Страховое чутье

Как нестандартные решения сделали Александра Сосиса самым известным страховщиком страны
Страховое чутье
Сосис надеется заработать, выводя традиционное страхование в онлайн
Игорь Тишенко для Forbes Украина

В конце 2007 года на украинских телеканалах появились необычные рекламные ролики. Основатель страховой группы «АСКА» Александр Сосис с экранов убеждал, что страховые полисы  – лучшее решение для тех, кто в трудную минуту не может рассчитывать на помощь друга‑прокурора или родственника‑министра. Что побудило страховщика стать лицом рекламы? После «оранжевой революции» имидж компании, входящей в группу СКМ Рината Ахметова, был не на высоте. «В интернете тогда писали: «Не покупайте конфеты «Конти» и страховки «АСКА»,  – говорит Сосис.

Его творческий замысел был воспринят неоднозначно: участники рынка и посмеивались, и цитировали рекламные ролики. Но Сосис был готов на все ради дела, за которое болел душой. Рекламная кампания продолжалась несколько лет и существенно повысила узнаваемость «АСКА». Самому Сосису новаторские идеи и упорство обеспечили место в списке 20 самых богатых жителей Донецка. В ноябре 2013‑го Forbes оценил состояние бизнесмена в $54 млн.

«Я не сомневался, что страхование  – это роскошный бизнес с роскошными возможностями»

Инженер по образованию, Сосис начал заниматься бизнесом еще в советское время. После вступления в силу закона о кооперативах он пробовал себя то в торговле, то в гостиничном бизнесе. А в конце 1980‑х попал в страховой бизнес по приглашению Геннадия Хавули, который начал создавать в Донецке филиал российского финансового холдинга «АСКО» и искал партнера среди желающих заняться страхованием. «Страхование меня заинтересовало, т. к. отличалось от остальных кооперативов своей интеллектуальной составляющей,  – объясняет Сосис.  – Я знал об иностранных страховщиках, крупных международных корпорациях. Хотелось приобщиться к этому огромному бизнесу».

В 1989 году Сосис вместе с Хавулей поехал в Москву на переговоры с основателем «АСКО» Григорием Фидельманом. «Фидельман вышел к нам в белом спортивном костюме, с теннисной ракеткой, он выглядел роскошно,  – вспоминает Сосис.  – Увидев его, я уже не сомневался, что страхование  – это роскошный бизнес с роскошными возможностями».

Попробовав себя в торговле и гостиничном бизнесе, Сосис поверил в страхование  – и не прогадал
DR

В 1990‑м Хавуля возглавил донецкий филиал «АСКО», Сосис стал его заместителем. Начальником отдела медицинского страхования после собеседования с Хавулей была назначена Галина Третьякова, которая до этого работала инженером на одном из харьковских предприятий.

Чтобы привлечь внимание к страховкам «АСКО», их начали продавать в нагрузку к импортным товарам. Начинающие страховщики закупили в США большую партию одежды и обуви. Желающие приобрести кроссовки или яркую спортивную куртку с модным лейблом должны были на такую же сумму купить полис страхования жизни. «К нам стояли очереди с пяти утра»,  – рассказывает Сосис.

Прибыль, полученную при продаже одежды и страховок, вкладывали в открытие филиалов в других городах и развитие иных направлений страхования: медицинского, автострахования, имущественного и т. д.

В 1995 году компания перестала быть филиалом российского холдинга и под именем «АСКА» получила третью в стране лицензию на страхование. К этому времени Хавуля уже давно выехал на ПМЖ в США, и бизнес остался на попечении Сосиса и команды.

Серьезным испытанием стала гиперинфляция. «В 1990‑е я оценивал оборот «АСКА» в «Жигулях», которые могу купить, потому что деньги обесценивались ежедневно»,  – вспоминает Сосис.

Спасаться от инфляции решили с помощью строительства офисов и сдачи их в аренду. «Недвижимость была единственным инструментом, который не обесценивался»,  – поясняет Третьякова. В 1995‑м построили первый офис «АСКА»  – девяти­этажное здание на проспекте Ильича в Донецке.

Однако оборотные средства, размещенные в банке, партнеры потеряли, когда в 1995 году Кабинет министров административными мерами остановил гиперинфляцию. «Все банки, которые жили на скупке валюты и обесценивании карбованца, разорились буквально за день,  – отмечает Сосис.  – У нас пропали $300 000, почти все наши оборотные средства».

Эта потеря ставила под угрозу достройку нового офисного здания  – на участке по соседству с главным офисом компании успели лишь заложить фундамент. Чтобы решить проблему, Сосис обратился к руководителям донецкого подразделения госкомпании «Трансгаз». Он знал, что они хотят переехать из Горловки в Донецк, и предложил им приобрести участок с заложенным фундаментом на условии, что два этажа в новом здании достанутся ему. Заручившись согласием «Трансгаза», Сосис сразу же поехал в банк и договорился о кредите под залог двух этажей в будущей постройке.

В начале 2000‑х главным вызовом для Сосиса стал поиск партнера. «Я искал инвестора, потому что проблемы тогда были у всех,  – говорит Сосис.  – Мы хорошо понимали, что в Донецке становится непросто развиваться без крупного партнера». Сначала попробовали найти покупателя за пределами страны, для чего в качестве инвестиционного консультанта наняли Raiffeisen Investment. К «АСКА» приценивались инвесторы из Испании и финский страховщик Sampo, но до конкретного предложения дело не дошло. Следующим шагом стали переговоры с Ринатом Ахметовым. «Я напрямую вел переговоры с Ахметовым, с которым был знаком с 1995 года. Других украинских партнеров даже не рассматривал»,  – подчеркивает Сосис. По его словам, после первой же встречи было достигнуто соглашение о продаже 51% «АСКА» компаниям «Данко» и «АРС» Ахметова. «Аудит проводил «АРС», и он так его провел, что сумма сделки снизилась»,  – говорит бизнесмен. Он не уточняет, какая была первоначальная договоренность, но в итоге 51% акций «АСКА» и «АСКА‑Жизнь» были проданы за $1 млн, еще $1,7 млн инвестированы в развитие бизнеса. Сосис остался вторым крупнейшим акционером «АСКА», миноритарные доли были у топ‑менеджеров, в том числе Третьяковой. Продажу в 2001 году контрольных пакетов «АСКА» и «АСКА‑Жизнь» Ахметову Сосис считает одним из самых правильных решений в своей жизни.

«Мы понимали, что в Донецке непросто развиваться без крупного партнера»

Следующий шанс на сделку у него появился после «оранжевой революции», когда в украинском страховом секторе пошла волна поглощений. К примеру, польская группа PZU в 2005‑м приобрела компанию «Скайд‑Вест», итальянская Generali в 2006‑м  – контрольный пакет в «Гарант‑Авто». А компанией «АСКА‑Жизнь» заинтересовалась чешская группа PPF. Это был момент, когда Сосис мог осуществить мечту, которая привела его в страхование,  – о сотрудничестве с международными группами.

В то время группа «АСКА» уже входила в состав СКМ  – страховщик вместе с ПУМБ и Донгорбанком составляли финансовое подразделение. «В СКМ согласились, чтобы чехи провели due diligence, по итогам которого предложили более $5 млн за 51% акций «АСКА‑Жизнь»,  – рассказывает Третьякова.  – Мы с Сосисом могли выгодно продать свои пакеты акций». Но выиграть на интересе PPF у Сосиса не получилось  – СКМ не поддержала сделку. «Договор с PPF сорвался, в СКМ предложили выкупить мои акции за какие‑то смешные 200 000 гривен. Это было некрасиво»,  – вспоминает Третьякова. В результате переговоров она выторговала у Сосиса и СКМ за свои 10% страховщика жизни 1,5 млн евро. Третьякова уверена, что Сосис мог настоять на продаже компании. «Если я смогла противостоять и Сосису, и СКМ, то он не пошел на противостояние с СКМ. И стал самым большим разочарованием в моей жизни»,  – признается Третьякова. Сосис оправдывается, что даже сейчас у него с СКМ есть договоренность продавать акции «АСКА» только совместно.

Интерес иностранцев к «АСКА» не ослабевал  – позже страховщиком заинтересовались и такие международные гиганты, как немецкая Allianz и французская AXA. Для СКМ это стало поводом увеличить долю в «АСКА», чтобы иметь возможность больше заработать на продаже иностранцам. Сосис предложил другим акционерам «АСКА» приобрести у него 23% акций, стартовая цена пакета составила около $5 млн. В итоге в 2007 году пакет выкупила СКМ, стоимость сделки оценивалась в $10–12 млн. Таким образом, за семь лет «АСКА» подорожала на порядок.

Сегодня Сосису принадлежат 10,48% акций «АСКА» и 44,3% акций «АСКА‑Жизнь». «Благодаря тому что «АСКА» была продана Ахметову, Сосис стал миллионером, а компания получила возможность расти и развиваться»,  – отмечает топ‑менеджер крупной страховой компании. Как рассказали Forbes в СКМ, многие предприятия группы обслуживаются именно в «АСКА».

В СКМ заверяют, что продолжают считаться с мнением Сосиса. «Все стратегические решения мы принимаем совместно,  – рассказывает Илья Архипов, управляющий директор SCM Advisors (UK) Limited.  – Главной заслугой Александра Иосифовича я считаю его стремление сохранить все лучшее, что было создано за 20 лет существования компаний».

Консервативный в отношениях с партнерами Сосис  – новатор в бизнесе. По словам Хавули, с первых дней работы особенностью «АСКА» была любовь к смелым идеям, которые в итоге поддерживал и развивал Сосис. Например, в 1990‑х «АСКА» стала первой в Украине компанией, предложившей банкам страховки на случай повреждения банкоматов. «Это была революционная идея, Сосис ее сразу же подхватил, и банки обращали внимание на эти услуги»,  – рассказывает один из топ‑менеджеров «АСКА».

В 2006 году «АСКА» вместе с ПриватБанком стала первой продавать страховки массового сегмента через интернет. Тогда рынок воспринял идею Сосиса скептически  – все знали, что украинцы покупают полисы для галочки, например, при получении кредита. Но Сосис верил, что интернет‑направление сработает. Сам он объясняет это чутьем. Хотя проект с ПриватБанком, судя по всему, провалился: ни в страховой компании, ни в банке не смогли найти данных о продажах в тот период. Но Сосис вернулся к идее через несколько лет  – с 2011 года он вкладывает деньги в IT‑проекты, связанные с финансовыми интернет‑­сервисами. Как бенефициар нескольких предприятий (кроме «АСКА» Сосис владеет недвижимостью в Донецке) он может позволить себе смелые эксперименты. Для этого Сосис в 2008-м создал инвестиционный фонд «Украинские сбалансированные инвестиции», который вложил в страховые стартапы около $1 млн. Все решения по инвестициям он принимает сам. «Я не морочу голову и быстро принимаю решение. Если мне что‑то нравится, я скорее скажу да, чем нет»,  – констатирует Сосис.

С момента создания фонда он уже поддержал несколько проектов. Первый из них  – «Финком»  – развивает идею Сосиса 2006 года о продажах страховок в интернете. Второй  – «Системные мобильные технологии» (СМТ)  – связан с разработкой мобильных приложений. Третий проект помогает страховщикам экономить средства на выплатах: компания находит самые выгодные варианты покупки запчастей для пострадавших в авариях машин.

«Я всю жизнь занимался только страховым бизнесом. В какой‑то момент я поверил, что интернет  – это перспективное направление,  – рассуждает бизнесмен.  – Хотя мог и ошибиться». С момента запуска бизнеса в 2011 году СМТ сделали порядка 10 мобильных приложений для разных страховщиков, в том числе для украинских «Арсенал Страхование» и UNIQA, российской «ЮЖУРАЛ‑АСКО». В планах  – приложения для медицинских учреждений и ТРЦ. Оплачивает разработку компания‑заказчик, для клиентов приложение бесплатное, они скачивают его в онлайн‑­магазинах приложений, таких как App Store или Google Play. По информации управляющего партнера СМТ Николая Котюка, с апреля по ноябрь 2013 года программное обеспечение от СМТ скачали около 60 000 раз. Данные по рентабельности не оглашаются, но, по словам Сосиса, к проектам уже подключается другой инвестор  – британский инвестиционный фонд.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
22204 просмотра
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
23858 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
38979 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
8395 просмотров
декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Kostya Kolpakov
Kostya Kolpakov — 15.01.2014, 20:18

жлобство в отношении к сотрудникам .... сама компания жлоб ))