јндрей “рилисский: Ђ»нтерес украинского бизнеса к искусству про€вили √ельман и ѕинчукї

ќснователь Ђ√алереи –јї Ц о том, как в  иеве зарождалась художественна€ среда и какую роль в этом процессе сыграли выставки на јндреевском спуске
јндрей “рилисский: Ђ»нтерес украинского бизнеса к искусству про€вили √ельман и ѕинчукї
јндрей “рилисский
‘ото јлександр  озаченко дл€ Forbes ”краина

јндрей “рилисский Ц основатель √алереи –ј, коллекционер и президент ћеждународного фестивал€ фотографии ЂKievFotoComї. ќн организовывал выставки будущих мэтров украинского contemporary art еще в конце 1980-х. ј в начале 1990-х он открыл одну из первых киевских галерей, где выставл€лись практически все значимые современные украинские художники. ¬ начале 2000-х јндрей “рилисский был включен в круг 30 украинских и международных экспертов, вошедших в совет, участвовавший в создании PinchukArtCenter. 

¬ интервью Forbes он рассказывает, как и где проходили первые киевские выставки современного искусства, вспоминает об открытии первых салонов и галерей, эволюции јндреевского спуска и формировании культурного пространства современного  иева.

Ц —овременна€ киевска€ художественна€ среда формировалась у вас на глазах. — чего начиналась эта истори€?

Ц ¬ начале 1980-х в искусство мен€ привел мой друг, художник ¬ладимир ѕопов, который давно живет в јвстрии. ¬ 1984 году он вернулс€ из армии и пошел работать в Ќјќћј, где € часто бывал и даже пробовал рисовать в классе рисунка гипсовые бюсты.

¬ 1980-х художественные выставки были республиканские и всесоюзные либо были св€заны с —оюзом художников. ¬ конце 1980-х возле руин ƒес€тинной церкви сто€ли два стола, где продавали матрешки, шкатулки, советскую символику. „еловек 10-15  Ђутюжили фирмуї с сумками, предлага€ иностранцам сувенирную продукцию. — картинами там никого не было. ћы с художниками вышли и повесили несколько работ на заборе јндреевской церкви. Ёто было до Ђкрышї, рэкета, лихих 1990-х.

Ќа вернисаже была акварель художника јлександра јлексеева, на которой он изобразил фиолетовую луну.   нему подошел представитель Ђголубого патрул€ї и сказал сн€ть, потому что фиолетовой луны не бывает

Ц Ќо ведь были и Ђбульдозерна€ї выставка 1974 года, и разгон художников в ќдессе Ц Ђзаборна€ї выставка, которую организовали ¬алентин ’рущ и —танислав —ычевЕ ¬ы не бо€лись проводить такое смелое меропри€тие?

Ц “ак как в стране была перестройка, милици€ до конца не понимала еще, что можно, а что нельз€. ќни не знали, что себе разрешить, а что запретить. » нас никто не трогал. —о временем мы сместились до 34 номера јндреевского спуска, туда, где были мастерские —оюза художников.

ѕервый вернисаж на јндреевском спуске состо€лс€, если не ошибаюсь, в апреле 1985 года. ќн проходил под эгидой —оюза художников. “огда по јндреевскому ходил так называемый Ђголубой патрульї Ц пожилые художники из —оюза, с голубыми пов€зками на рукавах, и милиционером. ќни определ€ли художественный смысл картин с целью убрать то, что не соответствует идеологии, этике, эстетике и так далее. Ќапример, на вернисаже была акварель художника јлександра јлексеева, на которой он изобразил фиолетовую луну.   нему подошел представитель Ђголубого патрул€ї и сказал сн€ть, потому что фиолетовой луны не бывает. “огда јлексеев спросил: Ђј как же Ђ упание красного кон€ї ѕетрова-¬одкина?ї Ќа что получил ответ: Ђ расный конь Ц это символ революцииї. ’удожник ответил, что работа была написана до революции, но это не помогло. ћилици€ вела себ€ довольно агрессивно. Ќо это был первый народный вернисаж на јндреевском.

Ц ¬ нем уже были элементы коммерции?  артины продавались?

Ц  онечно, это была продажа. ћы продали много картин. », € думаю, в эти дни коммерческий успех пришел ко многим художникам.

Ц √де еще были Ђхудожественныеї места в то врем€?

Ц  то-то из художников рисовал портреты и шаржи на ћайдане. ¬ какой-то момент присутствие художников в этом месте кому-то помешало, им предложили уйти. ѕоэтому авторы дл€ показа и продажи своих работ стали использовать стены подземного перехода на площади Ћьва “олстого. », конечно, художники приглашали потенциальных покупателей искусства в свои мастерские.

„ерез несколько лет, уже в 90-х годах, два больших вернисажа на јндреевском Ц по случаю ƒн€  иева в конце ма€ и ƒн€ Ќезависимости в конце августа Ц стали традиционными.

јндрей “рилисский: Ђ»нтерес украинского бизнеса к искусству про€вили √ельман и ѕинчукї
јндрей “рилисский
‘ото јлександр  озаченко дл€ Forbes ”краина

Ц  огда и как в  иеве по€вились первые галереи?

Ц ќдна из первых галерей Ђ—овиартї по€вилась в 1980-е годы. — ее основателем ¬иктором ’аматовым € познакомилс€, когда мы работали на одном предпри€тии. ¬ 1989 году по его просьбе ездил в командировку в —таханов забирать с выставки работы датского художника ’эрлуфа Ѕидструпа.

Ќа јндреевском спуске был небольшой салон Ц галере€ Ђ‘ортунаї, между «амком –ичарда и музеем им.  авалеридзе. ќдна из первых галерей современного искусства на јндреевском спуске открылась в 1994-м Ц ЂЅланк-јртї, там выставл€лись теперь уже известные украинские художники Ц —авадов, —енченко, —ильваши, ÷аголов и другие.

≈сли говорить о начале и середине 90-х годов, то необходимо упом€нуть по€вление на јндреевском спуске таких галерей, как Ђ“риптихї, Ђ√алере€ 36ї, Ђ√алере€ Ђ арасьї и L-Art. “акже можно вспомнить, что на ћихайловской площади была галере€ ЂЅрамаї, Ђјрт-»стї на –ейтарской, Ђ»ренаї на јртема. ƒва-три заведени€ размещались в ”краинском ƒоме.

— 1991 года основными покупател€ми картин стали иностранцы. ƒл€ них стоимость картин в перерасчете  могла составл€ть $5-10

„то касаетс€ нашей галереи, то мне предлагали различные помещени€ на јндреевском спуске или возле него. Ќо помещение на Ѕогдана ’мельницкого Ц в районе ќперного театра, где € родилс€ и жил, показалось мне наиболее подход€щим дл€ галереи. »так, 10 декабр€ 1993 года мы открыли Ђ√алерею –јї на улице Ѕогдана ’мельницкого, 32. —егодн€ галере€ сформировалась не только как выставочное пространство, но и стала совершенно самосто€тельной институцией на украинской художественной сцене, разрабатывающей и представл€ющей собственные уникальные проекты, во многом определ€ющие лицо современного украинского искусства.

Ц  ак начинались первые продажи, кем были первые покупатели?

Ц ѕриходили рэкетиры, но не с целью купить, а с целью забрать. ѕервые же покупатели, еще до провозглашени€ независимости ”краины в 1991 году, были из интеллигенции: врачи, учител€, инженеры. ј также люди, которые уезжали из —оветского —оюза, и мечтали уже на новом месте сохранить воспоминани€ о  иеве.

јндрей “рилисский: Ђ»нтерес украинского бизнеса к искусству про€вили √ельман и ѕинчукї
јндрей “рилисский
‘ото јлександр  озаченко дл€ Forbes ”краина

— 1991 года основными покупател€ми стали иностранцы. ƒл€ представителей «ападной ≈вропы и —Ўј стоимость картин в перерасчете с рублей или купоно-карбованцев могла составл€ть $5-10. ѕонима€, что не скажешь потом гост€м, что купил картину за $5, они могли заплатить $20 или даже $30 за классически написанный натюрморт или пейзаж. “огда же € заработал свои первые $12.

Ц ј как же украинский бизнес Ц когда он начал про€вл€ть интерес к искусству?

Ц Ѕыли редкие случаи, когда украинские бизнесмены загл€дывали в галереи. ƒумаю, насто€щий интерес украинского бизнеса к современному искусству про€вилс€ благодар€ ћарату √ельману и ¬иктору ѕинчуку.

ѕосле открыти€ PinchukArtCenter украинские бизнесмены заинтересовались современным украинским искусством.  омпани€ или банк могли приобрести серию работ у автора, который за вырученные деньги мог сразу купить квартиру в  иеве

ѕинчук хотел сделать музей современного искусства. «а пару лет до открыти€ PinchukArtCenter 30 экспертов из разных стран пригласили дл€ Ђмозгового штурмаї. —реди этих людей были искусствовед  онстантин јкинша, Ќикол€ Ѕуррио из ѕарижа, јлександр Ѕоровский, тогда возглавл€ющий отдел современного искусства в –усском ћузее в ѕетербурге, ћарат √ельман, Ќатали€ ‘илоненко, јлександр —оловьев, јлександр –ойтбурд, € и другие. Ёксперты обсуждали разные темы: музей как пространство, музей как институци€. я был в секции Ђмузей как коллекци€ї.

ћен€ интересовала базова€ коллекци€, основанна€ на работах современных украинских художников. » уже начиналась закупка, покупались работы √олоси€, „ичкана, ћакова, ћихайлова, —авадова и других. «а два дн€ мы свели все наши идеи и видение в единый документ. Ќо поскольку музей как научна€ институци€ был, на мой взгл€д, не выгоден фундатору, то все свелось к созданию частного арт-центра.

ѕосле открыти€ PinchukArtCenter украинские бизнесмены начали про€вл€ть интерес к современному искусству и к украинским художникам.  омпани€ или банк могли приобрести серию работ у автора, который за вырученные деньги мог сразу купить себе квартиру в  иеве.

јндрей “рилисский: Ђ»нтерес украинского бизнеса к искусству про€вили √ельман и ѕинчукї
јндрей “рилисский, основатель галереи –а
‘ото јлександр  озаченко дл€ Forbes ”краина

Ц ¬ чем была задача галереи в 1990-х и как она изменилась сегодн€?

Ц —оветска€ школа изобразительного искусства, как и балета, была достойной. ќна могла вырастить и талантливых художников, и качественных ремесленников.   сожалению, было и такое, что талантливые реб€та поступали в академию, а через пару лет штудировани€ из них выбивали всю креативность. ћы знаем примеры известных украинских художников, которые Ђакадемиев не кончалиї. Ќапример, ћари€ ѕримаченко. » конечно, есть люди без дипломов, которые берут частные уроки и благодар€ таланту развиваютс€ и создают прекрасные работы. Ќапример, как “имофей —троганов. » среди первых, и среди вторых Ц это те, кто уже стали и станут классиками.

¬от именно это было и есть задачей галереи, как важнейшей селекционной институции: найти и распознать талант, а затем попул€ризировать его с помощью выставочной де€тельности. –азгадать потенциал, пон€ть, что он станет художественной историей. √алере€м все врем€ нужно быть на острие событий, и, конечно, галере€ Ц это исследование.

Ц  акие галереи сегодн€, по вашему мнению, €вл€ютс€ кост€ком художественной жизни  иева?

Ц я бы назвал галеристов Ц собратьев по цеху, тех, кто как и €, работает с contemporary art. Ёто ≈вгений  арась, ≈вгений Ѕерезницкий, ћарина ўербенко, јнатолий ƒымчук.

«адачей галереи, как важнейшей селекционной институции, было и есть Ц найти и распознать талант, а затем попул€ризировать его с помощью выставочной де€тельности

Ц  ак сегодн€ работает Ђ√алере€ –јї?

Ц ≈сть выставочный план на ближайший год. «а 23 года де€тельности Ђ√алере€ –јї сформировала большую коллекцию современного украинского искусства, которую мы продолжаем пополн€ть. ѕри содействии галереи формируютс€ корпоративные и частные коллекции не только в ”краине, но и за рубежом.

 роме того, мы продолжаем развивать нашу международную де€тельность. ¬ прошлом году на ArtVilniusС15 представили проект Ђƒруга€ реальностьї, в котором участвовали работы Ёдуарда ѕотапенкова,  ирилла ѕроценко, ¬алерии “рубиной, отражающие актуальную ситуацию в ”краине. Ћюбители искусства и профессиональна€ арт-среда ѕрибалтики очень высоко оценили проект и в художественном, и в эмоциональном смысле. ”дивительно, но в  иеве его мало кто пон€л.

—ейчас формируем программу ћеждународного фестивал€ фотографии KievFotoCom, который мы инициировали и проводим ежегодно с 2006 года. –азвиваем Ўколу визуальных искусств Ђ√алереи –јї, в ее рамках работают арт-школа, фото-школа, школа кураторов и проект Ђ»нфојртї. ј также ведем посто€нный поиск новых талантов.

јндрей “рилисский: Ђ»нтерес украинского бизнеса к искусству про€вили √ельман и ѕинчукї
‘ото јлександр  озаченко дл€ Forbes ”краина

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
—тиль жизни
 ак необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
» чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
ѕошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
» насколько востребованным оказалс€ тиражный арт
ѕремьера недели: Ђ¬елика€ стенаї
«ачем смотреть новый фильм „жана »моу
¬се материалы раздела
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
¬ыбор редактора
„астное и честное: 5 книг декабр€
„астное и честное: 5 книг декабр€
Ќа какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом мес€це
 ак израильска€ арми€ стала 	Ђкузницей стартаповї
 ак израильска€ арми€ стала Ђкузницей стартаповї
Ѕывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки Ч подразделени€ 8200 Ч создали около 1000 начинающих IT-компаний. »менно им »зраиль во многом об€зан имиджем Ђнации стартаповї
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
» почему депутаты настаивают на проведении разового декларировани€
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
”краинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в јрхиве
—ейчас на главной
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
¬ыпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
√лава ѕриватЅанка Ц о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов