World of Tanks: »стори€ создани€ самой попул€рной в ”краине онлайн-игры

Ѕелорусска€ Wargaming зарабатывает на виртуальных танковых сражени€х более 200 млн евро в год. ≈е украинское подразделение готовитс€ к захвату воздушного пространства
World of Tanks: »стори€ создани€ самой попул€рной в ”краине онлайн-игры
¬иктор† ислый создал крупнейшую игровую компанию в —Ќ√
јлександр ¬афик дл€ Forbes ”краина

√енеральному директору и сооснователю компании Wargaming ¬иктору  ислому не до интервью с Forbes. ќн завершает бой в World of Warplanes на своем ноутбуке. Ёту игру сделали в киевской Persha Studia, которую  ислый с партнерами купил в 2011 году. Ѕольшинству пользователей World of Warplanes пока недоступна: идет закрытое бета‑тестирование, во врем€ которого игру провер€ют на наличие ошибок. ќдну из них  ислый обнаруживает перед интервью. Ђѕофиксить! —рочно!ї  Ц зычным голосом распор€жаетс€ предприниматель.

 ислый играет в собственные игры минимум час в день. Ќередко его персонажа убивают на поле сражени€ простые юзеры: это помогает успешному бизнесмену не тер€ть св€зь с реальностью. Ђ≈сли вместо того, чтобы играть, € начну проводить здесь советы директоров и рисовать ебитду, мы долго не прот€немї,  Ц объ€сн€ет  ислый, закладыва€ вираж на советском —у‑2 под огнем немецкого Ђћессершмитаї.

Ђћир боевых самолетовї  Ц новый проект белорусской студии, котора€ в этом году стала крупнейшей на постсоветском пространстве. “ри года назад фирма впервые вышла на рынок многопользовательских онлайн‑игр с Ђћиром танковї. —егодн€ в World of Tanks зарегистрированы 60 млн пользователей, над развитием игры трудитс€ более 1000 человек, а выручка издател€ за 2012 год составила 218 млн евро.

  сногсшибательному успеху Ђћира танковї Wargaming шла 12 лет. ¬се начиналось с гаражного проекта нескольких студентов Ѕелорусского госуниверситета, мечтавших писать компьютерные игры. ¬ Ђигорной индустрииї путь разработчика к первым серьезным деньгам порой занимает годы, поэтому партнеры не брезговали офшорным программированием. јутсорсинг позвол€л обеспечивать работу компании, котора€ до 2008 года выпустила несколько военных стратегий.

¬прочем, самый большой успех студии до выхода World of Tanks вообще никак не был св€зан с играми.  омпани€ разработала движок AdRevolver дл€ прокрутки баннерной рекламы. »м заинтересовалось калифорнийское рекламное агентство BlueLithium. Ѕелорусы предоставили BlueLithium технологическую платформу и команду поддержки из 30 человек, а взамен получили небольшую долю в американской компании. ¬ 2007 году Yahoo! купила BlueLithium за $300 млн. Ќесколько миллионов долларов перепало белорусским партнерам агентства. ЂЌам очень повезлої,  Ц признает  ислый.

—валившимис€ на голову деньгами можно было распор€дитьс€ по‑разному. ќснователи Wargaming решили вложить их в еще одну игру.

¬ 2000-х моду на MMOG-игры задавала ёжна€  оре€, откуда пришли многочисленные фэнтезийные миры, персонажами которых управл€ли через интернет тыс€чи пользователей. ј в 2004 году одна из крупнейших американских студий Blizzard выпустила World of Warcraft  Ц онлайн‑версию своего суперхита Warcraft. ¬ 2009-м проект попал в  нигу рекордов √иннесса как сама€ попул€рна€ MMOG‑игра в мире: число ее подписчиков на тот момент превысило 10 млн человек. Ђ оробки в программной индустрии отживают свой век: цифрова€ дистрибуци€ как минимум удобнееї,  Ц констатирует основатель издательской компании Game Industry Consulting “арас “арасов.

 ислый с партнерами тоже решили делать MMOG‑проект. » хот€ 98% всех подобных игр приходилось на жанр фэнтези, они рискнули выпустить вместо традиционного фэнтезийного мира игру, в которой пользователи управл€ют не сказочными персонажами, а боевыми машинами времен ¬торой мировой. Ѕлаго, у них имелс€ богатый опыт: все прежние игры студии были так или иначе св€заны с войной и военной техникой.

DR

”частники рынка сочли проект, в который белорусы вложили более $5 млн, авантюрой. Ђ√лавна€ прелесть MMOG  Ц в ассоциации между игроком и его персонажем,  Ц рассказывает  ислый.  Ц Ќикто не верил, что юзеры захот€т ассоциировать себ€ с железкойї. Ќайти издател€ на такой проект не удалось, выпускать игру пришлось собственными силами. ѕозднее все отказавшиес€ кусали локти.

ѕопадание было стопроцентным: пользователи прин€ли вышедшую в 2010 году игру на ура. ¬о-первых, Wargaming удалось привлечь к MMOG‑играм новую аудиторию: кроме тинейджеров в Ђћир танковї увлеченно играют 30Ц40‑летние мужчины, которые были равнодушны к фэнтезийным мирам. ¬место напускной мульт€шности игрокам предложили исторически достоверный сюжет. Ќа пол€х World of Tanks сражаютс€ реальные бронемашины. ЂЋюди устали от орков, гоблинов и драконовї,  Ц считает основатель игровой студии Absolutist ¬италий ’ить. —ражени€ в фэнтези‑играх иногда дл€тс€ часами, что может устроить школьника, но никак не взрослого человека, у которого есть работа и семь€. ¬ World of Tanks бои идут от п€ти до 15 минут. Ђ¬полне можно провести несколько боев в обеденный перерыв или пока жена одеваетс€ в ресторанї,  Ц отмечает  ислый.

¬торой причиной взлета Ђ“анковї стала м€гка€ модель монетизации. »гра не раздевает пользовател€ догола. World of Tanks базируетс€ на модели free2play  Ц в нее можно играть абсолютно бесплатно, в отличие от той же World of Warcraft, использующей подписную модель. ѕользователь Ђ“анковї может купить премиум‑аккаунт, который позвол€ет развивать бронемашины на 50% быстрее, незначительно повысить свои боевые способности или купить эксклюзивную технику, недоступную в бесплатном варианте. ќсновную выручку Wargaming получает за премиум‑аккаунты стоимостью около $10 в мес€ц.

 ислый проводит эксперименты на себе: он тратит на игру около сотни долларов ежемес€чно. Ђя покупаю все без разбора, потратить больше мен€ почти нереальної,  Ц утверждает бизнесмен. ќн приобретает все улучшени€, возможные в игре: высокооктановый бензин, самые мощные снар€ды, лучший камуфл€ж. Ќо все это отличаетс€ по эффективности от бесплатных аналогов лишь на 5Ц10% и ключевого преимущества обладателю не дает.

—амое дорогое в игре  Ц эксклюзивные танки, стоимость которых может достигать $50. Ќа счету киевл€нина –омана –ыбальченко за два года  Ц 11 000 боев в World of Tanks. ќн долго платил по 72 гривны в мес€ц за премиум‑аккаунт, пока не купил за 200 с чем‑то гривен премиальный китайский танк. ѕосле этого необходимость в премиум‑аккаунте отпала. Ђ¬рем€ от времени Wargaming проводит распродажи премиальных танков, и пользователи их охотно раскупаютї,  Ц говорит –ыбальченко. ћногие играют в Ђ“анкиї профессионально. RubTheRob  Ц под этим ником скрываетс€ плем€нник художника јрсена —авадова и совладелец студии визуальных эффектов Braindraintrain ¬ладимир —авадов‑—енченко  Ц со своей командой GRA TM завоевал много призовых мест на международных турнирах по Ђ“анкамї. «а два с лишним года он потратил на игру более $1000.

ќригинальна€ концепци€ и щад€щие цены привели к бешеной попул€рности Ђ“анковї. –екорды World of Warcraft давно побиты. «арегистрированных пользователей игры больше, чем населени€ ”краины: 60 млн. »з них активно играют около трети. ѕримерно 5 млн совершают в игре покупки.

¬ 2012 году доход Wargaming удвоилс€. ¬ 2013‑м  ислый хочет повторить этот результат, довед€ выручку до 440 млн евро. ѕлан вполне реалистичный: если из 5 млн Ђплатныхї пользователей 70Ц80%  Ц это обладатели премиум‑аккаунтов, игра зарабатывает $35Ц40 млн в мес€ц.

—ама€ многочисленна€ арми€ игроков собрана в —Ќ√. ¬ странах, где люди не привыкли платить за контент, Ђ“анкиї совершили насто€щий прорыв. ѕополнить игровой счет можно в большинстве платежных терминалов на сумму от п€ти гривен.  омиссию Wargaming берет на себ€  Ц перечисленные средства целиком попадают на игровой счет. –осси€не, украинцы и белорусы охотно несут деньги в терминалы. Ђ“о, что наши люди не хот€т платить за контент,  Ц миф,  Ц утверждает “арасов.  Ц »м просто нужно дать удобный инструмент платежейї. —оздател€м Ђ“анковї это удалось.

DR

ќснователи Wargaming не гон€тс€ за сиюминутной выгодой  Ц они трат€т почти все, что зарабатывают. «а последние два года компани€ стала одним из главных ньюсмейкеров по M&A в мировой гейм‑индустрии. «а $45 млн белорусы купили австралийскую BigWorld, движок которой используетс€ в World of Tanks. ≈ще $20 млн потратили на американскую Day 1 Studios, котора€ более 15 лет занимаетс€ играми дл€ приставок. ѕо еще четырем сделкам суммы не разглашаютс€. ќдним из приобретений стала киевска€ Persha Studia.
компанию Persha Studia основали ќльга Ќикитова и јндрей ѕозолотин в 2000 году. ‘ирма разрабатывала игры по заказам западных издателей. ¬ основном это был арт‑аутсорсинг: украинцам отдавали на прорисовку отдельные элементы игр. —о временем студи€ начала делать дл€ западных заказчиков небольшие собственные игры, а в 2006‑м зан€лась изготовлением больших игровых проектов. –азработку своих хитов довер€ли Persha Studia такие гиганты индустрии, как Electronic Arts, Activ≥sion, Sony Online Entertainment, Disney Interactive и Cryptic Studios.  омпани€ стала крупнейшей аутсорсинговой студией по разработке игр в ¬осточной ≈вропе. ¬ 2010 году число сотрудников превышало 200 человек. ¬ конце 2010‑го Wargaming разместила в украинской студии маленький заказ  Ц прорисовку эксклюзивного американского танка. ѕолучилось неплохо, и следом белорусы заказали целую Ђветкуї танков  Ц 30 французских боевых машин.  огда и этот проект был сдан успешно, заказчик доверил Persha Studia пилотный проект новой игры, котора€ должна стать развитием игровой вселенной Wargaming  Ц Ђћир самолетовї. Ќад пилотом трудилась команда из шести‑семи человек, рассказывает генеральный менеджер Persha Studia ќлег √отын€н. «аказчик снова осталс€ доволен и решил делать полноценную игру на базе киевской студии.  оманда разработчиков постепенно росла, а в сент€бре 2011 года компани€ фактически перешла в руки Wargaming. ”слови€ сделки стороны не разглашают. —туди€ доделала аутсорсинговые проекты и превратилась в украинское подразделение Wargaming.

¬се силы белорусской студии были брошены на растущие по экспоненте Ђ“анкиї, поэтому новые проекты доверили приобретенным за рубежом компани€м. –азработку World of Warships  Ц Ђћира боевых кораблейї  Ц поручили питерской студии Lesta, а самолетами зан€лись украинцы.

 ак и в случае с танками, главные герои разрабатываемой украинцами игры  Ц это истребители и бомбардировщики 1930Ц1950‑х годов. Ђ—делать бодрое самолетное рубилової  Ц такую задачу поставил  ислый перед украинскими разработчиками. ѕо его словам, Persha Studia сорвала первоначальные сроки, но и задача перед ней стоит нелегка€. Ђћир самолетовї должен как минимум повторить успех своих звездных предшественников. Ђ“€жело быть ребенком гени€ї,  Ц усмехаетс€ √отын€н. ѕо сравнению с танками и корабл€ми самолеты гораздо сложнее в разработке: игра более динамична€ и происходит в трехмерном пространстве. »гровые принципы и схема монетизации будут такими же, как в Ђ“анкахї.

–елиз World of Warplanes состоитс€ во второй половине года, прогнозирует  ислый.

”спех Ђ“анковї вдохновил конкурентов. 1 апрел€ 2011 года российска€ Gaijin Entertainment анонсировала создание самолетной MMOG, а в начале 2012‑го объ€вила о том, что в ней будет представлена морска€ и сухопутна€ техника. ѕо самолетам Gaijin Entertainment опережает Wargaming: в но€бре 2012 года началось открытое бета‑тестирование игры War Thunder, тогда как открыта€ Ђбетаї World of Warplanes стартовала 2 июл€ 2013‑го.

 ислый конкуренции не боитс€: она лишь попул€ризирует жанр, а сообщество у Wargaming в любом случае самое многочисленное. ЂЌаша задача  Ц сделать самолеты и корабли не быстрее, а лучше всехї,  Ц отмечает предприниматель.

ƒругое дело, что кроме конкурентов есть еще и плагиаторы. 14 ма€ стало известно, что Wargaming подала в суд штата »ллинойс иск к китайским разработчикам Changyou.com и Beijing Gamease Age Digital Technology.  омпани€ обвин€ет их в копировании интеллектуальной собственности: в начале года китайцы создали очень похожую танковую игру и запустили ее в –оссии при поддержке Mail.ru Group (tanks.mail.ru).

 ислый хорошо понимает, что следующие игры не об€зательно сравн€ютс€ по попул€рности с Ђћиром танковї. Ђћы работаем в шоу‑бизнесе, конкурируем с ним за деньги и врем€, которые человек тратит на развлечени€,  Ц говорит он.  Ц «десь тоже можно спеть один хит и уйти в небытиеї. ѕока все идет хорошо. Wargaming со штатом 1600 человек  Ц крупнейша€ игрова€ студи€ ¬осточной ≈вропы.  роме Ђћира самолетовї и Ђћира кораблейї, которые продолжат дело Ђ“анковї, компани€ выходит на другие платформы. ¬ Persha Studia идет разработка World of Tanks Generals, а минска€ DAVA Consulting, которую Wargaming купила в 2011 году, делает World of Tanks Blitz дл€ планшетов и смартфонов. „икагска€ Day 1 Studio разрабатывает WoT дл€ игровых консолей, а редмондска€ Gas Powered Games, возглавл€ема€ легендой индустрии игр  рисом “ейлором, работает над новой сверхсекретной MMOG. “ак что пока шансы Ѕеларуси на победу в “ретьей мировой выгл€д€т более предпочтительно.

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
∆урнал Forbes
Ёкскурс в историю
»нвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
ѕродавец интеллекта
ƒл€ гендиректора Google —ундара ѕичаи искусственный интеллект Ч это не модна€ фраза из фильмов о далеком будущем. Ёто то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее врем€ намерен заработать миллиарды
Ѕыть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
» в чем состоит основна€ задача менеджмента
¬се материалы раздела
ћнени€
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
22203 просмотра
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
23858 просмотров
—кромное оба€ние биткоина: украинские реалии использовани€ криптовалют
ѕри том, что криптовалюты пока официально запрещены, ”краина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
38979 просмотров
Ќовый-старый пор€док аттестации от ћинюста: что изменилось
ќб особенност€х нового пор€дка аттестировани€ состава √осударственной уголовно-исполнительной службы ”краины
8395 просмотров
декабрь 2018
ѕн¬т—р„тѕт—б¬сѕн¬т—р„тѕт—б¬с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 15
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
Roman L
Roman L — 15.07.2013, 10:37

интересно все таки.....человек создающий продукт который жизненно необходим может зарабатывать в дес€тки раз меньше, чем кака€ то он-лайн игра, котора€ не несет ничего полезного.....
ни одна агрокомпани€ не зарабатывает больше чем игровые компании....парадокс....будут дохнуть от голода, но зато играть )))

Anton Beletsky
Anton Beletsky — 13.07.2013, 13:33

” ц≥й гр≥ нема украњнськоњ мови у ™вропейському кл≥Їнт≥!

ƒмитро  ол≥сн≥ченко
ƒмитро  ол≥сн≥ченко — 12.07.2013, 11:12

американський  арг≥лл використовуЇ украњнську землю дл€ скуп≥вл≥ р≥паку ≥ сон€шнику, €к≥ вбивають нашу землю. ¬ украњн≥  арг≥лл виробл€Ї ол≥ю ≥ ≥нш≥ продукти харчуванн€ та продаЇ њх по всьому св≥ту. ¬есь прибуток ≥з цього йде в штати, а в ”крањн≥ залишаЇтьс€ т≥льки податок, але використовуютьс€ вс≥ наш≥ ресурси - земл€, люди, економ≥ка. ≤ так по всьому св≥ту, американц≥ беруть ≥з крањн те що њм потр≥бно, залишаючи в цих крањнах крохи у вигл€д≥ податк≥в, а головний дох≥д йде њм в кишеню. ÷е добре дл€ держав-донор≥в?  раще все це робити самим. “ак само ≥ навпаки, нав≥що украњнським компан≥€м використовувати ≥ноземн≥ ресурси у вигл€д≥ тих же стартап≥в? Ќав≥що кидати комусь крохи ≥ заробл€ти на ≥нших, а соб≥ класти весь основний прибуток? ’≥ба це справедливо? Ќехай ц≥ сран≥ белоруси сам≥ соб≥ все проектують ≥ розробл€ють, а наш≥ компан≥њ нехай сам≥ на себе працюють, а не вивиод€ть в сус≥дню державу сотн≥ м≥льйон≥в.

ƒмитро  ол≥сн≥ченко
ƒмитро  ол≥сн≥ченко — 12.07.2013, 11:13

це в≥дпов≥дь на комент olpkol .

—ергей «юзин
—ергей «юзин — 12.07.2013, 17:34

 расаучег, тебе что от этих денег которые капают ”краине, процент идет?) что он там сажает , уж лучше чем вообще ничего не сажать, а то что люди на местах работаю что инфраструктура района развиваетс€ - дороги, поставки продуктов социальна€ сфера, это ли не прибыль? от того что поле будет пустое, толку будет не больше чем от американца который сажает не пойми что. “ы какой-то странноватый парень, мне кажетс€ это просто пережиток развитого социализма, ты ведь из этой эпохи, а то новое поколение уже такую чушь не несет.

Anton Pavlushko
Anton Pavlushko — 10.07.2013, 23:36

» не надо никаких заводов, никаких градообразующих фабрик, лоббистов в министерстве и откатов за тендеры. ѕарни собрались и, использу€ свой мозг, получили компанию с оборотам 200-300 млн евро в год. Ёто тебе не приватизоторы очередного √ќ а или облэнерго.

¬опрос только в том, почему это по€вилось в соседней Ѕеларуси, а не в ”краине? » почему в ”краине тот же GSC Game World закрылс€ после того как ими вроде бы интересовались налоговики (да там было куча проблем со —талкер-1/2, но одной из последних новостей-слухов был как раз интерес органов к компании).

ƒмитро  ол≥сн≥ченко
ƒмитро  ол≥сн≥ченко — 11.07.2013, 12:33

а що тут доброго? це не виробництво, просто грош≥ ≥з одн≥Їњ кишен≥ (здеб≥льшого д≥тей, €ки беруть њх у батьк≥в) перейшли в ≥ншу.
¬с≥м неподобаЇтьс€ те, що американц≥ за рахунок ≥нших держав заробл€ють величезн≥ суми. ј €кщо б украњнц≥ створили таку компан≥ю ≥ за рахунок аутсортер≥в ≥з ≥нших крањн заробл€ли б т≥ ж саме величезн≥ суми, то це вже ви€вл€Їтьс€ непогано. ўо за подв≥йн≥ стандарти?  раще б ц≥ хлопц≥ своњ розуми використали б дл€ чогось корисного ≥ реально покращили б своњ крањни, а не п≥дсадили б м≥льйони д≥тей на чергову деб≥льну компьютерно-наркоманську систему.

—ергей «юзин
—ергей «юзин — 11.07.2013, 13:34

ты как вообще читать умеешь??? при чем тут американцы вообще))))  омпани€ Ѕелорусска€, и дает зарабатывать  иевской компании, а заводы создавать в ”краине начнут лет через 40 , когда нынешн€€ олигархи€ либо сама вымрет, либо их все таки мы посадим на вилы! “еперь о дет€х которые вкладывают деньги: с одной стороны да трат€т деньги родителей, но с другой, если ты родитель, не смог своему чаду обеспечить нормальный досуг- прогулки, спорт и иные хобби, то пусть хоть за компом сидит и на это тратит, а не пьЄт пиво и курит сигареты с 14 лет.

ƒмитро  ол≥сн≥ченко
ƒмитро  ол≥сн≥ченко — 12.07.2013, 11:47

€ в≥дпов≥в людин≥, €ка написала, що задала питанн€, чому це з€вилось в Ѕ≥лорус≥, а не в ”крањн≥. я в≥дпов≥в, що непотр≥бно в ”крањн≥ таких схем ≥ компан≥й, €к≥ будуть використовувати ресурси ≥нших крањн, а соб≥ загребати за рахунок цього бабло. ¬ ≥нших крањнах треба брати т≥льки те, чого немаЇ у своЇњ.

Igor Rechin
Igor Rechin — 11.07.2013, 19:55

–азвлечени€ - это втора€ опора человечества. ѕерва€, как известно, хлеб. Ћюди создали арзвлекуху, за которую не жалко платить и тратить врем€. –аньше подростки шли в подворотню пробовать наркоту. —ейчас вал€тс€ в танки. как по мне, альтернатива получше.

olpkol .
olpkol . — 11.07.2013, 20:42

"јмериканц≥ за рахунок ≥нших держав..." написала людина на американському комп"ютер≥, в американському ≥нтернет≥ ≥ з американського фейсбуку.
√од≥ вже комун€цьку пропаганду слухати!
јмерика найб≥льший у св≥т≥ експортер продукт≥в харчуванн€! я вже не казатиму про "сучасну економ≥ку" та њњ продукти.

Lucky ‘орева
Lucky ‘орева — 10.07.2013, 15:52

3 июл€ 2013 стартовал открытый бета-тест World of Warplanes
автор ты не прав

zayebashka
zayebashka — 10.07.2013, 15:33

¬ корабли € бы и сам порубилс€!

Alexey Shutochkin
Alexey Shutochkin — 10.07.2013, 14:50

Lesta будет делать кораблики??? ќтлична€ новость!

Maxim Perekhrest
Maxim Perekhrest — 11.07.2013, 19:13

Ќе просто "будет", а уже делает, уже успели даже устроить сражение в игре между геймдизами и отделом качества, скоро альфа-тест уже обещают.