Ковер отечественного производства: в Карпатах стартовал проект «Килим. Сучасні українські митці»

Зачем ехать на выставку современного искусства в карпатское село

В пятницу, 8 апреля, в поселке Татаров, Ивано-Франковская область, открылась выставка «Килим. Сучасні українські митці». Это уже второй проект фонда Zenko Foundation, и в Карпатах его можно будет увидеть до 15 июня. Затем выставка поедет во Львов и Харьков.

Примерно пять лет назад предприниматель Зенко Афтаназив и его супруга Яна увлеклись коллекционированием современного искусства (в прошлогоднем рейтинге Forbes отечественных коллекционеров – №10). Собрав внушительную подборку – более 200 произведений главных отечественных классиков – таких как Анатолий Криволап, Олег Тистол, Виктор Сидоренко, Арсен Савадов, Павел Маков, Василий Цаголов и других, а также молодых и перспективных авторов вроде Назара Билыка, Степана Рябченко и Романа Минина, коллекционеры задумались об экспонировании работ. И в прошлом году основали собственный фонд, с резиденцией в Киеве и большим арт-пространством в Карпатах – в гостиничном комплексе «Коруна». Выбор локации для выставок основатели фонда объясняют двумя основными причинами: во-первых, культурная децентрализация – это актуальная европейская тенденция. Во-вторых, если показывать современное искусство на горнолыжном курорте, то оно становится ближе к зрителю.

Идея второго проекта родилась сразу после открытия первой выставки – в конце октября прошлого года в Татарове стартовала масштабная экспозиция «Украинское современное искусство. Из частных коллекций». В ней кураторы Игорь Абрамович и Александр Соловьев сделали ставку на классиков. А второй проект решили посвятить перспективной молодежи. Среди 17 участников проекта «взрослых» – всего двое: 39-летний Мирослав Вайда и 40-летний Алексей Сай. Остальные – восходящие арт-звезды вроде Дарьи Кольцовой, Антона Логова, Романа Михайлова, Юрия Пикуля и других, а также молодые, но уже именитые, как Роман Минин, Назар Билык, Алексей Золотарев, Артем Волокитин, Татьяна Малиновская и другие.

Выбор локации для выставок основатели фонда объясняют двумя основными причинами: во-первых, культурная децентрализация – это актуальная европейская тенденция. Во-вторых, если показывать современное искусство на горнолыжном курорте, то оно становится ближе к зрителю

Участникам, представляющим разные регионы страны, кураторы задали направление – подумать о символическом наполнении такого предмета народного быта, как тканый ковер. Кто-то воспринял идею буквально, как Татьяна Малиновская, изобразившая на холсте настенный ковер, или Дарья Кольцова, создавшая работу из старинных ковриков с оленями. Кто-то – как повод поговорить о важных для себя темах, например, о декоммунизации (Сергей Петлюк) и АТО (Назар Билык, Алексей Сай).

Разнообразие авторских точек зрения – одна из характерных особенностей выставки, отмечает Александр Соловьев. По кураторскому замыслу, «килим» – это сложносоставной орнамент, каждый элемент которого наполнен собственным символическим смыслом и который можно рассматривать с двух сторон – лицевой и изнаночной. Вторая особенность проекта – его вариативность. Перемещаясь по стране – из Татарова во Львов и Харьков, а также, возможно, в Киев и Одессу, проект будет расширяться: представленных работ станет больше, а к 17 участникам могут присоединиться еще несколько художников.

Forbes выбрал работы, ради которых стоит отправиться в Татаров.

1«Аллегория 1», Артем Волокитин

«Аллегория 1», Артем Волокитин
«Аллегория 1», Артем Волокитин
Фото: Владимир Волченков

Художник взглянул на ковер как на элемент декора – яркий, броский и китчевый. И создал серию «Аллегорий»: изображения птиц с крыльями попугаев, хвостами павлинов и телами леопардового окраса. В серии будет четыре работы, пока же на выставке в Карпатах – премьера первой из них.

2«Конструктор памяти», Назар Билык

«Конструктор памяти», Назар Билык
«Конструктор памяти», Назар Билык
Фото: Владимир Волченков

Объект кубической формы Назар Билык создал с помощью детского конструктора: на прозрачную пластиковую поверхность наклеил панели, из которых нужно вырезать солдатиков и оружие. С одной стороны, эта скульптура – размышление о том, как в мальчиков с детства закладывается модель поведения «защитник». С другой – это и о том, что сейчас происходит в стране: Билык признается, что фактически создал модель возможного монумента в честь погибших в АТО. Вторая часть работы – барельеф о том, что информацию из памяти стереть невозможно, даже забытое оставляет отпечаток где-то в глубине сознания. 

3«Пейзаж со следами взрывов снарядов», Алексей Сай

«Пейзаж со следами взрывов снарядов», Алексей Сай
«Пейзаж со следами взрывов снарядов», Алексей Сай
Фото: Владимир Волченков

Художник Алексей Сай известен, как изобретатель направления excel-арт: обычно он создает картины с помощью экселевских таблиц. Но для проекта «Килим. Сучасні українські митці» он взял карты восточных областей Украины с обозначенными на них следами взрывов – и превратил их в абстрактные работы.

4«Традиционное решение», Татьяна Малиновская

«Традиционное решение», Татьяна Малиновская
«Традиционное решение», Татьяна Малиновская
Фото: Владимир Волченков

На создание этой работы Татьяну Малиновскую вдохновил рассказ режиссера Сергея Параджанова, автора знаменитого фильма «Тени забытых предков», о ковре, который висел в доме его отца и в центре которого был след от головы – из-за частого сидения рядом. Художница изобразила именно этот ковер, но в собственной авторской интерпретации – таким образом она говорит о том, что нечто традиционное можно актуализировать и осовременивать, не меняя кардинально.

5«Украденный полет», Роман Михайлов

«Украденный полет», Роман Михайлов
«Украденный полет», Роман Михайлов
Фото: Владимир Волченков

В своей серии «Украденный полет» художник изображает птиц, которые в результате эволюционного развития потеряли способность летать: для Михайлова это метафора отобранной свободы. Однако еще интереснее, чем заложенный смысл, в работах – техника их исполнения. Михайлов использует камерную акварель – и создает монументальные работы на бумаге, причем бумагу, деформированную водой, не натягивает на раму, а оставляет немного мятой.

6«Изгнание из рая», Дарья Кольцова

«Изгнание из рая», Дарья Кольцова
«Изгнание из рая», Дарья Кольцова
Фото: Владимир Волченков

В своем панно художница Дарья Кольцова использовала десяток старинных ковров и найденное на блошиных рынках оружие. С помощью этих материалов она рассказала, с одной стороны, о драме взросления: ковер с оленем – для Кольцовой символ детства, а драма в том, что все люди неизбежно взрослеют, и процесс этот не всегда приятный. С другой стороны, «Изгнание из рая» – это еще и размышление об актуальной сегодня для страны проблемы беженцев.

7«Медонос», Степан Рябченко

«Медонос», Степан Рябченко
«Медонос», Степан Рябченко
Фото: Владимир Волченков

Художник Степан Рябченко использовал идею выставки для того, чтобы поговорить о созидании. Медонос – это дающее мед растение, а процесс создания этой полезной сладости – метафора создания художником собственного мира.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов