Только правда

Руководители компаний все чаще покупают софт, позволяющий следить за действиями сотрудников. Кто на этом зарабатывает?
Только правда
Основатели MagneticOne (слева направо): Сергей Савчишин, Руслан Савчишин и Олег Череватый
Юрий Дьячишин

Офис‑менеджер Ольга проводила в социальных сетях 70% рабочего времени. Менеджер по работе с клиентами Анна «сливала» корпоративную переписку своему парню. Хозяин фирмы Виталий Трахтенберг узнал об этом благодаря программе‑­агенту, установленной на офисные компьютеры, и уволил обеих.

У Трахтенберга небольшая веб‑студия в Минске. Он давно подозревал, что некоторые сотрудники филонят, но у него не было доказательств. Трахтенберг понимает, что работать не отвлекаясь невозможно. Он готов закрывать на это глаза, если на развлечения тратится не более 30% рабочего времени.

В сентябре 2011 года компания Трахтенберга купила программу учета рабочего времени Yaware у одноименной фирмы, основанной 32‑летним предпринимателем Русланом Савчишиным из Тернополя.

В IT‑бизнесе Савчишин с 2001‑го. Его компания MagneticOne создает программы для электронной коммерции. По мере роста организации, в которой работает 40 человек, контролировать сотрудников становилось все труднее, говорит Савчишин. На рынке хватает дорогих систем для крупных компаний, но небольшим фирмам они ни к чему. Савчишин поручил программистам написать приложение, которое будет мониторить компьютеры сотрудников. Пример взяли с американского проекта RescueTime, запущенного в 2007 году при поддержке известного стартап-­инкубатора Y Combinator. В 2008‑м RescueTime получил $0,9 млн от пула инвесторов, среди которых был автор бестселлера о продуктивности «Как работать четыре часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть» Тимоти Феррисс. «Мы поняли, что этот подход действует, и решили двигаться вперед», – вспоминает Савчишин.

Он не считает Yaware клоном. Но его сервис очень похож на RescueTime. Обе службы собирают и анализируют данные на своих серверах. Приложения и сайты, используемые сотрудниками, оцениваются в зависимости от категории. В базе Yaware – около 15 000 приложений и сайтов, которые делятся на несколько десятков категорий. Например, Facebook относится к «социальным сетям», а 1С – к «бухгалтерии». За каждой из категорий закреплен статус: продуктивно, непродуктивно либо нейтрально. У RescueTime таких статусов пять. В обоих сервисах можно подстраивать статусы категорий под специфику работы сотрудника – например, для пиарщика социальные сети могут быть не развлечением, а рабочим инструментом. И Yaware, и RescueTime составляют отчеты об использовании приложений на каждом из отслеживаемых компьютеров.

Разрабатывать Yaware начали в 2009 году, а в феврале 2011‑го появились первые клиенты. Год спустя программу устанавливают почти на 400 компьютеров в неделю. Большинство закачек приходится на бесплатную персональную версию, но количество бизнес‑аккаунтов стабильно растет: в конце января их насчитывалось более 500.

Основатель львовской IT‑компании FreezePro Software Олег Михайлович использует Yaware около года. Он требует от сотрудников более высокой отдачи, чем Трахтенберг. В аутсорсинговой компании с почасовой оплатой программист не имеет права терять более 10% времени. «У некоторых моих ребят показатель непродуктивности равен нулю», – гордится Михайлович.

Савчишин надеется, что проект выйдет в плюс уже в этом году. Опыт разработчиков из России показывает, что это возможно. Владелец питерской компании AtomPark Software Евгений Медведников создал прототип собственной программы‑агента еще в середине 2000‑х. Сегодня его компания выпускает целую линейку следящих программ StaffCop. Медведников уверяет, что у него уже несколько тысяч корпоративных подписчиков, а продажи «шпионского» софта в 2011 году возросли на 85% и превысили $1 млн.

Он объясняет рост спроса бумом социальных сетей. Руководители не хотят оплачивать время, проведенное сотрудником в «Одноклассниках», «ВКонтакте» или Facebook, и опасаются, что корпоративные тайны станут достоянием этих сообществ. По словам Медведникова, среднерыночная стоимость такого софта – $15–50 за одну пользовательскую машину в месяц. Такса Савчишина скромнее – 50 гривен в месяц за компьютер. Его программа позволяет не только собирать информацию о том, чем занимался сотрудник, но и делать скриншоты, а также снимки самого сотрудника (с помощью веб‑камеры).

Установка шпионских программ на компьютеры сотрудников – мера не самая популярная. В каких‑то компаниях она применяется только к новичкам. Львовянину Михайловичу следить за сотрудниками быстро надоело. На просмотр отчетов Yaware он тратит пару минут в день.

На решение об использовании подобного софта влияет специфика предприятия. Основатель zakaz.ua Егор Анчишкин считает, что в креативных профессиях внедрить такой поход практически невозможно. Совладелец российского подразделения Groupon Елена Масолова купила подписку на Yaware для одного из своих проектов – гейм‑студии Pixonic. «Гейм‑дизайнеры и продюсеры традиционно недисциплинированные», – объясняет она. Масолову больше всего волнует время прихода на работу, хотя нерабочая активность сотрудникам тоже с рук не сходит. «Пойманные на автофорумах и сайтах с демотиваторами после первого же замечания перестают заниматься этим в рабочее время», – говорит предприниматель.

Крупные аутсорсинговые компании устанавливать шпионский софт не спешат. Вице‑президент по корпоративному маркетингу компании «Миратех» Алексей Перекатов убежден, что такие сервисы полезны в компаниях, где сложно предсказать дневную загрузку сотрудника. «Из‑за плохой погоды люди могут просто не прийти в банк в этот день, – приводит он пример. – И тогда работник будет сидеть и раскладывать пасьянс, хотя мог бы потратить свободное время на повышение квалификации». В IT‑компаниях, считает Перекатов, такие меры бессмысленны. «Это, скорее, демотивирует персонал», – подтверждает гендиректор GlobalLogic в Украине Роман Хмиль. Он оценивает сотрудников по результату. Но ни Хмиль, ни Анчишкин, ни Перекатов не сомневаются, что рынок таких программ будет расти. «Как средство против шпионажа или умышленных действий сотрудников крупные компании будут их применять все шире», – уверен Хмиль.

Подписчики Yaware утверждают, что после установки программы люди стали тратить меньше времени на развлечения. «Самодисциплина внезапно возросла», – усмехается Михайлович. Единственным минусом в использовании подобных сервисов Трахтенберг называет разочарование в людях. «В глаза тебе говорят одно, а программа показывает, что люди думают о начальнике на самом деле», – замечает он. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
8952 просмотра
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
12617 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
20281 просмотр
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
3328 просмотров
май 2017
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий