Билет в будущее

Как айтишник Максим Плахтий стал одним из крупнейших продавцов концертных билетов и начал организовывать выступления звезд первой величины
Билет в будущее
Предприниматель Максим Плахтий взялся за модернизацию концертной отрасли
Фото Сергей Горошко для Forbes Украина

Британский музыкант Питер Гэбриэл зарекся выступать в России из идейных соображений. Он считает наказание участниц группы Pussy Riot, отыгравших панк‑молебен в храме Христа Спасителя, несправедливым. Киевлянам повезло больше: в мае следующего года Гэбриэл выступит в столице. Приезд музыканта организовывает промоутерская компания «PMI Украина» известного российского медиабизнесмена Евгения Финкельштейна. За то, что один из крупнейших российских организаторов концертов появился в Украине, надо благодарить 34‑летнего киевлянина Максима Плахтия. «Если бы не Максим, мы бы вышли в Украину очень нескоро,  – отмечает Финкель­штейн.  – Его компания на несколько шагов опережает «дикий» украинский рынок. Он летает на ракете, пока конкуренты осваивают счеты». Чем Плахтий заслужил такие отзывы?

За четыре года из руководителя маленькой IT‑компании Плахтий превратился в одного из главных воротил концертного рынка. Кандидат экономических наук и специалист по системной интеграции привозит в Украину звезд уровня Мадонны и Тимберлейка, продает билеты на всеукраинские туры отечественных и российских звезд. Он создал самую высокотехнологичную компанию по продаже билетов в Украине и менее чем за четыре года завоевал свыше 10% рынка, объем которого приближается к 2,5 млрд гривен.

Плахтий занялся билетным бизнесом практически случайно. До 2009 года он был владельцем IT‑компании Front.Manager, специализирующейся на автоматизации бизнес‑процессов. В 2008‑м Плахтий подписал крупный контракт с небольшим билетным агентством «Карабас», которое решило перевести продажу билетов на «электронные рельсы». Инновации запоздали  – финансовый кризис больно ударил по «Карабасу», компания не смогла рассчитаться по своим обязательствам. К этому времени агентство задолжало Front.Manager около $30 000. В итоге Плахтий забрал «Карабас» за долги. В начале 2009 года у агентства было 12 касс по продаже билетов в Киеве.

Бизнес по реализации билетов в Украине работал едва ли не по советским законам: каждый из продавцов получал свою квоту билетов исходя из прогнозируемого объема продаж. Учет реализованных билетов велся в ручном режиме, и, чтобы понимать заполняемость зала, представителям агентств и касс приходилось каждое утро собираться и сверять записи в «учетных» книгах. Столь «инновационная» модель, мягко говоря, удивила айтишника Плахтия. «Карабас» создал единое билетное поле, в котором каждый продавец имеет доступ сразу ко всем билетам и их продажи отображаются в режиме реального времени»,  – говорит концертный директор группы «ВВ» Александр Коваленко.

Плахтий не ограничился модернизацией «Карабаса»  – он взялся перевести на единое билетное поле весь рынок. В 2011 году Плахтий убедил тогдашнего министра культуры Михаила Кулиняка пойти на эксперимент и внедрить единую автоматизированную систему продажи билетов, разработанную его компанией Front.Manager, в трех государственных театрах  – имени Ивана Франко, Леси Украинки и Национальной опере. Нововведение было встречено в штыки. «Я 30 лет продаю билеты, и такого не будет, чтобы в театр ходили по бумажкам, неизвестно где напечатанным!»  – вспоминает Плахтий самый нейтральный комментарий сотрудников театров. Через два года тональность сменилась. «Это великолепно, теперь очень легко контролировать количество проданных билетов, это избавило нас от очередей»,  – признает заместитель гендиректора театра имени Франко Иван Ожеван. С каждого проданного через систему Front.Manager билета его театр отчисляет разработчику комиссию, составляющую около 1%. Ожеван надеется, что вскоре к системе подключат другие театры и Front.Manager будет обходиться ему дешевле.

Впрочем, далеко не все участники рынка уверены, что отрасли нужен прогресс, который пропагандирует Плахтий. Директор «Партера УА», одного из лидеров продаж билетов в Украине, Арсений Ткач сомневается, что электронные билеты вытеснят с рынка традиционные. «Бумажные билеты  – это престижно и красиво, попробуйте зайти в Ла Скала по распечатке»,  – убежден Ткач. По его словам, электронные и мобильные билеты  – нишевый продукт, удобный на больших многодневных фестивалях.

Выстроив техническую платформу, Плахтий начал экспансию в регионы. «Единое билетное поле в разы упрощает логистику, дает доступ к большему количеству продавцов и более широкой аудитории клиентов»,  – объясняет предприниматель. Сегодня у «Карабаса» свыше 100 точек продаж, использующих единое билетное поле. «Из всех агентств продажу билетов по всей Украине может организовать только «Карабас»,  – рассказывает организатор концертов Владимир Бурцев, привозивший в Украину Стинга и Дженнифер Лопес. По словам Плахтия, 30% всех билетов «Карабаса» продается через интернет.

Бизнес растет на сотни процентов в год. В октябре 2011‑го выручка агентства составила 2,5 млн гривен, годом позже  – 7 млн, а в октябре 2013-го достигла уже 28 млн гривен. Из середнячка компания превратилась в одного из лидеров рынка.

Плахтий уверяет, что в этом году «Карабас» вышел на первое место по объему продаж билетов среди всех игроков украинского рынка. Ткач из «Партер УА» уверен, что именно его компания  – лидер рынка. Правда, она работает лишь в Киеве и предпочитает продавать билеты по старинке.

Быстрорастущую компанию Плахтия заметили венчурные и стратегические инвесторы. «В электронных билетах Максим самый мощный технический специалист в Украине, а, может, и во всем СНГ»,  – убежден управляющий партнер венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев. Он рассказывает, что долго «охотился» за «Карабасом» и предлагал за долю в компании солидные деньги. «Это могла быть очень выгодная сделка, но, к сожалению, Максим выбрал слияние с kassir.ru (принадлежит Финкельштейну.  – Forbes)»,  – сокрушается Сысоев.

Плахтия можно понять: слияние со стратегическим инвестором вывело его в другую бизнес‑лигу. Предприниматель продал 60% «Карабаса» российскому бизнесмену Финкельштейну, а его билетное агентство стало частью холдинга PMI  – одной из крупнейших в России промоутерских компаний. Ни Плахтий, ни Финкельштейн не разглашают сумму сделки, обтекаемо говоря о нескольких сотнях тысяч долларов. Кроме денег Плахтий получил должность генерального директора «PMI Украина».

Годовой объем рынка билетов в Украине, по оценкам Плахтия, составляет около 2,5 млрд гривен (без спортивных мероприятий и кино). Пятая часть этой суммы, по его словам, приходится на столицу. Здесь лидирует «Партер УА», занимающий почти половину рынка.

По географии присутствия с «Карабасом» тягаться не может никто: кассы агентства есть более чем в 30 городах страны. Плахтий говорит, что выручка «Карабаса» с июня 2012 по июнь 2013 года составила 280 млн гривен, это свыше 10% рынка. Финкельштейн поставил перед Плахтием более амбициозную задачу: довести выручку до миллиарда. «Наша цель  – занять 30–40% рынка»,  – констатирует он.

После сделки Плахтий был вынужден осваивать новый вид деятельности  – организацию концертов звезд мировой величины. В следующем году «PMI Украина» кроме Питера Гэбриэла впервые привезет в нашу страну Джастина Тимберлейка. Плахтий сетует, что артистов такого уровня можно пригласить в Киев лишь летом, когда погода позволяет проводить концерты в «Олимпийском». Впрочем, эту проблему PMI собирается решить к 2017-му.

11 октября 2013 года PMI подписала с Киевской горгос­администрацией меморандум о строительстве концертного комплекса. Мэрия выделит застройщику 5 га территории на левом берегу в Киеве  – в районе Днепровской набережной неподалеку от станции метро «Позняки». Масштабы проекта поражают воображение  – PMI с партнерами планирует вложить в него свыше $300 млн. В проект войдет концертный зал на 14 000 мест, торгово‑развлекательный и офисный центры, отель, паркинг. Почти такой же комплекс PMI сейчас создает в Санкт‑Петербурге.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
23379 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
24746 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
39936 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
8824 просмотра
февраль 2019
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий