Премьера недели: «Великая стена»

Зачем смотреть новый фильм Чжана Имоу
Премьера недели: «Великая стена»
Постер к фильму «Великая стена»
Фото kinopoisk.ru

2 февраля в украинский прокат выходит «Великая стена» – эпическое фэнтези Чжана Имоу, одного из ключевых современных китайских режиссеров. На примере зрелищного кинополотна, бюджет которого составил $150 млн, что сделало ленту самой дорогостоящей из снятых в Китае, Имоу наглядно показывает, как нужно использовать важнейшее из искусств в идеологическом противостоянии Востока и Запада.

Группа европейцев во главе с Уильямом (Мэтт Деймон) и его товарищем Товаром (Педро Паскаль) путешествуют по средневековому Востоку в поисках пороха, о мощи которого на Западе ходят легенды. Путникам приходится опасаться вооруженных отрядов диких горных племен, а однажды ночью на их лагерь нападает какое-то неведомое чудовище. Оно за мгновение убивает троих, но Уильям ухитряется уничтожить его, и даже отрубить ему лапу.

Лапа приводит в ужас охраняющих Великую стену китайских воинов, которым Уильям и Товар сдадутся в плен через несколько дней. Напоминающая драконью, лапа на самом деле принадлежит тао тей – хищным существам, каждые 60 лет нападающим на человеческие города и съедающим тысячи их жителей. Армия под руководством генерала Шао, стратега Вона (Энди Лау) и командира Линь как раз готовится к очередной атаке.

Пока китайские воины разрабатывают планы защиты и атаки, Уильям и Товар размышляют над побегом. Помочь им в этом берется Баллард (Уиллем Дефо). Когда-то он прибыл на Стену с той же целью – найти порох. Правда, выяснилось, что китайцы не очень-то спешат выдавать европейцам секреты своего оружия, поэтому ему пришлось ждать четверть века подходящей для побега возможности. И вот когда троица уже все продумала, Уильям решает остаться. Его, всю жизнь воюющего под разными флагами за деньги, поразила самоотверженность, с которой китайские воины отдают жизнь за что-то, значительно более ценное, чем золото – за родину и соотечественников.

Такой вполне логичный и предсказуемый, как для подобной истории, сюжетный поворот у Чжана Имоу приобретает легкий идеологический окрас. Это не просто главный герой, преодолевая сложности, находит свое истинное предназначение – это европеец склоняется перед китайской системой ценностей. Тут есть еще и иронический подтекст.

Китайский кинопрокатный рынок – один из самых быстрорастущих в мире. По прогнозам, к 2019 году он станет крупнейшим в мире. Однако при этом он довольно жестко регулируется государством. Поэтому, чтобы выйти на него, голливудским кинопроизводителям приходится искать окольные пути.

Например, вкладывать деньги в копродукции, подобные «Великой стене»: по форме фильм напоминает голливудский блокбастер, собственно, даже персонаж Мэтта Деймона был написал специально для западного актера. Но на самом деле «Великая стена» – более китайский, чем видно западному зрителю. Для него, надо сказать, Чжан Имоу дал много колорита: костюмы, песни, даже китайские фонарики, улетающие в небо на сцене похорон одного из персонажей.

Однако если бумажные фонарики европейцу или американцу понятны, то более глубокие пласты – уже нет. К примеру, мифологический (тао тей – это совсем не изобретение сценаристов, а существа из китайской мифологии, в которых зашифрованы дополнительные смыслы) или современный масскультурный (актерский состав «Великой стены» – это китайские кинозвезды, а одного из второстепенных, но важных персонажей играет идол Кей-попа Лю Хан).

Впрочем, сила «Великой стены» все же не в заложенных в ней культурных подтекстах – на них вообще легко можно не обращать внимания. Сюжет, прямой и местами инфантильно-пафосный, как и глубина персонажей, не слишком впечатляющая – тоже не самые сильные стороны картины. А вот чем «Великая стена» берет примерно на пятнадцатой минуте экранного времени и уже не отпускает до конца, так это эпические батальные сцены.

Чжан Имоу всегда знал толк в эпичных сценах. Фестивальной моде на азиатское кино дал старт «Золотой медведь» его историческому эпосу «Красный гаолян» на Берлинском кинофестивале в 1988 году. На заре 2000-х он снял «Героя» и «Дом летающих кинжалов» – и положил начало моде на зрелищное массовое кино про «летающих китайцев» (которые в «Великой стене» тоже есть – это девушки-воины из «Журавлиного» отряда). А в 2008-м режиссер выступил постановщиком церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Пекине.

Батальные сцены в «Великой стене» не менее зрелищные, чем олимпийские церемонии. Имоу мыслит масштабно и мастерски работает с колористикой, поэтому каждый кадр у него получается эпичным и живописным одновременно. И в итоге вот эта эстетическая победа китайского режиссера над голливудской формой выглядит гораздо убедительнее, чем идеологическая – слишком прямолинейная и наивная и оттого несколько комичная.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Стиль жизни
Как необычные форматы аукционов способствовали продажам искусства в 2016 году
И чего мировому и украинскому арт-рынкам ждать от 2017-го
Пошли в тираж: как прошли первые в году крупные украинские торги искусством
И насколько востребованным оказался тиражный арт
Выйти в море: как выбрать яхту для покупки
И на что нужно обратить особое внимание при ее выборе
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов