Рекорд Моне: как прошли большие осенние торги Sotheby's и Christie's

Что лучше всего продавалось на ноябрьских аукционах в Нью-Йорке и сколько заработали аукционные дома
Рекорд Моне: как прошли большие осенние торги Sotheby's и Christie's
Картина Герхарда Рихтера, «A.B. St. James»
Фото sothebys.com

Серию больших ноябрьских торгов открыл аукцион «Импрессионисты и модернисты» дома Sotheby's 14 ноября в Нью-Йорке. Топ-лотами были заявлены беспроигрышные «Девушки на мосту» Эдварда Мунка, «Художник и его модель» Пабло Пикассо «Натюрморт: ваза с гладиолусами» Винсента Ван Гога. На каждую из этих работ у Sotheby's был гарантированный покупатель, нижний эстмейт по общей выручке составлял вполне реалистичные $142,8 млн. Тем не менее, и продавцов, и покупателей, и наблюдателей занимали вопросы: повлияет ли на продажи результат выборов в США? Как отразится на арт-рынке Брексит? Скажется ли на торгах состояние несколько ослабевшей экономики Китая? Однозначных ответов первые большие торги не дали.

Общая выручка Sotheby's составила $157,7 млн – это больше, чем минимальный прогноз, однако чуть ли не вдвое меньше, чем результат таких же торгов год назад, когда аукционный дом получил $306,7 млн. На нынешних торгах без покупателя осталось всего восемь из 42 лотов, однако отчаянных сражений за топ-лоты не было. Даже «Девушкам на мосту» Мунка (с результатом в $54,5 млн картина стала второй после «Крика» самой дорогой среди произведений художника) удалось преодолеть 50-миллионный рубеж благодаря всего одной ставке.

А вот торги импрессионистами и модернистами аукционного дома Christie's, прошедшие 16 ноября, картину немного прояснили. Общая выручка составила $246,3 млн, что почти в два раза больше, чем за аналогичные торги год назад – $145,5 млн. Торг за топ-лот – знаковое для импрессионизма полотно «Стог сена» Клода Моне – длился всего 14 минут, в нем участвовало пятеро претендентов. В итоге картина ушла за $81,4 млн при эстимейте в $45 млн и установила новый ценовой рекорд на работы Моне. До этого самыми дорогими были «Кувшинки», проданные в 2008 году за $80,4 млн. Еще одной рекордной продажей стала картина «Негнущееся и согнутое» основателя абстракционизма Василия Кандинского. Полотно ушло за $23,3 млн при эстмейте в $18 млн. Предыдущий рекорд на произведения Кандинского был установлен в 2012 году и составлял $23 млн за эскиз к «Импровизации №8».

На торгах современным и послевоенным искусством, которые прошли 17 ноября в Нью-Йорке, аукционный дом Sotheby's придерживался той же тактики, что и накануне: продавал с гарантированной минимальной ценой (такая была у 35 из представленных 64 лотов). На этот раз прием сработал лучше: аукционный дом выручил $276,6 млн, продав 94% из представленных лотов. Однако результат оказался чуть хуже прошлогоднего: $294,85 млн за 54 проданные работы в ноябре 2015-го.

Рекордной продажей стало полотно «Лес Волдгейта» ныне живущего классика британского современного искусства Дэвида Хокни. Работа ушла с молотка за $11,7 млн и стала самой дорогой аукционной продажей художника. Спросом пользовался и еще один ныне живущий классик – 84-летний немец Герхард Рихтер. Написанная им в 1986 году абстракция A.B. Still ушла за $34 млн и стала самой дорогой проданной на аукционе работой. А картина 1988 года A.B. St. James была продана за $22,7 млн.

Рекорд Моне: как прошли большие осенние торги Sotheby's и Christie's
Дэвид Хокни, «Лес Волдгейта»
Фото sothebys.com

Для Рихтера, одного из самых востребованных современных художников, нынешний аукционный сезон вообще стал довольно удачным. На недавние торги Sotheby's, Christie's и Phillips было выставлено почти два десятка его произведений, и на успешность продаж весьма внушительное количество предложенных картин не повлияло. К примеру, на аукционе «Современное и послевоенное искусство» дома Christie's, который прошел 15 ноября, работа Рихтера Abstraktes Bild (809-2), принадлежавшая Эрику Клэптону, продалась за $22,1 млн при эстимейте $18-25 млн.

Главный же рекорд торгов Christie's установила картина абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга «Без названия XXV». Полотно ушло за $66,3 млн и стало новым аукционным рекордом на произведения художника. Хотя и не смогло побить рекорд частных продаж: в 2006 году «Женщина III» де Кунинга в ходе частной сделки была куплена за $137,5 млн.

Торги современным и послевоенным искусством Christie's стали, пожалуй, самыми показательными. Они принесли аукционному дому $277 млн хороший результат по итогам нынешнего сезона. Но по итогам аналогичных торгов в прошлом году аукционный дом получил $331,8 млн, а с учетом дневных и тематических торгов в этом сегменте – и вовсе $491,4 млн. Самым громким рекордом тогда стала продажа картины «Лежащая обнаженная» Амедео Модильяни за $170,4 млн – против $66,3 млн в этом году за де Кунинга.

Суммы, впрочем, говорят не о падении аукционного рынка, а об изменениях в поведении коллекционеров. Они теперь гораздо реже готовы переплачивать втридорога и не торопятся продавать жемчужины собственных собраний. Но когда на торги выставляется действительно стоящая работа, они по-прежнему за нее сражаются, пусть и не с таким пылом, как в докризисные годы, однако все еще устанавливая в процессе торга новые рекорды.

1«Стог сена», Клод Моне

«Стог сена», Клод Моне
$81,4 млн
«Стог сена», Клод Моне
Фото christies.com

Полотно написано в 1891 году и является одним из «утренних» вариантов этого пейзажа. Картины из этой серии – первой формальной серии у художника и знаковой для импрессионизма в целом – редко появляются на рынке.

2«Без названия XXV», Виллем де Кунинг

«Без названия XXV», Виллем де Кунинг
$66,3 млн
«Без названия XXV», Виллем де Кунинг
Фрагмент картины
Фото christies.com

Написанная в 1977 году картина «Без названия XXV» входит в серию «Пасторали». Это одно из лучших – если не самое лучшее – произведение позднего де Кунинга, который после «Без названия XXV» уже не создал ни одной впечатляющей работы. Предыдущий раз картина выставлялась на аукцион 10 лет назад и была куплена за $27,1 млн.

3«Девушки на мосту», Эдвард Мунк

«Девушки на мосту», Эдвард Мунк
$54,5 млн
«Девушки на мосту», Эдвард Мунк
Фото sothebys.com

За последние два десятка лет это полотно, написанное норвежским классиком в 1902 году, выставлялось на торги три раза – и каждый раз дорожало. В 1996 году на Sotheby’s картина продалась за $7,7 млн, в 2008-м – за $30,8 млн. Полотно относится к раннему символистскому периоду Мунка и является одним из двух среди дюжины картин примерно того же периода и темы у художника, все еще остающимся в частных руках, а не в музее.

4A.B. Still, Герхард Рихтер

A.B. Still, Герхард Рихтер
$34 млн
A.B. Still, Герхард Рихтер
Фото sothebys.com

Буквы «A.B.» в названии работы – это сокращение «Abstraktes Bild», в переводе с немецкого – «абстрактная работа». Приставку из этих двух букв Герхард Рихтер использовал в целой серии произведений, написанных в середине-конце 1980-х, когда к немецкому художнику пришел международный успех. Созданное в 1986 году, полотно A.B. Still – редкое раннее произведение этого периода.

5«Негнущееся и согнутое», Василий Кандинский

«Негнущееся и согнутое», Василий Кандинский
$23,3 млн
«Негнущееся и согнутое», Василий Кандинский
Фото christies.com

Абстрактное полотно «Негнущееся и согнутое» классик авангарда Василий Кандинский написал в 1935 году. Художник тогда только переехал в Париж, и в его творчестве начался новый виток экспериментов, на этот раз – с материалами. К примеру, картина «Негнущееся и согнутое» написана маслом с примесью песка, подобная техника присуща работам только парижского периода 1934-35 годов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Премьера недели: «Великая стена»
Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов