Учеба на дорогах

Что можно сделать, когда на ремонт и строительство дорог нет денег, а коррупция в секторе зашкаливает? Самое время поменять правила игры
Учеба на дорогах
Дорожный эксперт Тимар Андрас знает, как улучшить качество дорог
Фото Анна Наконечная для Forbes Украина

За последние 15 лет протяженность дорог в Венгрии удвоилась, а их качество признано лучшим в Центрально‑Восточной Европе. Тимар Андрас  – один из творцов венгерской «дорож­ной революции»: работал старшим специалистом по автомобильным дорогам в ЕБРР в Лондоне, до этого возглавлял Бюро концессионных автодорог. Forbes поговорил с ним о том, как Украине получить дороги без ям и колдобин.

Обычно жители стран с жесткой вертикалью власти в качестве бонуса за отсутствие демократии получают хорошую инфраструктуру, в первую очередь дороги. В Украине и демократия условная, и дороги плохие…

Я не сторонник идеи, что жесткая вертикаль власти  – это обязательное условие хороших дорог. Главное, чтобы у демократически избранных лидеров или абсолютных монархов было желание построить эти дороги, а оно возникает, если есть спрос и экономическая необходимость. В Европе начали строить скоростные дороги (motorways), когда количество машин на 1000 жителей достигло 200–250 штук. В Украине сегодня этот показатель  – 150 авто. Так что строить автобаны рановато, но разработку уже следует начать.

Совместимы ли хорошие дороги и высокий уровень коррупции?

Везде, где что‑то делается за общественные деньги, есть коррупция. По данным Transparency International, даже в развитых странах коррупция увеличивает стоимость строительства дорог на 20–40%. При этом все государства в свое время объявляли «крестовый поход» против коррупции. Как правило, борются с ней, увеличивая число бюрократических процедур: жестко документируя каждый шаг и денежные расходы. Эффективность таких мер очень сомнительна. Намного результативнее снижают коррупцию независимые эксперты. Например, МВФ или Всемирный банк всегда требуют присутствия в проекте проверяю­щего со стороны.

По оценкам нашего премьер‑­министра Николая Азарова, для приведения в порядок 170 000 км украинских дорог необходимо $62 млрд. Возможно, стоит признать, что Украина слишком бедна для хороших дорог?

Это в корне неправильный вывод. Нужно принять, что дорожная реформа  – длительный процесс, и через пять лет у вас не будет идеальных дорог. Тем более что, по мнению ряда западных инвестбанков, Украина находится на грани банкротства. Однако не стоит терять время, надо начинать учиться делать качественные дороги: взять небольшую часть этих $62 млрд, пригласить иностранных специалистов, нанять профессиональных рабочих, купить качественную технику и материа­лы, перенять зарубежный опыт в организации международных тендеров. И построить по новым правилам хотя бы 50 км хорошей дороги на стратегически важном участке. Для Венгрии это были 43 км скоростного шоссе, соединяющие эту страну с Австрией.

Будьте готовы, что все украинские специалисты будут кричать: «Нет, нам не нужны западные технологии и экспаты! Мы знаем, как надо строить, и все, что нам нужно,  – это деньги». Не верьте им. Я говорю это как инженер, как эксперт по дорогам. Ваши специалисты  – замечательные образованные люди, но их опыт уже никуда не годится.

Реально ли появление в Украине концессий и платных дорог?

Я большой поклонник концессий, но не в Украине, по крайней мере не сейчас. Это длинные деньги  – срок возврата инвестиций от 15 лет, и, естественно, инвесторы требуют экономической и политической стабильности. В Украине нет ни того ни другого. Давайте смотреть на вещи трезво: как минимум следующие три года на частные инвестиции в украинские дороги надеяться не стоит.

Сегодня реальный источник привлечения средств для строительства и ремонта дорог  – увеличить поступления от их эксплуатации. У вас плата за дороги «размазана» на всех налогоплательщиков, а те 20%, которые включены в цену топлива в Украине,  – это просто смешно. В Европе такой налог может доходить до 60%, притом что само топливо стоит дороже. При покупке бензина в Польше, Словакии и других странах вы отдаете куда больше денег «на ремонт дорог», чем в Украине. Думаю, было бы разумно слегка увеличить этот налог и здесь. Никто же не станет спорить, что владельцы машин должны платить за дороги больше, чем остальные налогоплательщики. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Верю — не верю: Биотех-реабилитация раненых
Используя клеточные технологии, украинские медики научились восстанавливать поврежденные конечности. Официальная медицина упорно не признает этот метод. Но факты говорят сами за себя
Спасти будущее: первый рейтинг инновационных компаний Украины
Как инновации и наука способны возродить украинскую экономику
На все готовое: ланч от Settle
Как и тысячи других людей, Стас Матвиенко не любит ждать, пока его обслужат в ресторане. Сэкономить время помогает созданный предпринимателем сервис
Все материалы раздела
Мнения
Свое – ближе: как показать украинцам свои же товары
Опыт объединения местных производителей на одной платформе
4535 просмотров
Поисковый гигант Google объявляет войну «деньгам до зарплаты»
Что будет с украинскими микрофинансовыми компаниями, и где украинцы будут занимать деньги
12935 просмотров
Разрушая госмонополию: шаг навстречу государственно-частному партнерству
Высокий уровень интереса к вопросу работы с открытыми государственными данными ведет к консолидации усилий на этом рынке
2486 просмотров
Вернуться в авангард: как украинцам побороть комплекс неполноценности
В начале ХХ века украинские художники сформировали мировое искусство. Как использовать это сегодня в экономике?
4039 просмотров
май 2016
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий