«Поэтами становятся не от хорошей жизни»: 10 откровенных цитат Леонарда Коэна

Forbes вспомнил несколько философских высказываний музыканта и писателя, которые максимально полно характеризуют специфику его творчества и мировосприятия
«Поэтами становятся не от хорошей жизни»: 10 откровенных цитат Леонарда Коэна
Леонард Коэн
Фото Getty Images

В Лос-Анджелесе на 83 году жизни скончался поэт, музыкант, бард и писатель Леонард Коэн. При том, что артиста не стало 7 ноября, широкая общественность узнала об этом только три дня спустя, 10 ноября. Утонченное искреннее творчество Коэна любимо миллионами почитателей его таланта во всем мире, а его смерть, по мнению музыкальных критиков, ознаменовала «конец культурной революции 1960-х». Forbes вспоминает некоторые примечательные факты из жизни Леонарда Коэна и те его высказывания, которые проливают свет на основы его мировоззрения.

Леонард Коэн родился в англоязычной части Монреаля (Канада) в семье состоятельного портного, владельца популярного магазина. Его родители – выходцы из еврейских семей Польши и Литвы, бежавшие от Холокоста. Один из дедушек поэта был раввином в Каунасе, второй – главой Канадского еврейского конгресса.

Отец будущего музыканта, умирая – Леонарду тогда было всего девять лет – составил завещание, согласно которому мальчик впоследствии получал небольшое денежное довольствие. Что и дало ему возможность всецело посвятить себя и свою жизнь только любимому делу – литературе и музыке. Первую музыкальную группу, исполнявшую фолк, Коэн основал еще подростком. Примерно тогда же он увлекся творчеством Габриеля Гарсии Лорки – и до конца жизни оставался одним из влиятельнейших поэтов своего поколения. За свою жизнь Леонард Коэн опубликовал 10 сборников стихов, самые известные среди которых – «Цветы для Гитлера», «Энергия рабов», «Книга милосердия».

В своем творчестве Леонард Коэн уделял особенное место диалогу религий, поиску родства между людьми и культурами. Например, его первый сборник стихов, опубликованный в 1956 году – во время учебы в Университете Макгилла – называется «Давайте сравним мифологии», его альбом 2004 года – Dear Heather  («Дорогой язычник»). Его песни Hallelujah (к слову, этот хит открывал Олимпиаду в Ванкувере), Lover. Lover. Lover, By the River Dark наполнены откровенно религиозной, талмудической эстетикой. Кроме того, на протяжении всей творческой биографии Леонард Коэн искал ответы на вопросы о сути одиночества, человеческих страданий и о том, почему людям зачастую так сложно найти общий язык друг с другом.

Активные периоды творчества у Коэна сменялись длительными периодами молчания. В начале 1960-х он несколько лет жил на греческом острове Гидра, где работал над романами о творческом поиске. Затем снова сфокусировал свое внимание на музыке. В 1970-х музыкант активно гастролировал, то и дело отправляясь в долгие изнурительные турне.

В 1979 году вышел его альбом «Недавние песни», с джаз-фьюжн и восточной музыкальной эстетикой, мандолиной и цыганской скрипкой. После этого альбома Коэн замолчал на пять лет. Однако самым известным периодом затворничества писателя и музыканта стали другие пять лет – проведенные в буддийском монастыре Mount Baldy возле Лос-Анджелеса. Туда Коэн отправился в 1995 году и стал дзенским монахом, взяв дхармическое имя Джикан («молчание»). Этот период музыкального молчания закончился в 2001 году – альбомом Ten New Songs.

Новый всплеск популярности Коэна произошел в начале 1990-х – благодаря песне The Future, ставшей саундтреком к нашумевшему фильму Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы» с Вудди Харельссоном и Джульетт Льюис в главных ролях. Это был уже не первый опыт сотрудничества музыканта с «криминальным кинематографом» – самому Коэну еще в 1980-х досталась эпизодическая роль в криминальном сериале «Полиция Майями». Песня Коэна Democracy звучала на инаугурации президента США Билла Клинтона.

В последние годы своей жизни Леонард Коэн вел активную концертную деятельность. Одной из причин этого стали финансовые трудности, обрушившиеся на музыканта после того, как его экс-менеджер Келли Линч незаконно присвоила доходы и авторские права на сумму $10 млн.

При том, что Коэну в итоге удалось выиграть суд против Линч в США, вернуть свои средства он не сумел. И в возрасте 75 лет артист вынужден был вернуться к активным гастролям, рассчитывая на щедрые гонорары. Например, за свой московский концерт в 2008 году Леонард Коэн запросил 250 000 евро. Однако по ряду причин это выступление так и не состоялось, и лишь спустя два года Коэн посетил Москву с концертом.

В декабре 2013 года, завершив турне Grand Tour, Коэн снова уединился. На сей раз результатом периода молчания стал альбом You Want It Darker, вышедший в октябре нынешнего года. Критики хвалили его так, как не хвалили ни один из поздних релизов музыкантов того же поколения, что и Коэн. А сам музыкант в одном из интервью сказал: «Я готов умереть. Надеюсь, это не очень неудобно».

Forbes решил вспомнить несколько философских высказываний Леонарда Коэна, которые максимально полно характеризуют специфику его творчества и мировосприятия.

Об одиночестве и поэзии:

«Поэт всегда одинок. Им становятся не от хорошей жизни. Нужно пройти депрессию, расставания, скандалы, чтобы оказаться в поэзии. По правде сказать, разумнее вообще никому не говорить, что ты пишешь стихи».

О судьбе и предназначении:

«Все имеет свою судьбу, и у каждого человека своя собственная судьба. Чем старше я становлюсь, тем я более уверен в том, что я не командую этим шоу».

О песне Hallelujah:

«Я знаю, что существует глаз, который наблюдает за всеми нами. Это правосудие, которое взвешивает все, что мы делаем. И перед этой великой силой, которая влиятельнее, чем любое правительство, я стою в страхе, и я преклоняю колени в уважении. Именно этому великому правосудию я посвящаю песню «Аллилуйя»».

О песне The Future:

«Тяжело комментировать молитву. Я не талмудист, я просто обычный еврей, который написал песню на библейский сюжет».

Представляя песню Chelsea Hotel:

«У меня нет программы, у меня нет пятилетнего плана. Это не значит, что вы не должны иметь такой план!»

О периоде, проведенном в дзенском монастыре:

«Существует схожесть в качестве каждодневной жизни – и в миру, и в монастыре».

О совмещении дзена и иудаизма:

«В дзене нет религиозного поклонения и молитв, а это значит, что теологически иудаизм и дзен не противоречат друг другу. Я уже не переживаю из-за выбора, который когда-то сделал, у каждой вещи в этом мире есть своя судьба. Человек не исключение. Чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в том, что человек – это марионетка в руках Господа».

Об истории с авторскими правами на песни:

«Мое чувство собственности в отношениях очень слабое. Это не результат духовной дисциплины; оно всегда было таким. Мое чувство собственничества было настолько незначительным, что я не обращал на это никакого внимания и утратил авторские права на большинство своих песен».

О Бобе Дилане:

«Дело было в каком-то парижском кафе. Мы сидели с Диланом (Бобом Диланом. – Forbes) и пили кофе. А он тогда на концертах часто исполнял «Hallelujah». И вот он меня спрашивает: как долго я писал эту песню. Я ему отвечаю, что очень долго – около двух лет. Он чуть со стула не упал. И привел в пример свою песню «I And I», которую написал за 15 минут. Тогда я чуть со стула не упал. А весь смак истории в том, что мы оба соврали друг другу – я писал «Hallelujah» лет пять, а он «I And I» – минут десять».

О 80-летнем юбилее:

«У нас у всех много работы, и тем из нас, кто может ее делать, серьезно повезло. Когда тебе восемьдесят, ты понимаешь, что это может прекратиться в любой момент. Не получается себя обманывать. Но пока не прекратилось, Бог даст, еще черкну пару песенок».

О смерти и планах на будущее
(из последнего интервью журналу The New Yorker, осень 2016 года):

«Как знать, быть может, у меня откроется второе дыхание. Я не осмеливаюсь связывать себя с неким божественным замыслом. Но есть работа, которую нужно сделать, позаботиться о делах. Я готов умереть и надеюсь, что это не слишком неудобно».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов