О чем расскажут новые экспозиции PinchukArtCentre

До 4 октября арт-центр будет знакомить с украинским искусством от Перестройки до Оранжевой революции и видеопортретами активисток Майдана

Сегодня, 29 мая, вечером в столичном PinchukArtCentre откроются сразу две новые выставки: масштабная групповая экспозиция украинских художников «На грани. Украинское искусство 1985-2004» и персональная выставка Зинаиды Лихачевой Mute. Обозреватель Forbes Мария Рыдван успела побывать в PinchukArtCentre до открытия и выяснила, каким кураторы увидели украинское искусство от Перестройки до Оранжевой революции.

О чем расскажут новые экспозиции PinchukArtCentre
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

В перечне участников центральной на сегодняшний день экспозиции PinchukArtCentre «На грани» 18 пунктов. Кроме знаковых для Украины имен вроде Олега Тистола, Ильи Чичкана, Арсена Савадова, Влады Ралко, Павла Макова, Александра Ройтбурда, есть и объединения художников – «Фонд Мазоха» и «Нацпром».

Примечательно, что кураторы Бйорн Гельдхоф и Татьяна Кочубинская, составляя экспозицию, намеренно отказались от штампов вроде «одесский концептуализм», «новая волна» или «харьковская школа фотографии». Хотя, разумеется, пригласили участвовать представителей каждой из этих школ. «Мы хотели взглянуть на искусство того периода в целом, ведь все участники проекта сыграли одинаково важную роль в его формировании», – поясняет заместитель арт-директора PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф. Исследователи задались целью показать общий дух времени и социально-политические изменения, которые повлияли на тематику произведений.

О чем новые экспозиции PinchukArtCentre
Кураторы Бйорн Гельдхоф и Татьяна Кочубинская
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»
Кураторы намеренно отказались от штампов вроде «одесский концептуализм», «новая волна» или «харьковская школа фотографии»

Куратор рассказал, что более 40 арт-проектов, отобранных для участия, так или иначе отображают одну из трех тем: перестройка, поиск идентичности и коллапс моральных принципов (это особенно видно на работах, созданных в 90-е годы). Некоторые арт-объекты и вовсе объединяют все три темы.

«Мы изначально планировали сделать выставку украинского искусства, например, соединить два поколения художников. Но когда начали готовить экспозицию, поняли, что нужно сфокусироваться и ограничиться каким-то периодом. Отправными точками стали 1985-й и 2004-й», – вспоминает Татьяна Кочубинская, младший куратор арт-центра. Кочубинская, которая уже более двух лет занимается исследованием украинского искусства 80-90-х годов, уверяет, что экспозиция 2015 года – только первый шаг: «Нельзя говорить, что список из 18 художников, которые попали в нынешнюю выставку, исчерпывающий».

Учитывая, что некоторым работам уже более 30 лет, не все из них было легко включить в экспозицию. «Например, видео художника Василия Цеголова «Молочные сосиски» было снято в 1994 году и потеряно, – рассказывает Кочубинская. – Нам повезло обнаружить его в Стокгольме». Оказалось, что ролик Цеголова экспонировался в Швеции на выставке «После стены» и был оцифрован кураторами, благодаря этому показ картины стал возможен.

Отдельно стоит говорить о выставке Mute Зинаиды Лихачевой, которая в PAC-UA стартует параллельно с основным проектом. Mute – это 16 статических видеопортретов женщин, которые были волонтерами во время революции на Майдане в феврале 2014 года. Знаково, что временной отрезок, выбранный для проекта «На грани», хотя и датируется 1985–2004 годами, Оранжевую революцию как раз не затрагивает.

Работы Лихачевой – что-то среднее между фотографией и кинематографом: видео настолько сдержанные, что то, что перед тобой «живой» портрет, понимаешь не с первого взгляда. «Идея родилась во время одной из волонтерских встреч, я заметила, что хотя революция и закончилась, участницы до сих пор переживают ее события», – объясняет художница. Во время подготовки экспозиции Зинаида записала интервью с каждой из участниц, но в финальный вариант они не вошли. Художница уверена: если эмоции, накопленные героинями, останутся невербализированными, аудитория сможет самостоятельно прочувствовать происходящее. Истории женщин-волонтеров можно будет прочесть на странице проекта в сети Facebook.

Снимали видеопортреты Олесь Санин и Сергей Михальчук, которые так же, как и участницы проекта, постоянно присутствовали на Майдане во время революции.

Несмотря на просьбу кураторов рассматривать экспозицию в целом, Forbes выбрал пять работ, которые впечатляют сильнее остальных.

1Олег Тистол «Воссоединение»

Олег Тистол «Воссоединение»
Олег Тистол «Воссоединение»
Фото: pinchukartcentre.org

1988 год

Холст, масло

Для открытия экспозиции «На грани. Украинское искусство 1985-2004» кураторы выбрали одну из наиболее ранних работ Олега Тистола «Воссоединение». Яркая и экспрессивная картина, по мнению куратора Бйорна Гельдхофа – хорошее вступление к заявленной ранее теме перестройки.

2Юрий Рупин из серии «7 ноября»

Юрий Рупин из серии «7 ноября»
Юрий Рупин из серии «7 ноября»
Фото: pinchukartcentre.org

1985 год

Цифровая печать с отсканированных негативов

Серия фотографий харьковского фотографа Юрия Рупина, одного из основателей группы «Время». Фотографии из серии «7 Ноября» – фактически фоторепортаж с демонстрации по случаю Октябрьской революции в Харькове. Примечательно, что сняты они были в 1985 году, когда уже был взят курс на Перестройку. 

3Илья Чичкан «Спящие принцы Украины»

Илья Чичкан «Спящие принцы Украины»
Илья Чичкан «Спящие принцы Украины»
Фото: pinchukartcentre.org

1997 год

Цветная печать

Серия фоторабот «Спящие принцы Украины» – не только презентация темы морали, которая многократно поднимается в экспозиции, но и авторское напоминание художника Ильи Чичкана о чернобыльской катастрофе. 

4Леонид Войцехов «Между прочим»

Леонид Войцехов «Между прочим»
Леонид Войцехов «Между прочим»
Фото: Архив Л. Войцехова/ kiev.guelman.ru

1983/2015 годы

Перформанс

Художник Леонид Войцехов специально для нынешней экспозиции пообещал повторить перформанс, поставленный им в 1983 году в одной из арт-квартир в Одессе. Войцехов, который не единожды занимался визуализацией тропов и идиоматических выражений, во время первой демонстрации сидел на пне, вокруг которого лежали листочки с текстом «между прочим». По словам сокуратора выставки Татьяны Кочубинской, художник одновременно играл на игре слов, призывая не обращать внимания на происходящее, с другой стороны – находился между невербальными текстами. 

5Влада Ралко «Китайский эротический дневник», «Говори об этом тише» и другие серии

Влада Ралко «Китайский эротический дневник», «Говори об этом тише» и другие серии
Влада Ралко «Китайский эротический дневник», «Говори об этом тише» и другие серии
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

2002-2008 годы

Бумага, холст, масло, карандаш, акварель, маркер

Составляя экспозицию, кураторы обязательно хотели затронуть гендерную тему, что оказалось непростой задачей, учитывая выбранные временные рамки. Хотя Владу Ралко, скорее, можно отнести к более молодой генерации украинских художников, чем те, что составляют костяк нынешней выставки, ее работы идеально ложились в поднятую тему. Десятки работ, представленных сейчас в PinchukArtCentre, это серия личных дневников, акварелей с множеством деталей. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Антигерои против домашних животных: 10 хитов украинского кинопроката 2016 года
И какие сборы показали самые громкие прошлогодние украинские премьеры
Премьера недели: «Молчание»
Зачем смотреть новый фильм Мартина Скорсезе
Модный сезон: 5 самых интересных коллекций из Лондона и Милана
Как будет выглядеть актуальный мужской гардероб в сезоне осень-зима 2017/18
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Aleksandra Poliushkina
Aleksandra Poliushkina — 29.05.2015, 14:08

Василий ЦАголов.

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
О чем говорили украинские делегаты, и что зарубежная элита думает об украинских реалиях
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
В борьбу за украинский газ уже совсем скоро может включиться «группа Петра Порошенко»
Новые вершины участников рейтинга Forbes «30 до 30»
Новые вершины участников рейтинга Forbes «30 до 30»
Год назад редакция «Forbes Украина» впервые представила рейтинг «30 до 30»
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Соседи «улыбающейся» африканской страны смещают проигравшего выборы правителя под дулами автоматов