Уэйн Эскоффери: «Не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты»

Американская джазовая звезда — о том, как научиться понимать джаз, и о своей любимой классике
Уэйн Эскоффери: «Не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты»
Фото: Артем Тищенко/caribbean club

Именитый американский тенор-саксофонист любит украинскую публику: недавно в рамках джазовых вечеров в концерт-холле Caribbean Club состоялось его третье выступление в Украине. Виртуоз и обладатель премии Грэмми Уэйн Эскоффери представил публике свой джаз-бэнд.

После концерта он рассказал Forbes о том, как нужно правильно слушать джаз, как собрать хороший бэнд и почему стоит хоть раз побывать на живом джазовом концерте.

– Почему вы выбрали именно тенор-саксофон?

– На самом деле я хотел играть на трубе, но немного сомневался. Тогда моя мама сказала, что труба – не предел моих возможностей, и рассказала о моем деде – саксофонисте-любителе. И я решил, что стоит попробовать именно саксофон. Остальное уже история.

– Помните ли первую сыгранную джазовую мелодию? Какой классический стандарт – ваш любимый сейчас?

– Я начал знакомство с джазом через современных музыкантов. Я не горжусь этим, но первой джазовой песней, которую я выучил, была Songbird Kenny G. После этого были Mr Magic и Stolen Moments Грувера Вашингтона. В конце концов, я дорос до настоящего джаза, и начал играть Bolivar Blues Телониуса Монка и So What Майлза Дэвиса. Мне нравится исследовать все песни из «Американского песенника».

В последнее время люблю исполнять аранжировки таких классических композиций, как Sweet and Lovely Гаса Арнхайма, Blue and Sentimental Каунта Бейси и Snibor Билли Стейхорна.

– Что больше нравится публике – интересные аранжировки классических стандартов или авторские композиции?

– Я думаю, публика реагирует на честность и искренние эмоции. Не имеет большого значения, звучит авторская композиции или классика – до тех пор, пока ты играешь хорошо и искренне.

– А что выгоднее с коммерческой точки зрения?

– Популярные композиции постоянно меняются, и если вы настоящий артист, то не будете тратить свое время, волнуясь о том, что популярно, а что – нет. Я считаю, что самая выгодная вещь, которую можно предпринять, – делать такую музыку, которая будет звучать похоже с любой песней или стилем, который популярен в данное время. Но я не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты.

– С каких музыкантов и композиций посоветовали бы начать знакомство с джазом?

– Я бы порекомендовал Kind of Blue Майлза Дэвиса, потому что это просто лучшая джазовая композиция всех времен. Это отличное сочетание свинга и грува, одновременно свободы и организации в импровизациях. В ней есть душа одного из самых виртуозных и влиятельных музыкантов всех времен.

Уэйн Эскоффери: «Не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты»
Фото: Артем Тищенко/caribbean club

– Как правильно слушать джаз?

– Не существует правильного способа, как слушать джаз, но очень важно хотя бы раз услышать его вживую. Многие люди, которые не понимают или не любят джаз, никогда не были на живом выступлении. В джазе людям нравятся разные вещи, каждый находит что-то свое, и это абсолютно нормально, нет правильного или неправильного. Но, без сомнений, ничто не сравнится с живым джазовым выступлением.

– Есть ли какие-то правила восприятия этого музыкального языка?

– Джаз – это определенно язык, и, как и во всех языках, в нем есть много сложных правил. Язык состоит из фраз разных культур и периодов времени. Он произошел от африканских религиозных напевов, рабочих песен и вскриков на полях, и развивался со временем, основываясь на опыте афроамериканского сообщества. Некоторые из основных отличительных элементов джаза – блюз, импровизация, свинг и бибоп хармони – появились в 1940-х. Джазовый язык продолжает развиваться, и заимствует у всех культур, которые смешались в Соединенных Штатах.

– Сложно ли собрать хороший джаз-бэнд?

– Собрать хороший бэнд – та еще проблема, главным образом не существует музыкантов, идеальных со всех точек зрения. Требуется умение, чтобы выбрать музыкантов, хорошо подходящих для музыки, которую ты хочешь создать. Еще одна задача состоит в том, что хорошие музыканты заняты и не всегда доступны. Кроме того, путешествуя по различным частям мира, трудно найти хороших музыкантов. Объединение музыкантов по всему миру – то, над чем я сейчас работаю. На самом деле, сейчас я разрабатываю технологию, которая сделает связь с музыкантами по всему миру гораздо проще. Я уже начал работу, и надеюсь привлечь международных инвесторов, чтобы помочь ускорить разработки.

– Как вы искали своих музыкантов? На что обращали внимание при их подборе?

– Музыканты из моего джаз-бэнда играли со мной на протяжении многих лет: сначала в составе The Tom Harrell Quintet, The Mingus Band, а потом и в моем собственном. Мы друзья, и хорошо знаем друг друга и как музыканты, и как люди. Главным критерием является взаимное доверие, уважение, смирение и готовность слушать и быть гибким. Кроме того, они должны любить джаз и знать его историю, но также быть готовыми расширять границы.

Уэйн Эскоффери: «Не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты»
Фото: Артем Тищенко/caribbean club

– Джаз – с точки зрения музыкальной индустрии – это бизнес или хобби?

– Джаз – моя любовь, мое хобби, мой бизнес, и еще многое другое. В наши дни музыкант не может быть просто музыкантом, он должен быть менеджером, агентом по бронированию, пиарщиком, продюсером и еще сотней людей. Источники прибыли могут быть разными. Мой главный источник прибыли – живые выступления и преподавание, но я всегда ищу и другие способы, чтобы сделать то, чем я занимаюсь, более прибыльным.

– Какую музыку играли бы, если бы не играли джаз?

– Фанк или соул.

– В рок- и поп-музыке альбомы почти утратили свою функцию быть целостным произведением – люди покупают и слушают музыку не альбомами, а треками. Как обстоят дела в джазе?

– В джазе тоже можно наблюдать нечто подобное, но я думаю, поклонники джаза все еще наслаждаются полными альбомами. Джазовый альбом – как роман, он затягивает слушателей, приглашает их в путешествие, чтобы рассказать завершенную историю. Один трехминутный трек не может рассказать всю историю.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов