Уэйн Эскоффери: «Не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты»

Американская джазовая звезда — о том, как научиться понимать джаз, и о своей любимой классике
Уэйн Эскоффери: «Не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты»
Фото: Артем Тищенко/caribbean club

Именитый американский тенор-саксофонист любит украинскую публику: недавно в рамках джазовых вечеров в концерт-холле Caribbean Club состоялось его третье выступление в Украине. Виртуоз и обладатель премии Грэмми Уэйн Эскоффери представил публике свой джаз-бэнд.

После концерта он рассказал Forbes о том, как нужно правильно слушать джаз, как собрать хороший бэнд и почему стоит хоть раз побывать на живом джазовом концерте.

– Почему вы выбрали именно тенор-саксофон?

– На самом деле я хотел играть на трубе, но немного сомневался. Тогда моя мама сказала, что труба – не предел моих возможностей, и рассказала о моем деде – саксофонисте-любителе. И я решил, что стоит попробовать именно саксофон. Остальное уже история.

– Помните ли первую сыгранную джазовую мелодию? Какой классический стандарт – ваш любимый сейчас?

– Я начал знакомство с джазом через современных музыкантов. Я не горжусь этим, но первой джазовой песней, которую я выучил, была Songbird Kenny G. После этого были Mr Magic и Stolen Moments Грувера Вашингтона. В конце концов, я дорос до настоящего джаза, и начал играть Bolivar Blues Телониуса Монка и So What Майлза Дэвиса. Мне нравится исследовать все песни из «Американского песенника».

В последнее время люблю исполнять аранжировки таких классических композиций, как Sweet and Lovely Гаса Арнхайма, Blue and Sentimental Каунта Бейси и Snibor Билли Стейхорна.

– Что больше нравится публике – интересные аранжировки классических стандартов или авторские композиции?

– Я думаю, публика реагирует на честность и искренние эмоции. Не имеет большого значения, звучит авторская композиции или классика – до тех пор, пока ты играешь хорошо и искренне.

– А что выгоднее с коммерческой точки зрения?

– Популярные композиции постоянно меняются, и если вы настоящий артист, то не будете тратить свое время, волнуясь о том, что популярно, а что – нет. Я считаю, что самая выгодная вещь, которую можно предпринять, – делать такую музыку, которая будет звучать похоже с любой песней или стилем, который популярен в данное время. Но я не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты.

– С каких музыкантов и композиций посоветовали бы начать знакомство с джазом?

– Я бы порекомендовал Kind of Blue Майлза Дэвиса, потому что это просто лучшая джазовая композиция всех времен. Это отличное сочетание свинга и грува, одновременно свободы и организации в импровизациях. В ней есть душа одного из самых виртуозных и влиятельных музыкантов всех времен.

Уэйн Эскоффери: «Не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты»
Фото: Артем Тищенко/caribbean club

– Как правильно слушать джаз?

– Не существует правильного способа, как слушать джаз, но очень важно хотя бы раз услышать его вживую. Многие люди, которые не понимают или не любят джаз, никогда не были на живом выступлении. В джазе людям нравятся разные вещи, каждый находит что-то свое, и это абсолютно нормально, нет правильного или неправильного. Но, без сомнений, ничто не сравнится с живым джазовым выступлением.

– Есть ли какие-то правила восприятия этого музыкального языка?

– Джаз – это определенно язык, и, как и во всех языках, в нем есть много сложных правил. Язык состоит из фраз разных культур и периодов времени. Он произошел от африканских религиозных напевов, рабочих песен и вскриков на полях, и развивался со временем, основываясь на опыте афроамериканского сообщества. Некоторые из основных отличительных элементов джаза – блюз, импровизация, свинг и бибоп хармони – появились в 1940-х. Джазовый язык продолжает развиваться, и заимствует у всех культур, которые смешались в Соединенных Штатах.

– Сложно ли собрать хороший джаз-бэнд?

– Собрать хороший бэнд – та еще проблема, главным образом не существует музыкантов, идеальных со всех точек зрения. Требуется умение, чтобы выбрать музыкантов, хорошо подходящих для музыки, которую ты хочешь создать. Еще одна задача состоит в том, что хорошие музыканты заняты и не всегда доступны. Кроме того, путешествуя по различным частям мира, трудно найти хороших музыкантов. Объединение музыкантов по всему миру – то, над чем я сейчас работаю. На самом деле, сейчас я разрабатываю технологию, которая сделает связь с музыкантами по всему миру гораздо проще. Я уже начал работу, и надеюсь привлечь международных инвесторов, чтобы помочь ускорить разработки.

– Как вы искали своих музыкантов? На что обращали внимание при их подборе?

– Музыканты из моего джаз-бэнда играли со мной на протяжении многих лет: сначала в составе The Tom Harrell Quintet, The Mingus Band, а потом и в моем собственном. Мы друзья, и хорошо знаем друг друга и как музыканты, и как люди. Главным критерием является взаимное доверие, уважение, смирение и готовность слушать и быть гибким. Кроме того, они должны любить джаз и знать его историю, но также быть готовыми расширять границы.

Уэйн Эскоффери: «Не гоняюсь за тем, что популярно, я слишком занят реализацией собственной мечты»
Фото: Артем Тищенко/caribbean club

– Джаз – с точки зрения музыкальной индустрии – это бизнес или хобби?

– Джаз – моя любовь, мое хобби, мой бизнес, и еще многое другое. В наши дни музыкант не может быть просто музыкантом, он должен быть менеджером, агентом по бронированию, пиарщиком, продюсером и еще сотней людей. Источники прибыли могут быть разными. Мой главный источник прибыли – живые выступления и преподавание, но я всегда ищу и другие способы, чтобы сделать то, чем я занимаюсь, более прибыльным.

– Какую музыку играли бы, если бы не играли джаз?

– Фанк или соул.

– В рок- и поп-музыке альбомы почти утратили свою функцию быть целостным произведением – люди покупают и слушают музыку не альбомами, а треками. Как обстоят дела в джазе?

– В джазе тоже можно наблюдать нечто подобное, но я думаю, поклонники джаза все еще наслаждаются полными альбомами. Джазовый альбом – как роман, он затягивает слушателей, приглашает их в путешествие, чтобы рассказать завершенную историю. Один трехминутный трек не может рассказать всю историю.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Антигерои против домашних животных: 10 хитов украинского кинопроката 2016 года
И какие сборы показали самые громкие прошлогодние украинские премьеры
Премьера недели: «Молчание»
Зачем смотреть новый фильм Мартина Скорсезе
Модный сезон: 5 самых интересных коллекций из Лондона и Милана
Как будет выглядеть актуальный мужской гардероб в сезоне осень-зима 2017/18
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
О чем говорили украинские делегаты, и что зарубежная элита думает об украинских реалиях
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
В борьбу за украинский газ уже совсем скоро может включиться «группа Петра Порошенко»
Новые вершины участников рейтинга Forbes «30 до 30»
Новые вершины участников рейтинга Forbes «30 до 30»
Год назад редакция «Forbes Украина» впервые представила рейтинг «30 до 30»
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Соседи «улыбающейся» африканской страны смещают проигравшего выборы правителя под дулами автоматов