Закрытое небо

Пропускная способность аэропортов Львова, Донецка и Харькова увеличивается почти в 20 раз. Что с ними будет после Евро-2012?
Закрытое небо
Новый терминал харьковского аэропорта
Фото: Chekachkov Igor / AFP

В декабре в донецком аэропорту вместо одноэтажного здания советских времен, которое президент России назвал «ларьком», откроется аэровокзал. Площадь – 50 000 кв. м. Не много ли? Достаточно, считает директор генерального подрядчика – компании «Альтком» Александр Тисленко. «Украина не использует транзитный потенциал. Если аэропорт станет хабом, он превратится в фабрику по производству денег», – мечтает он. Почти одновременно перережут ленточку во львовском аэропорту. Через полгода их заполонят люди, одетые в цвета своих национальных сборных. Но как обеспечить загрузку новых аэровокзалов после Евро‑2012?

Хороший пример создания транзитного узла – воздушные ворота небольшого польского города Катовице. В 2004 году реконструированный аэровокзал облюбовал венгерский дискаунтер Wizz Air. За семь лет пассажиропоток возрос на порядок: с 258 000 человек в 2003 году до 2236 млн по итогам 10 месяцев 2011‑го. Более 50% – пассажиры Wizz Air.

Аэропорт «Борисполь» в ноябре 2011 года принял семимилионного пассажира. Трафик в аэропортах Львова, Донецка и Харькова куда скромнее. В прошлом году только одним из них, донецким, воспользовалось более полумиллиона пассажиров. Ни в одном из трех городов нет «якорного» перевозчика с достаточным количеством рейсов.

Привести авиакомпании в Донецк и Львов обещает вице‑премьер Борис Колесников. Он уверяет, что правительство ведет переговоры с рядом зарубежных операторов, которым интересны эти города. Привлекать авиаторов правительство собирается прогрессивной системой тарифов и бонусами: чем больше перевозишь, тем дешевле обходится пассажир. «Это станет сенсацией, – говорит он. – Но с их стороны тоже будут скидки». Колесников вспоминает, что 18 лет назад стамбульский аэропорт произвел на него впечатление автостанции. Чтобы изменить ситуацию, авиаперевозчикам предлагались премиальные бонусы за количество вылетов. Сейчас через Стамбул летает 20 млн человек в год. «Пока в наших городах не будет миллионов пассажиров, стать хабом сложно. В Донецке до конца года мы ожидаем пассажиропоток около миллиона человек, а до 2015‑го он возрастет до 3,5 млн», – обещает Колесников.

Глава наблюдательного совета компании «Международные авиалинии Украины» (второе место среди украинских авиаперевозчиков – 1,6 млн пассажиров за три квартала 2011 года) Арон Майберг считает, что привлечь авиакомпании в региональные аэропорты можно. «Один из вариантов – приватизация, чтобы пришли крупные компании, которые уже владеют международными аэропортами», – говорит он. Для развития хабов зданий мало, правительству нужно многое сделать. Как минимум, упростить таможенные процедуры. «Никакого хаба не получится, если пассажир будет 2–3 часа проходить процедуру контроля», – уверен Майберг.

Есть еще одна модель загрузки аэропортов: привлечь множество перевозчиков, эксплуатирующих отдельные маршруты. Ближайший пример – московский аэропорт «Домодедово». «Но с хабом он не имеет ничего общего. Стыковки – это проблема пассажира», – говорит помощник гендиректора компании «АероСвіт» (крупнейший авиаперевозчик страны – 2,1 млн пассажиров за девять месяцев 2011 года) Сергей Куцый. Его компания в качестве «хаба» использует «Борисполь».

Компания «Нью Системс АМ» (входит в группу DCH Александра Ярославского), которая управляет харьковским аэропортом, пока рассматривает его лишь как региональный, ориентированный на потребности Юго‑Восточной Украины и сопредельных регионов России, а также как стыковочный для маршрутов средней дальности. «Для международного хаба в Харьков нужно пустить иностранные low‑cost авиакомпании, которые привлекут пассажиров с невысоким уровнем доходов. Этому поможет присоединение Украины к «Открытому небу», – полагает директор компании «Нью Системс АМ» Владимир Васильченко. Программа «Открытое небо» подразумевает отмену межгосударственных соглашений по авиаперелетам, жестко регламентирующих количество рейсов.

Переговоры о присоединении к «Открытому небу» Украина ведет уже не первый год. Но правительство не торопится с их завершением. «Европа хочет, чтобы мы открыли небо, а сама не идет на уступки с безвизовым режимом, – сетует Колесников. – В таких условиях украинские авиакомпании просто не выдержат конкуренции. «Открытое небо» мы подпишем в тот же момент, когда Европа подпишет с нами безвизовый режим». Как правительство будет развивать аэропорты без этой программы? Колесников обещает сенсацию.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
25389 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
26026 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
41289 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
9488 просмотров
июнь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий