Дело в Дилане: за что рок-музыкант получил Нобелевскую премию по литературе

Что послушать и прочитать у Боба Дилана, чтобы понять - премию ему дали не зря
Дело в Дилане: за что рок-музыкант получил Нобелевскую премию по литературе
Фото Getty Images

13 октября Нобелевскую премию по литературе получил американский музыкант Боб Дилан. Решение Нобелевского комитета вызвало острую дискуссию. И не только потому, что награду не получили претенденты, считавшиеся в этом году фаворитами, – Филип Рот, Харуки Мураками и Салман Рушди. Но еще и потому, что впервые за всю историю премии ею награжден не писатель, а рок-музыкант, и слово, таким образом, в очередной раз заменили жест, звук и сценический образ.

Формулировка «за создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции», с которой была присуждена премия, означает не только победу рок-н-ролла над истеблишментом, но и жанровое расширение границ литературы. Так, следуя главному постулату Нобеля о том, что произведения, номинирующиеся на премию, должны быть новаторскими, комитет в свое время вручил премию классику абсурдизма Сэмюэлю Беккету и модернисту Уильяму Фолкнеру. Даже не получивший премию претендент на нее Салман Рушди отметил, что «от Орфея до Фаиза песня и поэзия тесно связаны» и назвал решение Нобелевского комитета присудить главную премию по литературе Бобу Дилану «великолепным выбором».

Впрочем, мнения коллег, среди которых, в частности, и заявление Ирвина Уэлша о том, что все это «плохо продуманная ностальгическая премия», не особо беспокоит лауреата. Более того, известие о присуждении ему «Нобелевки» 76-летний музыкант проспал, готовясь к очередному концерту, поскольку до сих пор активно гастролирует.

К обвинениям в измене жанру ему не привыкать: за многолетнюю карьеру Дилану таких пришлось выслушать по крайней мере четыре. В середине 1960-х, будучи иконой фолк-музыки, он сменил акустическую гитару с губной гармошкой на электрический бэнд и ушел в рок-н-ролл. После – сменил религию и стал символом для хиппи, затем вернулся сначала в рок-поэзию бардовского толка, после чего – и вовсе к кантри, заодно доказав, что слова – это совсем не довесок в музыке. Джон Леннон стал Джоном Ленноном и взялся за серьезные песни лишь после того, как познакомился с Бобом Диланом, многие песни которого, как, например, «The Times They Are a-Changin'» и «Blowin' in the Wind» стали гимнами антивоенного движения в США.

Споры о том, литература ли творчество Дилана или сугубо социальное явление, время от времени затихают – то ли из-за официального введения его текстов в школьную программу, то ли после издания очередной книги. И если в музыкальном плане его фигура в 1960-х была единственной, которую США могли выставить против британского вторжения, возглавленного The Beatles, то уже сегодня секретарь Нобелевского комитета сравнивает Дилана с Гомером и Сафо.

До нее дань уважения легенде рок-музыки уже выказывали многие культовые персонажи американской культуры – от писателя Хантера Томпсона, посвятившего Бобу Дилану книгу «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и завещавшего, чтобы на его похоронах звучала песня «Mr. Tambourine Man», до группы Judas Priest, назвавшейся так благодаря песне Дилана «The Ballad of Frankie Lee and Judas Priest».

«Есть те, кто говорит за себя, а есть те, кто говорит за поколение», – сказал про Дилана еще 30 лет назад Джек Николсон. В этом году Нобелевский комитет подтвердил: с тех пор мало что изменилось.

Forbes выбрал пять образцов творчества Боба Дилана, которые объясняют: Нобелевскую премию по литературе музыкант получил не зря.

1Highway 61 Revisited, 1965

Highway 61 Revisited, 1965

Не без влияния нового материала The Beatles летом 1965 года Дилан собирает группу, переходит от чистого фолка к фолк-року и выпускает свой первый полноценный рок-альбом Highway 61 Revisited. Тексты песен этого диска разбирали на страницах литературных журналов, более сотни исполнителей за период с момента выхода пластинки до 1966 года перепевали их, и, в частности, первый трек Like a Rolling Stone. Ранее эта композиция впервые за всю историю музыки была выпущена синглом (песни по продолжительности более трех минут не издавались в таком формате).

Революционный посыл этого диска музыкальный мир переваривал еще несколько лет. Здесь все еще много клавишных – орган, пианино, на котором играет Дилан, и совсем мало лидирующей гитары – ведь к фолк-року автор обратился лишь во второй раз. Первый диск его великой рок-трилогии вышел годом ранее. Блюз, буги-вуги, рок-н-ролл. Из одной только баллады этого альбома вышли Ник Кейв и Брюс Спрингстин. И именно с Highway 61 Revisited, по мнению историков, началась культурная революция 1960-х.

2«Тарантул», 1966

«Тарантул», 1966

Экспериментальный роман «Тарантул» 24-летний Дилан написал под влиянием Джека Керуака и по совету своего продюсера. Книгу очень ругали. Написанная в 1966-м, она поступила в продажу в октябре 1971-го, поскольку в то время певец попал в мотоциклетную аварию и надолго замолчал. Бессвязный набор слов, игра смыслов и калейдоскоп якобы случайных фраз, по мнению критиков, напоминал «поток сознания» в стиле Джеймса Джойса. Хотя речь в данном случае шла о технике «нарезки», которую практиковали представители бит-поколения того времени – Ален Гинзберг, Уильям Берроуз, Джек Керуак, а также – об «автоматическом письме» сюрреалистов. Сумасшедший, трагический роман о хаосе жизни – настоящий памятник эпохи «экспериментального» нигилизма.

3Blood On The Tracks, 1975

Blood On The Tracks, 1975

В этом альбоме уже нет «катящихся камней» судьбы, здесь мало романтики, зато с избытком – иронии и сарказма. Диск знаменует одно из многочисленных возрождений рок-звезды, последовавшее после разрыва с женой. Альбом единодушно признан музыкальными критиками одной из лучших работ музыканта и самым прибыльным из его релизов.

На пике триумфа состоялось турне с участием Джони Митчел, Джоан Баэз и Аллена Гинзберга. Пронзительная, целостная, откровенная, горькая хроника жизни, к которой Дилан вернулся впервые с середины 1960-х. Поэтика в духе «проклятых» поэтов Рембо и Верлена предвосхищает в ней стиль Чарльза Буковски.

4Time Out Of Mind, 1997

Time Out Of Mind, 1997

1997-й был ознаменован для Дилана тем, что он «чуть было не увиделся с Элвисом», перенеся острый приступ болезни, появился на обложке журнала Newsweek и записал первый за семь лет альбом с новыми песнями. Пластинка Time Out Of Mind получила три награды «Грэмми», в том числе наиболее престижную – «альбом года».

Благодаря продюсеру, работавшему с U2, диск звучит свежо и современно, критики называли его лучшим из того, что Дилан выпускал за последние 30 лет, а также вершиной его творческого нигилизма. Темы – все те же: одиночество, разбитая любовь, скверная погода; но исполнено все это жестко, злобно, с отчаянием. «Если ты считаешь, что все уже утратил, всегда найдется что-нибудь, что можно еще потерять», – основной посыл этого творческого возрождения Боба Дилана.

5«Хроники. Том 1», 2004

«Хроники. Том 1», 2004

В первом томе биографической трилогии Дилан остается мастером творческих кульбитов и театральных трюков. С одной стороны, это пять глав из жизни начинающего музыканта, которого пригласили в легендарную студию, где до него записывались столпы музыки 1940-50-х годов – Билли Холлидей, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси. С другой – увлеченный блюзом и фолком с момента встречи с музыкой Вуди Гатри и Роберта Джонсона, автор в заключительной главе снова возвращается к этим эпизодам своего детства.

В перерыве между фолк-ностальгией и настоящим рок-н-роллом – начало и конец 1960-х, провальный нью-йоркский альбом Self Portrait и мытарства с новоорлеанской пластинкой Oh Mercy. При этом автор – не нарцисс, а скорее внимательный хроникер. «В конце 50-х – начале 60-х американская музыкальная сцена была довольно сонной, – отмечает он. – Популярное радио было в застое. Это были годы до того, как The Beatles, The Who и The Rolling Stones вдохнули в него новую жизнь».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
tlk5
tlk5 — 17.10.2016, 18:23

Обычный ноющий бард, коих тысячи в каждой стране.
Где новаторство в литературе?
Ирвин Уэлш еще мягко выразился: «плохо продуманная ностальгическая премия».

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов