ћаркус јмбах: Ђ»скусство затрагивает политику и социальную сферу своими оригинальными способами Ч это и есть его силаї

Ќемецкий художник Ч о том, как искусство в публичных пространствах способно мен€ть общество
ћаркус јмбах: Ђ»скусство затрагивает политику и социальную сферу своими оригинальными способами Ч это и есть его силаї
‘ото Natalka Dyachenko

’удожник ћаркус јмбах пон€л, что искусство может мен€ть окружающее пространство, когда неожиданно дл€ себ€ получил в распор€жение сад неподалеку от своей мастерской, расположенной в центре ƒюссельдорфа. Ђ»ногда сад называют Ђзамкнутым местомї, отдельным местом внутри города. » мен€ заинтересовало, что же значит Ђотдельное место внутри городаї, Ц вспоминает художник. ќн тогда только начал заниматьс€ искусством, выпустившись из дюссельдорфской јкадемии искусств. » дл€ того, чтобы осуществить проект в новом дл€ себ€ направлении, пригласил коллег к себе в сад и предложил им что-то там сделать, например, провести дискуссии. Ђѕосле этого проекта € начал больше концентрироватьс€ на городском пространствеї, Ц говорит јмбах.

¬  иев художник приехал в начале но€бр€ по приглашению Goethe-Institut, чтобы прочитать лекцию о том, как культура и искусство вли€ют на формирование гражданского общества. Forbes узнал у ћаркуса јмбаха, как на общество повли€ли его проекты и чем именно его привлекает работа в публичных пространствах.

Ц ѕочему вы начали работать с публичными пространствами?

Ц ћен€ всегда интересовало то искусство, у которого есть политический и социальный подтексты, или которое переходит в политическое и социальное пол€. “огда искусство получает какую-то общественную значимость, а не только говорит само за себ€.

Ќо, конечно, у искусства есть другие методы Ц по сравнению с политикой. »скусство не €вл€етс€ политическим напр€мую. »скусство может затрагивать политику и социальную сферу собственными оригинальными способами. ¬ этом и заключаетс€ его сила.

Ц „то было дл€ вас как художника самым сложным при работе с публичным пространством?

Ц ћен€ всегда интересовали сложные пространства, не об€зательно культурные. “е, в которых были какие-то социальные проблемы, напр€женности. ”дивительно, но в этих сложных пространствах и местах люди Ц самые креативные.

Ц ¬ы работаете и в городских, и в сельских публичных пространствах.  акие вам ближе?

Ц —о своими студентами € делал один интересный проект в маленькой деревне, где живут 100 человек. “акие маленькие поселени€ € тоже отношу к общественному городскому пространству.

ћен€ интересуют в первую очередь городские пространства, которые служат люд€м местом встречи. ” нас такие места звучат как ЂBürger Straßeї, что можно перевести как Ђдорога, где встречаютс€ гражданеї. ¬от такие пространства мен€ интересуют больше всего.

√ородское пространство Ц это то, что сейчас, наверное, больше всего привлекает де€телей искусства. Ёто пионерское направление в своем роде, потому что по сравнению с другими видами искусства, здесь чаще рождаютс€ новые тренды, идет более активное развитие.

Ц  ака€ основна€ цель создани€ культурных проектов в публичных пространствах?

Ц ƒл€ мен€ важно, чтобы искусство получило общественную значимость. ƒл€ мен€ очень важна также тема городского планировани€, которое €вл€етс€ синтаксисом дл€ дальнейшего развити€ города. Ќа это планирование € хочу вли€ть своими проектами. ¬ √ермании € чаще работаю с ведомствами по планированию городов, чем с ведомствами по культуре.

Ц ¬ы подбираете проект под конкретное место или место под конкретный проект?

Ц —начала € смотрю на пространство, помещение, которое мен€ интересует, а потом уже от этого пространства идет проект. Ќапример, у мен€ был большой проект Ђ¬1ј40ї. ¬1 Ц это сельска€ дорога, а ј40 Ц это большой автобан в –урском регионе. ¬ рамках проекта мы сделали выставку на автобане, проход€щем через шесть городов, которые €вл€ютс€ составл€ющими большой агломерации городов –урской области. Ёто был проект о том, как люди живут вблизи и по обе стороны большой дороги. “о есть, в этом проекте мен€ интересовал не автобан, который построили через города и тем самым усложнили жизнь людей, мен€ интересовала в первую очередь жизнь людей по обе стороны автобана.

Ц ћожет ли искусство в публичных пространствах быть коммерческим?

Ц я бы не использовал слово Ђкоммерческоеї в пр€мом смысле. ≈сть рынок де€телей искусства, которые задают какую-то тему и создают актуальные вещи, а потом за это получают вознаграждение. Ёто не коммерческа€ де€тельность. я пытаюсь собрать деньги на оплату работы де€телей искусства, а также финансирую некоторые проекты частично из своих средств. ¬ √ермании есть своего рода рынок, где общины и города осознают важность работы художников с общественным пространством и выдел€ют на это деньги.

Ц “о есть, городские власти помогают финансово осуществл€ть ваши проекты?

Ц ¬ –урской области все коммуны практически обанкротились, у них нет денег и средств, но вместо этого есть фонды искусства Ц и эти фонды помогают.

Ц  аких конкретных результатов вы достигли своими проектами в публичных пространствах?

Ц ” мен€ есть конкретные результаты. Ќапример, в ƒюссельдорфе мы добились, чтобы на искусство в общественном пространстве выдел€лась определенна€, довольно существенна€, сумма: от 70 000 до 2 млн евро в год. ¬месте с моими коллегами в рамках проекта Ђ¬1ј40ї мы достигли того, что в –урском регионе по€вилс€ первый специальный »нститут искусства в общественном пространстве. –урска€ область стала более прит€гательной с туристической точки зрени€.

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
—тиль жизни
 ак необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
» чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
ѕошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
» насколько востребованным оказалс€ тиражный арт
ѕремьера недели: Ђ¬елика€ стенаї
«ачем смотреть новый фильм „жана »моу
¬се материалы раздела
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
¬ыбор редактора
„астное и честное: 5 книг декабр€
„астное и честное: 5 книг декабр€
Ќа какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом мес€це
 ак израильска€ арми€ стала 	Ђкузницей стартаповї
 ак израильска€ арми€ стала Ђкузницей стартаповї
Ѕывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки Ч подразделени€ 8200 Ч создали около 1000 начинающих IT-компаний. »менно им »зраиль во многом об€зан имиджем Ђнации стартаповї
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
» почему депутаты настаивают на проведении разового декларировани€
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
”краинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в јрхиве
—ейчас на главной
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
¬ыпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
√лава ѕриватЅанка Ц о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов