Космос как метафора: 7 фильмов о встрече человека с космосом

О чем можно рассказать, если использовать внеземное пространство как повод
Космос как метафора: 7 фильмов о встрече человека с космосом
Фото Shutterstock

Желание снимать кино о космосе у кинематографистов появилось примерно тогда же, когда и сам кинематограф: еще в 1902 году француз Жорж Мельес снял свое знаменитое «Путешествие на Луну».

Длительное время режиссеров и сценаристов не слишком интересовала научная достоверность, дальше всех от науки отошел, пожалуй, Эд Вуд. В его снятом в 1958 году «Плане 9 из открытого космоса», кроме инопланетян, летающих на космической тарелке в форме крышки от кастрюли, фигурируют также вампиры и зомби. В фантастических лентах космос зачастую использовался как повод отказаться от условностей и развернуть фантазию – достаточно вспомнить культовые саги «Стар Трек» и «Звездные войны». О научной достоверности кинематографисты стали задумываться недавно – самым правдивым с этой точки зрения является прошлогодний «Марсианин». Впрочем, и в этом фильме, как в любом хорошем художественном произведении, антураж, пусть и продуманный до малейших деталей, остается декорацией, на фоне которой разыгрывается драма на совсем другую тему.

Специально ко Дню космонавтики Forbes выбрал семь фильмов, в которых речь о космосе, космонавтах и инопланетянах заходит для того, чтобы рассказать о совсем других вещах.

1«2001 год: Космическая одиссея», 1968

«2001 год: Космическая одиссея», 1968
Режиссер Стэнли Кубрик

Сначала люди обнаружили «монолит» внеземного происхождения на Земле. Затем, в конце ХХ века, на Луне, а еще чуть позже – на Юпитере. Для исследования этого третьего объекта к Юпитеру отправилась экспедиция «Дискавери»: введенная в анабиоз команда, два бодрствующих пилота и искусственный интеллект HAL 9000. Об истинной цели экспедиции те, кто ее отправлял, сообщили только компьютеру – и в итоге тот стал вести себя несколько недружелюбно по отношению к людям.

Длящаяся почти три часа лента Кубрика давно уже стала классикой научной фантастики и разошлась на цитаты. Но при этом «2001 год: Космическая одиссея» – не столько о космосе, сколько о том, что делает человека человеком, и о том, где граница между чистым интеллектом и его эмоциональной частью.

2«Солярис», 1972

«Солярис», 1972
Режиссер Андрей Тарковский

Далекая и загадочная планета Солярис полностью покрыта океаном. Трое ученых с Земли уже несколько лет его исследуют, но пока единственное, что они обнаружили – это способность океана создавать «гостей». Земляне постоянно видят людей из своего прошлого, причем для того чтобы эти видения создать, планета вытягивает самые мучительные и стыдные воспоминания.

Формально «Солярис» – экранизация одноименного романа классика фантастики Станислава Лема. Но на самом деле Андрей Тарковский снял почти трехчасовое философское размышление о том, что такое совесть, память, любовь, дружба и еще десяток подобных сложных категорий. Лента получила гран-при Каннского кинофестиваля.

3«Марс атакует!», 1996

«Марс атакует!», 1996
Режиссер Тим Бертон

Одним прекрасным утром профессор астрономии Дональд Кесслер (Пирс Броснан) представляет президенту США (Джек Николсон) доклад о том, что к Земле прилетели сотни космических тарелок. Как выяснилось, это марсиане, и они намерены приземлиться в пустыне Невада. Земляне готовятся к торжественной встрече, но тут выясняется, что у пришельцев нет намерения беседовать, прилетели они вовсе не с мирными целями.

«Марс атакует!» – самая смешная из всех черных комедий Тима Бертона, и при этом самая непонятная. До конца ленты так и остается загадкой, что же хотел сказать режиссер: Бертон как будто снимает не обремененный смыслом фильм-катастрофу, но не может удержаться от того, чтобы привнести свой фирменный стиль.

4«Автостопом по галактике», 2005

«Автостопом по галактике», 2005
Режиссер Гарт Дженнингс

В один из не предвещавших беды четвергов Артур Дент выясняет, что его лучший друг Форд Префект – инопланетянин, прибывший на Землю написать заметку о планете в «Путеводитель для путешествующих автостопом по галактике», и застрявший тут на 15 лет. А также, что Землю вот-вот уничтожат вогоны – через место, где находится планета, они прокладывают межгалактическую трассу. Форд и Артур успевают унести ноги – но путешествие, в которое они отправляются, окажется не менее опасным.

На самом деле «Автостопом по галактике» – это, во-первых, экранизация одноименного знаменитого романа Дугласа Адамса. А во-вторых, комедия, причем с большой долей абсурда. Пересказывать многочисленные шутки и шуточки, как, впрочем, и сюжет целиком – все равно что объяснять хороший анекдот: можно, конечно, но тогда становится уже не смешно.

5«ВАЛЛ-И», 2008

«ВАЛЛ-И», 2008
Режиссер Эндрю Стэнтон

В 2100-х годах Земля стала непригодной для жизни, и люди на больших кораблях отправились в космос. На Земле остались роботы типа «ВАЛЛ-И» – «вселенский аннигилятор ландшафтный легкий, интеллектуальный». Их основная задача – складывать мусор в башни. Но у одного из них формируется личность – любопытная и немного сентиментальная. Робот обустраивает себе жилье и коллекционирует человеческие артефакты. Однажды на планету прилетает робот типа ЕВА – «естествоведческая автоматика». «ВАЛЛ-И» влюбляется в новую знакомую – и отправляется вслед за ней на космический корабль.

Мультфильм режиссера Эндрю Стэнтона получился и детским, и взрослым одновременно. Детским – потому что довольно сложная история изложена так, что и ребенку понятна ее суть. Взрослым – потому что суть на самом деле очень глубокая. «ВАЛЛ-И» – это история о любви, дружбе и человечности, причем, как обычно у Pixar, изложенная остроумно и без банальных пошлостей.

6«Интерстеллар», 2014

«Интерстеллар», 2014
Режиссер Кристофер Нолан

Растения на Земле постепенно вымирают, кислорода становится все меньше. Ведущему жизнь фермера бывшему пилоту НАСА Куперу (Мэттью Макконахи) приходится взяться за старое: после долгих раздумий он отправляется в экспедицию, из которой ему, скорее всего, будет не суждено вернуться вовремя. Проблема в том, что Куперу и его напарнице Амелии Бренд (Энн Хэтэуэй) предстоит высадиться на нескольких планетах, а время там течет иначе, чем на Земле, поэтому стареть они будут значительно медленнее, чем их друзья и родные.

К сценарию «Интерстеллара» приложил руку физик-теоретик Кип Торн, поэтому, вероятнее всего, когда в фильме заходит речь о черных дырах, гравитации и времени, происходящему на экране можно доверять. Но на самом деле научная часть не так важна: лента Нолана – это мощная драма о семье, любви, дружбе и самопожертвовании.

7«Марсианин», 2015

«Марсианин», 2015
Режиссер Ридли Скотт

В недалеком будущем люди высадились на Марс. Экспедиция Ares III исследует планету, но тут на Марсе поднимается буря, и астронавтам приходится в экстренном порядке улетать. В процессе одного из товарищей они, как им кажется, теряют. Но он на самом деле выжил – и теперь ему предстоит продержаться на Красной планете несколько лет, до прилета следующей экспедиции с Земли. Сделать это не так уж просто и при хороших раскладах, а в условиях отсутствия воды и продовольствия – и вовсе почти невозможно.

Главную роль в ленте сыграл Мэтт Дэймон, и «Марсианин» – это, безусловно, его бенефис. Драматизм он сочетает с иронией, при этом ухитряется добавить чуточку сентиментальности, не скатившись в пошлую мелодраму. В итоге «Марсианин» превращается в историю не столько о Марсе – хотя Красная планета и космос вообще в картине показаны весьма достоверно с научной точки зрения, – сколько о том, что человеку, умеющему не сдаваться, под силу невозможное.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Фокс Малдер
Фокс Малдер — 13.04.2016, 03:16

Підбірка фільмів не найкраща...

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»