Продавец эфира

Политики в Украине любят спорить до хрипоты. Савик Шустер лучше всех умеет на этом зарабатывать
Продавец эфира
Шустер заявляет, что никому не позволяет вмешиваться в свою редакционную политику
Фото Сергей Горошко для Forbes Украина

В декабрьском номере Forbes была опубликована статья о феномене Савика Шустера – телеведущего и успешного предпринимателя. За восемь лет, на протяжении которых Шустер работает в Украине, его программа трижды меняла название и четырежды переезжала с канала на канал. Не исключено, что вскоре  Шустер вновь может сменить телепрописку – в СМИ появилась информация, что телеканал «Интер», где с начала 2013 года по пятницам выходит «Шустер live», прекращает сотрудничество с ведущим. Причина – конфликт во время эфира 29 ноября. В день, когда Украина не подписала соглашение об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, ток-шоу внезапно прервалось сериалом «Пасечник», в то время как лидеры оппозиционных партий Виталий Кличко, Олег Тягнибок и Арсений Яценюк пытались прорваться на прямой эфир. В результате лидеры оппозиции в эфире появились, а в медиатусовке начались слухи о расставании «Интера» и «Савик Шустер Студия».

Сам ведущий  говорит, что конфликта как такового не было. «Выход сериала руководство «Интера» мне объяснило техническими трудностями. И, в общем-то, все. Никаких других аргументов со стороны канала за эти две недели не было», – сказал Forbes Савик Шустер. 

Между тем контракт продакшна с «Интером» на 2014 год до сих пор не подписан: «Вопрос договоренностей нашего продакшна с каналом «Интер» на производство программы в следующем году, думаю, решится в ближайшая время. На календаре уже 12 декабря. Но, послушайте, я буду последний человек, который об этом узнает», – объяснил Шустер.

Каждую пятницу почти миллион жителей Украины смотрят политическое ток‑шоу Савика Шустера. Он работает в Украине восемь лет, и за это время его программа трижды меняла название и четырежды переезжала с канала на канал; неизменными оставались только ведущий и формат  – ток‑шоу, в котором украинские политики в прямом эфире с пеной у рта спорят о судьбах страны. «У Савика очень благодарная аудитория, путешествующая за ним с канала на канал»,  – говорит журналист Евгений Киселев, который три года вел политическое ток‑шоу «Большая политика».

В отличие от большинства телеведущих, 61‑летний Шустер смог конвертировать свою известность не только в крупные гонорары, но и в собственный бизнес. По консервативным оценкам, доходы его компании «Савик Шустер Студия» достигают 40 млн гривен. «Савик Шустер  – самый высокооплачиваемый журналист в стране,  – уверен политтехнолог Тарас Березовец.  – На нашем телевидении он занимает то же место, что Опра Уинфри на американском». Почти каждый житель Украины знает, какой Савик Шустер ведущий. А какой он предприниматель?

Летом 2004 года новый руководитель российского телеканала НТВ закрыл политическое ток‑шоу «Свобода слова» Савика Шустера. Ведущему предложили снимать документальное кино для канала. Вернуться в прямой эфир Шустеру помогла «оранжевая революция» в Украине. Президент Виктор Ющенко назначил своим советником оппозиционного российского политика Бориса Немцова, который хорошо знал Шустера. Ведущий попросил политика замолвить за него слово перед кем‑нибудь из владельцев украинских телеканалов. Немцов, не мешкая, позвонил владельцу телеканалов СТБ, «Новый» и ICTV Виктору Пинчуку. Украинский миллиардер заинтересовался идеей политического ток‑шоу с российской телезвездой, и на следующий день Шустер прилетел в Киев.


Фото Сергей Горошко для Forbes Украина

«Приезжая в Украину, Савик уже имел свою «легенду»: он  – борец против тоталитаризма, человек, изгнанный Путиным с российского телевидения»,  – вспоминает политтехнолог Сергей Гайдай. Первая программа «Свобода слова» вышла на канале ICTV в сентябре 2005 года, ее посмотрел каждый десятый телезритель страны. «Я считал это успехом: приехал в другую страну и сразу получил долю смотрения в 10%!»,  – вспоминает Шустер. На следующий день он рассказал Пинчуку о своих достижениях. «Будем считать, что 10% для тебя  – это ноль»  – такой, по словам Шустера, была оценка владельца ICTV.

Уже в следующем году «Свободу слова» смотрело вдвое больше зрителей. С учетом того что средняя доля смотрения ICTV составляла 7,3%, показатель Шустера в 20,1% можно считать выдающимся результатом. «На экране Савик выглядел настоящим европейцем, который задает политикам острые вопросы и не поддерживает ни одну из сторон,  – рассказывает совладелец продакшен‑компании Pro‑TV Виктор Приходько.  – «Свобода слова» стала большим событием для украинского телевизионного рынка».

Рецепт успешного российского ток‑шоу отлично сработал в Украине. «Моя программа  – это пьеса, которую я пишу каждую неделю, в ней есть определенные роли, и их должны сыграть определенные люди»,  – отмечает Шустер. Ведущий умело создавал взрывоопасную смесь из политиков первого ранга и эпатажных общественных деятелей. Почти на каждом эфире казалось, что еще чуть‑чуть  – и участники набросятся друг на друга с кулаками.

22 июня 2007 года в эфире своего ток‑шоу Шустер сделал неожиданное заявление: он покидает ICTV и переходит на телеканал «Интер», принадлежащий Валерию Хорошковскому. «Для нас это было очень драматично, мы сильно хотели его вернуть»,  – признает гендиректор ICTV Александр Богуцкий. Ведущий поясняет желание перейти на «первую кнопку» возможностью реализовать свои творческие планы. Он уверяет, что хотел обновить шоу, построить более масштабную студию, купить у BBC формат программы Great Britons и адаптировать ее на ICTV под названием «Великие украинцы». «Мне не удалось убедить в этом ни руководство канала, ни его акционера»,  – сожалеет Шустер.

За полгода до этого на «Интере» сменилось руководство. Перед новым генпродюсером канала Анной Безлюдной стояла задача  – остановить падение рейтингов, и она была очень чутка к пожеланиям человека, чье ток‑шоу стабильно дает долю в 20%. На «Интере» Шустер получил все, что хотел: большую аудиторию, новую студию, проект «Великие украинцы» и неплохой рост доходов. По данным отраслевого издания «Телекритика», зарплата Шустера была увеличена вдвое  – до $100 000.

Безлюдная не нашла времени ответить на вопросы Forbes. Политтехнолог Владимир Грановски, который тогда входил в состав правления «Интера», говорит, что эта цифра завышена и «не перекрывает коммерческой целесообразности проекта». Богуцкий не раскрывает, сколько платил Шустеру на ICTV, но признает, что некоторым сотрудникам, которые перешли вместе с ведущим на «Интер», предложили трехкратное повышение зарплат.

«Медовый» месяц с Без­людной у ведущего продлился недолго. Его пятничное ток‑шоу «Свобода Савика Шустера» собирало у экранов в среднем 29,5% всех телезрителей, но руководство канала было недовольно. «Одно время Безлюдная настаивала на том, чтобы показатель 30% был вписан в контракт со мной»,  – делится Шустер. «Это запредельная цифра, которую трудно поддерживать постоянно, и она появилась исключительно для того, чтобы контролировать Савика»,  – рассказывает один из бывших сотрудников студии Шустера.


Фото Сергей Горошко для Forbes Украина

Упреки со стороны менеджмента канала стали для ведущего стимулом к созданию бизнеса. «Он хотел сделать свою продакшн‑студию и продавать программу каналу. Но тогда на «Интере» это никого не устраивало»,  – замечает Грановски.

То, что не устроило менеджеров Хорошковского, пришлось по вкусу топам Рината Ахметова. Генеральный директор канала «Украина» Вальдемар Дзики был готов купить ток‑шоу Шустера. «Он был лидером по рейтингам среди всех политических программ»,  – объясняет свое решение Дзики. Оставалось найти инвестора, готового поверить в Шустера‑бизнесмена.

«На переговорах Савик «продавал» одну простую идею: телеканалам не хватает качественного контента. Нужно делать студию для производства не только политического ток‑шоу, но и новостей и сериа­лов»,  – вспоминает один из бывших сотрудников компании «Савик Шустер Студиос». Эта идея понравилась бизнесмену пакистанского происхождения Мохаммаду Захуру, владельцу корпорации ISTIL. В 2008 году он инвестировал в новый бизнес около $15 млн. «Мы замахнулись на создание универсальной и высокотехнологичной продакшн‑студии»,  – написал Захур в ответе Forbes. Доля Шустера в проекте была 25%, остальные три четверти – Захура.

Канал «Украина» щедро платил за пятничное ток‑шоу, которое теперь называлось «Шустер Live». В зависимости от рейтинга за одну трехчасовую передачу давали $80 000–120 000. «Украина» в то время была каналом второго эшелона со средней долей телесмотрения 6,5%, шоу Шустера смотрело 9,3%. «Зритель пошел за ним, и благодаря Шустеру мы подтянули рейтинг всего канала»,  – признает Дзики.

Бизнес Шустера и Захура не заладился. Мощности новой студии, построенной в арендованном павильоне на киностудии имени Довженко, использовались только на 30%, говорит Захур. Идеи делать новостные программы или снимать сериалы так и остались на бумаге. «Ни один из неполитических форматов не пошел,  – объясняет Захур.  – Пришлось принимать непопулярное решение о сокращении бюджета и штата». По мнению Шустера, причина конфликта в том, что он слишком редко звал на свои эфиры жену Захура  – певицу Камалию.

Шустер рассказывает, что в 2009 году его поставили перед фактом: он больше не совладелец ТВ‑продакшна.

Возвращаться на телевидение наемным сотрудником звездный ведущий не собирался. Шустер решил создать новую студию. В этот раз он предпочел иметь дело сразу с несколькими партнерами. «Идея Савика заключалась в том, чтобы собрать инвестиции от бизнесменов, представляющих разные политические силы,  – говорит один из бывших сотрудников «Савик Шустер Студиос».  – Обязательное условие  – среди них не должно было быть олигархов, чтобы исключить давление на него».

Шустеру удалось найти шесть человек, каждый из которых вложил около $0,8–1 млн в новый проект «Савик Шустер Студия» и получил 12,5% акций. Среди учредителей были социалист Николай Рудьковский, депутат от БЮТ Валерий Писаренко, лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко и Виктор Пилипишин, состоявший тогда в блоке Литвина.

Битва за умы

Пилипишин уверяет, что дал деньги Шустеру исключительно, чтобы поддержать качественную журналистику в Украине. Рудьковский передал через помощницу, что для него это была финансовая инвестиция. Другой акционер  – бывший замминистра транспорта и связи Павел Елизаров говорит, что дал Шустеру деньги по этой же причине: «Тот кэш‑флоу, который генерировала программа, обеспечивал для моих инвестиций доходность значительно выше, чем банковские депозиты». По словам Шустера, второй его проект оказался успешным: вложенные в студию более $8 млн удалось вернуть в 2013 году. Прибыльный медиабизнес  – редкое явление в Украине. В чем секрет Савика Шустера?

Выгодное для ведущего сотрудничество с каналом «Украина» прекратилось в декабре 2010-го  – ему сообщили, что контракт продлен не будет. По одной из версий, озвученной бывшим сотрудником студии, Ахметову надоело выслушивать вопросы однопартийцев, почему на «Украине» вещает Тимошенко и другие оппозиционеры. По другой  – Ахметова против Шустера настроил его друг, бизнесмен и политик Борис Колесников. Действительно ли недовольство Колесникова стало причиной отказа? «Скажите, а есть хоть что‑то, что нравится Борису Колесникову?»  – отшучивается Шустер.

Найти другого покупателя на его программу было нелегко. Неожиданно политически токсичную программу согласился поставить в эфир государственный Первый Национальный канал. Ответ на вопрос, как туда попал Шустер, можно найти на сервисе видеохостинга YouTube. Журналист Мустафа Найем разместил на этом сайте видеоотрывок своего интервью с Шустером, в котором тот признается, что просил главу Администрации Президента Сергея Левочкина посодействовать в том, чтобы Первый Национальный покупал его политическое ток‑шоу.

Сейчас Шустер объясняет, что та встреча была визитом вежливости, он «уведомил» Левочкина, что уже договорился о выходе программы на Первом Национальном с гендиректором канала Егором Бенкендорфом. Бенкендорф отказался общаться с Forbes.

На прямой вопрос, не режиссируются ли его программы из кабинетов на Банковой, Шустер отвечает, что это беспочвенные слухи. «Как только в таком проекте, как мой, появляется элемент манипуляции или фальши, он становится полумертвым,  – подчеркивает Шустер.  – Начни я что‑то навязывать оппозиционным политикам, через две минуты это было бы в соцсетях, и на следую­щий эфир ко мне бы никто не пришел».

«Савик лавирует между политикой Банковой и собственными интересами»

Не все так просто. Не менее 10 депутатов, политтехнологов и медиаменеджеров, с которыми общались журналисты Forbes, уверяют, что шоу Шустера контролируются чиновниками Администрации Президента. С начала 2010 года сайт «Телекритика» при поддержке фонда «Возрождение» мониторил четыре политических ток‑шоу страны: «Шустер Live», «Свобода слова», «Республика» и «Большая политика с Евгением Киселевым». Почти в каждом обзоре приводятся примеры, когда Шустер, по мнению авторов, манипулировал аудиторией. При этом месседжи, которые чаще всего появлялись в ходе его программ, обычно выгодны партии власти. Например, эфир «Шустер Live» от 17 мая 2013 года был посвящен теме помилования Тимошенко и подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. «Нужно было убедить зрителей в том, что европейцы предубежденно относятся к Украине и готовы закрыть глаза на любые преступления экс-премьер-министра Тимошенко,  – пишет автор обзора.  – Для продвижения этих тезисов было потрачено половину эфирного времени программы Шустера».

В нескольких мониторингах есть примеры сознательного дезинформирования телезрителей со стороны представителей Партии регионов. Часто спикеры вместо дискуссии скатываются на унижение своего оппонента. Все это происходит с молчаливого согласия ведущего. Эфир от 15 марта 2013 года «начинался и заканчивался позитивом о президенте на фоне старых и новых проблем оппозиции»,  – указано в другом обзоре «Телекритики».

Шустер подобные обвинения отвергает, а перекосы объясняет непредсказуемостью прямого эфира. «Только 40% программы получается удержать в рамках сценария. Спикеры обычно придерживаются темы полторы минуты, а затем начинают говорить все подряд»,  – уверяет он.

Даже если программа Шустера не образец непредвзятой журналистики, то оппозиционных политиков это вполне устраивает. «У нас очень мало способов попасть на широкий экран, кроме как ток‑шоу Шустера,  – уверен депутат от БЮТ Андрей Шевченко.  – Талант Савика  – срежиссировать программу так, что все остаются довольны. Он умело лавирует между политикой Банковой и собственными интересами».

1 февраля 2013 года было объявлено, что одна из крупнейших телекомпаний страны «Интер Медиа Групп» продана Дмитрию Фирташу и главе Администрации Президента Сергею Левочкину. За несколько месяцев до сделки информационная политика «Интера» сильно изменилась: новости стали намного объективнее, в эфир вышло политическое ток‑шоу «Справедливость» с Анной Безулик. «Это было единственное политическое шоу страны, которое не модерировалось людьми с Банковой,  – отметила в интервью Forbes Виктория Сюмар, возглавлявшая общественный совет «Интера».  – Это риск для власти: один проигранный прямой эфир может надолго испортить имидж политику».

Сегодня.ua

Новые собственники вновь позвали руководить медиагруппой Безлюдную. Через три недели после объявления сделки шоу «Справедливость» было заменено на «Шустер Live». «Когда тебя приглашают играть за «Барселону»  – глупо отказываться»,  – прокомментировал Шустер возвращение на «Интер».

Пятничное шоу  – основной источник дохода для продакшен‑компании Шустера. Бывший гендиректор крупного телеканала говорит, что «Интер» платит около $100 000 за программу при затратах на ее производство на уровне в $30 000–40 000.

Киселев оценивает расходы на создание такого шоу, как «Большая политика», дороже: от $50 000 до $70 000. То есть маржинальность бизнеса Шустера  – от 30 до 60%.

Кроме этого, Шустер зарабатывает на предвыборных проектах. Так было, к примеру, осенью 2010-го  – в период предвыборной кампании в областные и городские советы. Шустер договорился с несколькими региональными телеканалами, что он будет делать для каждого из них политическое ток‑шоу с кандидатами в народные депутаты и мэры. «За возможность выступить в программе Шустера на областном телеканале кандидатам нужно было заплатить 40 000 гривен»,  – рассказывает один из политтехнологов, организовавший кампании некоторым кандидатам. В 2011‑м Шустер хотел начать похожий проект на Первом Национальном. Он признавал в одном из интервью, что кандидаты должны будут заплатить за участие в передаче, поскольку «это предвыборная агитация».

Платят ли политики за участие в основном пятничном шоу Шустера, как уверял его бывший партнер Захур в интервью сайту «Обозреватель»? Все участники программы, с которыми общались журналисты Forbes, говорят, что никто у них денег не требовал и они не слышали о такой практике. «В ярких политиках мы сами были заинтересованы  – они повышают рейтинги. Если бы я стал требовать с них деньги, на меня смотрели бы как на идиота,  – уверяет Грановски, который был ответственным за приглашение VIP‑гостей в программу Шустера.  – А пускать в эфир малоизвестных кандидатов  – значит обвалить популярность программы».

Шустер  – единственный из ведущих политических шоу, которому удалось создать собственный бизнес. Исходя из оценки, что передача стоит $100 000, годовой доход студии может составлять около $5 млн. Почему этого не смогли сделать ни Евгений Киселев с «Интера», ни Андрей Куликов с ICTV? «Там ты сидишь на зарплате и беспокоишься лишь о рейтингах, а здесь не только конкурируешь с сериалами и концертами звезд, но и выплачиваешь кредиты, отвечаешь за сотрудников,  – говорит Шустер.  – Я еще не знаю, кто из нас правильно поступил».

Путь в Украину

Жизненные вехи Савика Шустера

Савик Шустер родился в 1952 году, детство и юность прошли в Вильнюсе. В 1971-м вместе с родителями эмигрировал из СССР в Канаду. В 1976 году окончил факультет биохимии и физиологии Университета Макгилла в Монреале. Работал во Флоренции. В 1978 году оставил медицину и начал заниматься журналистикой. После вторжения советских войск в Афганистан сумел одним из первых попасть в район боевых действий. Его военные репортажи печатали в Newsweek, Der Spiegel, Liberation, La Repubblica. В начале 1980-х выпускал фальшивые номера газет «Правда» и «Красная звезда», которые распространялись в СССР и среди советских солдат в Афганистане. С 1988 по 2001 год работал на «Радио Свобода», которое сначала вещало из Мюнхена, а после распада СССР  – из Праги. С 2001 по 2004 год был ведущим ряда программ на телеканале НТВ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
21664 просмотра
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
23419 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
38475 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
8174 просмотра
ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 5
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Evgeniy Makarenko
Evgeniy Makarenko — 15.12.2013, 23:17

Программа Савика как бы она не называлась морально уже давным давно устарела и тем, кто привык думать своей головой абсолютно неинтересна: ну сколько можно смотреть на одни и те же рожи с одной и той же риторикой, а главное, что в этом потоке бессмысленного словоблудия так называемых политиков нет места голосу народа - его нет в дискуссии)) Вот и получается болтовня ради болтовни, такая себе песочница для "слуг народа")))

Andy Kravec
Andy Kravec — 13.12.2013, 17:38

совсем не раскрыта тема контроля политических сил за тем, кто из их представителей может принимать участие в программе, а кто - морально ненадежен. гостевой редактор и представители прес-службы - маст хев в таком материале

Alena Verbitskaya
Alena Verbitskaya — 13.12.2013, 14:57

Все депутаты понемногу "помогли" Шустеру из гос. бюджета страны. Наверное, не жалко тратить не заработанное непосильным трудом?

Двуличный, довольно скользкий тип, умело манипулирует быдлом с телеэкрана... но уважаю. Зарабатывать на хлеб с маслом и икрой тоже надо уметь. Так что душим жабу и молча завидуем, если тоже так не умеем

Anatolij Tkachenko
Anatolij Tkachenko — 13.12.2013, 10:43

Вот пример как в нищей Украине сколачивать состояния.

Дмитрий Абраимов
Дмитрий Абраимов — 13.12.2013, 13:15

Не суди по себе-если ты нищий,то не вся Украина такая