вырастают команды, которые демонстрируют, что в нашей стране есть много интересных и мотивирующих историй. Forbes поинтересовался у нескольких украинцев, почему они решили развивать это направление, и разобрался, какие имиджевые дивиденды приносит работа над такими спецпроектами.

The Ukrainians

Тарас Прокопишин, Инна Березницкая, Владимир Беглов

В начале 2014 года львовянин Тарас Прокопишин осознал, что украинцам нужно создавать новый образ. Для взгляда извне – чтобы стереть клеймо террористов, которое в то время активно в мире пропагандировала Россия, а изнутри − изменить имидж страдальца и жертвы. И уже в мае все идеи кристаллизовались в проекте The Ukrainians − истории о том, что украинец − успешный, креативный, ответственный и оптимистичный.

Proud to be Ukrainian: три имиджевых медиапроекта про украинцев
Тарас Прокопишин, Инна Березницкая, Владимир Беглов
Фото: theukrainians.org

Хотя замысел у Тараса появился в период революционных событий, однако не Майдан стал основным импульсом для создания The Ukrainians. «У нас сложная история. Мы никогда ни на кого не нападали, но должны были защищаться. Мы выполняли приказы, а не определяли повестку дня. А такое положение дел порождает чувство жертвы, делает из нас страдальцев. И это очень плохая характеристика, потому что человек снимает с себя ответственность и перекладывает собственные проблемы на других», − объясняет Тарас. Поэтому The Ukrainians пишет о людях, которые в сложных современных условиях справляются, о тех, кто не боится брать на себя ответственность.

The Ukrainians − это истории о том, что украинец − успешный, креативный, ответственный и оптимистичный

Редакция The Ukrainians − это Тарас и двое его друзей: Инна Березницкая и Владимир Беглов. Первый − социолог, двое других − журналисты, которые каждую неделю уже больше полугода публикуют материалы об очередных героях. В итоге уже накопилось 40 материалов. И несмотря на свою нишевость и не слишком активное обновление материалов, за весь период сайт может похвастаться около 110 000 уникальных посетителей и 350 000 просмотров в общем. Основная аудитория – львовяне и киевляне в возрасте 18-35 лет, большинство − женщины.

Проект строился полностью на волонтерских началах, поэтому весь бюджет The Ukrainians − это $300, вложенных в разработку сайта. «Если проект является актуальным, если это «пробивная» идея, то она всегда найдет поддержку»,− говорит Тарас. Таким образом, к журналу приобщались фотографы из других городов, и сейчас по Украине уже сформировалась небольшая сеть.

В планах у Прокопишина с командой масса идей. Прежде всего − увеличение количества и качества материала. Второе − создание англоязычной версии сайта, чтобы изменять представление об украинцах за пределами страны. Сначала планировалось просто переводить готовые публикации, но поскольку это будет другая аудитория, то и контент будет другим, считает Тарас. Есть также идеи касательно печатного варианта The Ukrainians, которому читатели предлагают стать украиноязычной альтернативой Еsquire. Но для реализации планов нужна финансовая поддержка, которой пока нет.

«Нам очень нравится проект. И на этом этапе я бы не сказал, что на зарплату мы бы работали лучше, − подчеркивает Прокопишин, но в то же время признает: – Мы работаем только 9 месяцев, и вряд ли ситуация останется прежней года через два». Поэтому The Ukrainians ищет меценатов и грантовую поддержку. Основная задача − журнал должен самоокупаться. Но организаторы не планируют зарабатывать на этом. Как только найдутся те, кто поможет оплачивать гонорары авторам и дизайнерам, поиски финансов закончатся. «The Ukrainians − это социальный проект, а не бизнес. Потенциально на нем зарабатывать можно, но мы не хотим», − резюмирует Тарас. Также The Ukrainians открыт для рекламодателей, но «правильных».

«Помешанные»

Лилит Саркисян, Крис Кулаковска

Проект «Помешанные», организованный главным редактором арт-журнала TheNorDar Лилит Саркисян и фотографом Крис Кулаковской, существует уже больше года. Он стартовал 19 ноября 2013 года.

Proud to be Ukrainian: три имиджевых медиапроекта про украинцев
Фото: thenordar.com

«Я запустила интернациональный арт-журнал TheNorDar более трех лет назад, и все эти годы хотела создать социальный проект об украинцах с многонациональными корнями, – рассказывает куратор проекта Лилит Саркисян. – Мой друг, фотограф Крис Кулаковска, предложила снимать для TheNorDar портреты – и все сошлось».

Портреты первых героев были сделаны уже через несколько дней. Проект серьезно продвинулся, когда певица Джамала, заметив анонс о поиске новых «помешанных» героев, оставила комментарий: «Так вот же я, вот!» и приняла участие в съемке.

«Помешанные» – социальный проект об украинцах с многонациональными корнями

Весь год раз в неделю команда «Помешанных» приглашает героев с многонациональной родословной, фотографирует, интервьюирует и записывает их семейные истории.

Сегодня в проекте «Помешанные» уже приняли участие 45 героев с не повторяющимся набором национальностей, среди которых певицы Джамала, Sophie Villy, Анна Завальская, Ирена Карпа с детьми, главный редактор «Украинской правды» Севгиль Мусаева, ведущий радио «Аристократы» Данила Хомутовский, художница и основательница сервиса аренды дизайнерских платьев Rent a Brand Кристина Нгуен.

«Мы уже успели рассказать истории сестер-близнецов с финскими корнями, супружеской пары с армянскими и латышскими корнями, Ирены Карпы с дочками – Корой и Кармой, у которых отец – американец. Были и звездные герои: певицы Анна Завальская с греческими корнями и Софи Вилли – с грузинскими, диджей Катро Заубер – с немецкими и осетинскими, дизайнер Маша Бех – с монголо-татарскими», – делится фотограф и интервьюер проекта Крис Кулаковска.

По словам куратора проекта Лилит Саркисян, бюджет на момент запуска составлял 0 грн. «Мы не платим героям за участие, не даем рекламных объявлений и не занимаемся платным пиаром. Крис делает портреты и берет интервью, я занималась промо, менеджерской и редакторской работой, – рассказывает основатель проекта. – Локации, в которых мы фотографируем героев, нам предоставляли друзья и коллеги – это обычные офисные помещения с белыми стенами. Мы даже в хостеле снимали. Мы дружим с типографией «Вольф», которая помогает нам и предоставляет всю необходимую печатную продукцию».

Таким образом удалось существенно сэкономить. Минимальные суммы ушли только на гонорар ретушеру, дизайнеру и мелкие организационные затраты.

«Так, практически не вкладывая в проект денег, благодаря социальному интересу мы смогли создать целую интернациональную платформу, обеспечить систематичное функционирование проекта и качественный оригинальный контент», – акцентирует Лилит Саркисян.

За время работы над проектом качественная аудитория журнала выросла втрое. Мы вышли на новый уровень и заняли нишу, никем до нас не занятую: TheNorDar стал интернациональным медийным арт-проектом, который включает в себя серию различных спецпроектов.

Многие участники присылают нам письма с благодарностью: благодаря проекту они подняли семейные архивы, некоторые из них впервые заговорили с родителями о родственниках, а кто-то только в 30 лет узнал, что он «помешанный».

В планах – презентация спецвыпуска TheNorDar «Помешанные», куда войдут истории 50 героев, также дополнительные публикации о национальных меньшинствах Украины в виде экспертных заметок и полезных статистических данных. Весной в одном из выставочных залов Киева состоится выставка проекта. Сейчас ведутся переговоры с несколькими локациями и поиск партнеров, проводится подготовка фотографий к печати и составляется программа мероприятия. 

How to make it in Ukraine

Сергей Кейн, Марина Сидоренко

«Идея интернет-журнала о музыке и культуре Comma зародилась в позапрошлом году. Мы были готовы к запуску в январе 2014-го, но в связи с событиями в стране вся редакция проводила время на Майдане, поэтому Comma стартовала весной», − рассказывает основатель и главный редактор Сергей Кейн.

Proud to be Ukrainian: три имиджевых медиапроекта про украинцев
Фото: made-in-ukraine.comma.com.ua

Вокруг Comma появлялись новые люди, которые хотели быть частью проекта. «К нам пришла умная девушка Марина Сидоренко и сказала: «Давайте я буду писать о независимых украинских производителях, которые воплощают свою мечту и делают качественные товары с душой». Поэтому мы занялись поиском компаний и мастеров, которые могут похвастаться не только качественной продукцией, но и высокой эстетической планкой», – вспоминает Сергей. Так и началась история спецпроекта How to make it in Ukraine.

How to make it in Ukraine – проект о независимых украинских производителях, с качественной продукцией и высокой эстетической планкой

По его словам, сайт Comma поначалу финансировался из «дневных» зарплат, то есть денег, которые ребята зарабатывали на постоянной офисной работе в digital-агентствах. «Проектами Comma и How to make it in Ukraine мы занимались по ночам. Принципиально не искали инвесторов, чтобы не зависеть от их воли, у нас нет больших коммерческих партнеров и грантов, хотя мы и допускаем такую возможность».

«На разработку How to make it in Ukraine потратили до 10 000 гривен. Это для старта, не считая работы постоянного автора и фотографа. Также привлекали видеопродакшн Campfire Film − вместе с ними создали видеотизер проекта, который хорошо вошел в сети и в несколько адаптированном виде демонстрировался в избранных кинотеатрах Киева перед сеансами», – делится основатель проекта Comma.

Он рассказывает, что вначале команде было интересно не заработать, а заявить о себе, потому и запускались без коммерческой поддержки какого-либо бренда. Нужен был красивый проект для старта как исключение. «Мы привлекли внимание медиа: сразу после запуска нас пригласили на «Громадське ТВ», было еще несколько эфиров и интервью, это дало хорошую посещаемость и интерес среди производителей − еженедельно поступает по 10 заявок на участие в How to make it in Ukraine, но мало кто полностью соответствует идеологии проекта. Так или иначе, очередь из невероятно интересных и искренних производителей у нас расписана на год вперед», – хвастается Кейн.

Спустя несколько дней после запуска изданию начали поступать предложения написать о некоторых производителях в How to make it in Ukraine за деньги. На такие предложения в редакции отвечают отказом.

Наш проект не гонится за сиюминутной прибылью, так как в современном мире монетизируется не контент, не реклама, а влияние. Оно, в свою очередь, строится на отношениях с читателем. С ним нужно быть честным.

Сейчас нас читает в среднем 2500 человек в день. Для нишевого проекта, принципиально не покупающего «мертвый» трафик, это хороший результат. Тем более, нам всего 11 месяцев.

В дальнейшем проект How to make it in Ukraine планируют развивать в том же русле. «По моим оценкам, в течение 7-8 месяцев мы сможем выйти на сумму, которая позволит окупить минимальную команду и аренду офиса. Как мы это сделаем − пока рассказывать не буду, но будет интересно и нестандартно», – уверен Кейн.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов