Мужчина и женщины: 5 лучших фильмов Франсуа Озона

Какие фильмы нужно посмотреть, чтобы полюбить одного из ключевых режиссеров современного французского кино
Мужчина и женщины: 5 лучших фильмов Франсуа Озона
Франсуа Озон
Фото Tim P. Whitby/Getty Images

На этой неделе в украинский прокат вышла драма «Франц» – свежая работа уже ставшего классиком современного французского кино Франсуа Озона. Лента стала первой для режиссера почти полностью немецкоязычной и первой, в которой Озон экспериментирует с цветными и черно-белыми кадрами.

Эксперименты в кино – это творческий метод Озона еще с тех пор, как в 1999 году он экранизировал раннюю пьесу Фассбиндера «Капли дождя на раскаленных скалах». Картина из трагикомедии об отношениях 50-летнего бизнесмена Леопольда с 20-летним Францем превращается в гротескную трагедию о смерти и вечном одиночестве. В своих следующих фильмах Озон продолжил смешивать жанры – например, детектив с мюзиклом, как в «8 женщин», и вымысел с реальностью, как в «Ангеле». При этом режиссер периодически экспериментирует с формой, как в «5Х2»: этот фильм состоит из пяти новелл об отношениях одной семейной пары, и история развивается от конца к началу. И при каждой возможности берется за противоречивые темы, используя их для того, чтобы создать и исследовать сложные женские характеры.

Forbes выбрал 5 фильмов Франсуа Озона, которые стоит посмотреть, чтобы понять этого режиссера.

1«8 женщин», 2001

«8 женщин», 2001

На Рождество в доме где-то во французской глубинке на праздничный ужин собирается большая семья. И тут неожиданно выясняется, что хозяин дома мертв, телефонные провода перерезаны (а дело происходит в 1950-е), выбраться из дома нельзя. И тогда запертые в особняке восемь женщин – жена убитого, две его дочери, его сестра, теща, сестра жены, служанка и кухарка – начинают выяснять, кто же из них убийца. В процессе выясняется, что каждой из женщин есть, что скрывать.

При том, что «8 женщин» – фактически детективный триллер с драматическим финалом, Озону удалось превратить фильм в мюзикл. Режиссер собрал звезд французского кино – от Катрин Денев, Фанни Ардан и Изабель Юппер до Эммануэль Беар и Людивин Санье – и заставил каждую из них исполнить музыкальный номер. За актерский ансамбль картина получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. А для Озона «8 женщин», пятый полнометражный в его фильмографии, стал первым действительно знаменитым.

2«Бассейн», 2003

«Бассейн», 2003

Британская писательница Сара Мортон (Шарлотта Рэмплинг) все никак не может начать новую книгу. И тогда ее издатель предлагает ей взять отпуск и пожить в уединении в его доме на юге Франции. Она соглашается, но ее покой нарушает внезапное появление Жюли, называющей себя дочерью издателя Сары. Между двумя женщинами, взрослой Сарой и юной Жюли, завязывается странное соперничество, которое в итоге оборачивается трагедией.

Премьера «Бассейна» состоялась на Каннском кинофестивале, где лента стала одной из самых скандальных. Во-первых, Озон не побоялся откровенно показать обнаженное тело 56-летней Шарлотты Рэмплинг. А во-вторых, к своему любимому жанру триллера добавил изрядную порцию эротики. «Бассейн» стал одним из самых коммерчески успешных фильмов Озона: при бюджете в $7,8 млн в мировом прокате он собрал почти $22,5 млн.

3«Ангел», 2007

«Ангел», 2007

У Энджел Деверелл, дочери бедной вдовы, с детства была мечта: стать богатой и знаменитой и поселиться в роскошном особняке Парадиз. Первую часть мечты Энджел, девочка с богатым воображением, решила осуществить, начав писать книги. Девушка была твердо уверена, что талантлива, поэтому запретила будущему издателю менять в своем тексте хоть одну запятую. Удивительным образом первый же ее роман, стилистическое чудовище с кучей фактических, логических и грамматических ошибок, зато о любви, стал бестселлером. Энджел разбогатела, купила тот самый Парадиз, вышла замуж по большой любви. Но тут разразилась Первая мировая – и со временем выяснилось, что жизнь в Парадизе совсем не такая райская, как Энджел казалось в детстве.

Франсуа Озон снял фильм по мотивам книги Элизабет Тейлор о британской писательнице начала ХХ века Марии Корелли. У него получилась гротескная, в духе дамской прозы его героини, мелодрама и одновременно – пронзительная драма о том, что у слишком пылкого увлечения вымыслом и перенесением его в реальность зачастую бывают трагические последствия.

4«В доме», 2012

«В доме», 2012

Учитель французской литературы Жермен начинает преподавать в новом классе. Ученики его не вдохновляют – кроме, разве что, Клода, сидящего за последней партой. У него явно есть проблески таланта, причем не только литературного. Он пишет рассказы о жизни в доме своего друга Рафа, и чтобы найти новые сюжеты, он не только подсматривает за жизнью семьи, но и манипулирует всеми ее членами. И рассказы, и то, как они появляются, Жермена увлекает настолько, что он готов пойти даже на преступление, чтобы прочитать продолжение.

Сценарий «В доме» Озон написал сам – по мотивам пьесы «Мальчик за последней партой» испанского драматурга Хуана Майорги. Как и в «Ангеле», в этом фильме Озон исследует темы связи вымысла и реальности и их взаимного влияния. При этом «В доме» – тот редкий для режиссера случай, когда центральные персонажи – не женские.

5«Новая подружка», 2014

«Новая подружка», 2014

У Клэр умирает лучшая подруга. Однажды, заглянув в гости к вдовцу Давиду, Клэр обнаруживает его в платье умершей жены и парике. Таким образом Давид вроде бы пытается дать своей маленькой дочери не только отеческую, но и материнскую заботу, хотя на самом деле – в женское платье ему нравилось переодеваться и тогда, когда его жена была жива. Клэр дает переодетому Давиду имя Вирджиния и пытается с этой новой знакомой дружить.

Франсуа Озон использует драматическую завязку, но снимает легкий и местами даже комедийный фильм о трансгендерстве. Одновременно он, как и почти всегда, исследует природу женственности и ее восприятие, причем главным образом – самими женщинами.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов