Смелый первопроходец

Как компания «Астарта» задала моду на публичные размещения в Варшаве
Смелый первопроходец
Юлия Берещенко называет IPO «крещением» бизнеса
Steve Forrest / Workers’ Photos для Forbes Украина

Когда сахарная компания «Астарта» в 2005 году начала готовиться к IPO, лондонские финансисты встретили ее с большим скепсисом. Компания, инвестирующая в актив, который ей не принадлежит, то есть в землю, не выглядела перспективной. Представить инвесторам украинскую агротему взялась Юлия Берещенко, тогда работавшая в лондонском офисе ING Bank и поставившая перед собой задачу сделать публичной компанию из родной страны.

Берещенко сразу предупредила основателя «Астарты» Виктора Иванчика, что на сделку он будет тратить 90% рабочего времени. И ошиблась  – в период роуд‑шоу Иванчику пришлось посвятить подготовке к IPO практически все свое время. Но результат стоил усилий. В августе 2006‑го «Астарта» привлекла около $31,7 млн, продав 20% акций на Варшавской фондовой бирже (ВФБ). Производитель сахара стал первопроходцем в Варшаве и создал бенчмарк для последующих размещений.

Иванчик решил сделать свою компанию публичной еще во время учебы в Международном институте менеджмента в начале 2000‑х, вдохновившись опытом крупных международных компаний. До сделки «Астарта» с пятью заводами и земельным банком в 73 500 га была далеко не лидером рынка. Выход на биржу должен был придать компании ускорение. «Вы сейчас стоите в очереди за кредитами, а после IPO банкиры будут стоять в очереди за вами»,  – пообещала Берещенко управленцам «Астарты».

В августе 2006-го «Астарта» привлекла около $31,7 млн, продав 20% акций на ВФБ

Вплотную заняться подготовкой к сделке Иванчика и его партнера Валерия Короткова побудило IPO переработчика молока «Укрпродукт Групп». В феврале 2005 года компания первой привлекла $11 млн на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи. Руководство «Астарты» встретилось с коллегами из «Укрпродукта», послушало их впечатления и принялось действовать.

Сделку координировал Сергей Трифонов, отвечавший за вопросы стратегического развития «Астарты». «Мы начали подготовку с создания службы Investor relations  – того, чем обычно заканчивают»,  – вспоминает он. Прохождение международного аудита стало испытанием: для компании‑аудитора «Астарта» была первым клиентом из аграрного сектора, и нюансы вроде учета биологических активов отрабатывались на ней.

По совету ING в качестве площадки для размещения выбрали ВФБ. «Средняя капитализация компаний в Варшаве была гораздо ближе к нашей, чем в Лондоне. К тому же поляки нас понимали лучше других инвесторов»,  – объясняет Трифонов.

Тем не менее убедить польских инвесторов в том, что компания  – достойный объект для вложений, было задачей непростой. «Астарта» – первая компания из украинского агросектора, и мало кто понимал, как ее оценивать. «Мы были котом в мешке»,  – признается Трифонов.

Компанию презентовали как вертикально интегрированного производителя сахара с большим потенциалом роста. По совету инвестиционных консультантов «Астарта» обнародовала свою стратегию на пять лет  – планы по увеличению рыночной доли, земельного банка, производственных мощностей. «Астарта»подчеркивала, что у нее длинная цепочка создания добавленной стоимости. По словам Трифонова, инвесторам объясняли, что свекла более капиталоемкая культура, чем зерновые, но валовая прибыль с гектара при выращивании сахарной свеклы, переработке и продаже сахара гораздо выше.

«Астарта» подорожала

Загвоздка была и в том, что «Астарту» не с кем было сравнивать. Публичные производители сахара из Бразилии и Западной Европы могли служить только очень приблизительным ориентиром. Они пользуются государственной поддержкой, и гораздо меньше страдают от цикличности. Не нашлось подобных компаний и в России. Специалистам ING пришлось заняться финансовым моделированием и определить факторы, которые будут влиять на стоимость бизнеса,  – потенциал роста цен на сахар, увеличение доли рынка и земельного банка. Вначале ING консервативно оценил «Астарту» менее чем в $100 млн. Управленцы компании долго обсуждали с аналитиками каждый пункт, и смогли повысить оценку на 25%.

Астарту» решили предложить трем группам инвесторов. Основную часть пакета планировали продать польским и западноевропейским институциональным фондам Еще 10–15% должны были через брокера предложить польским гражданам. По словам Трифонова, мелкие инвесторы склонны к панике, но в то же время они повышают ликвидность акций на бирже.

В начале лета 2006‑го команда, включавшая Иванчика, его заместителя Петра Рыбина и Трифонова, отправилась в двухнедельное турне по Европе. В Варшаве, Лондоне, Франкфурте, Стокгольме состоялось 60–80 встреч с потенциальными инвесторами.

Пребывание в Варшаве пришлось продлить на день. «Многие инвесторы позвонили своим знакомым и посоветовали им тоже встретиться с Иванчиком»,  – рассказывает Трифонов. Чаще всего презентации проходили на английском. Но поляки в первую очередь слушали то, что Иванчик говорил на русском, и потом сверяли с английским переводом. Бизнесмену удавалось последовательно и доходчиво рекламировать свою компанию. «В целом процесс презентаций был очень интенсивным и изнурительным для менеджерской команды, и Виктор Петрович выдержал его с военной выправкой»,  – вспоминает Берещенко. По ее словам, лучшей реакций на презентацию одного из инвесторов была фраза «вы увидите мой ответ в книге заявок».

Иванчик в своих интервью после размещения подчеркивал: «Ни в коем случае нельзя давать слабину, особенно на финише. Нужно докручивать это кино до хеппи‑энда».

Чтобы быть более убедительной, «Астарта» решила заручиться поддержкой прессы. После роуд‑шоу в Полтавскую область привезли пятерку журналистов основных польских деловых изданий. Через них хотели донести до инвесторов мысль, что на украинской земле можно зарабатывать. Журналистам показали ведущее на тот момент предприятие «Цукровик Полтавщины» и находящиеся рядом агрофирмы. «Приходилось объяснять, что формально наше поле в 40 га принадлежит селянам, у каждого из них по 4–5 га. Наше предприятие его обрабатывает, а людям платят деньги,  – говорит Трифонов.  – Полякам сложно было понять, почему селяне сами не обрабатывают землю».

«Оранжевая революция» обеспечила высокий интерес к Украине, в том числе среди поляков, которые внимательно следили за развитием событий в соседней стране. Подписка на акции «Астарты» осуществлялась с 26 июля по 3 августа 2006 года. Прямо перед закрытием книги заявок распалась «оранжевая коалиция». «Нам это баллов не прибавило, и мы разместились буквально на грани: спрос равнялся предложению»,  – рассказывал Иванчик Forbes.

Виктор Иванчик (справа) открывает торги. Вслед за ним украинские аграрии пошли на Варшавскую биржу
Grzegorz Roginski / East News

Вместе с коллегами он поднял бокал шампанского 9 августа 2006 года. По итогам сделки «Астарту» оценили в $158 млн. Большую часть пакета  – 83% предложенных акций  – купили институциональные инвесторы из Польши, Великобритании, Италии, Швейцарии, Швеции и Германии. Из них наибольший пакет (5%) приобрел швейцарский инвестфонд East Capital. Розничный транш в 17% выкупили более 400 частных инвесторов. Иванчик с Коротковым свои акции не продавали.

Через некоторое время после размещения «Астарты» из‑за рекордных объемов производства сахара цены на него в Украине рухнули. Польские бабушки‑инвесторы атаковали Трифонова вопросами, не умерла ли еще компания. Тот объяснял им, что в цикличности сахарного бизнеса нет ничего страшного  – убытки в одном квартале еще не означают, что компания не будет развиваться. В следующем квартале «Астарта» показала рост.

В случае с «Астартой» полякам не пришлось разочаровываться. Компания выполнила свои стратегические планы  – стала лидером рынка, увеличила земельный банк, модернизировала сахарные заводы. Прогноз ING относительно очереди из кредиторов оправдался. После IPO у «Астарты» открылся прямой доступ к кредитным линиям западных банков. «Для украинских банков работа с «Астартой» стала желанной, можно сказать, знаком качества»,  – отмечает Трифонов.

Вслед за Иванчиком в Польшу один за другим пошли другие украинские аграрии. «Астарта» в итоге стала бенчмарком для отрасли. Для польских инвесторов Украина была чем‑то новым, говорит глава направления «зарубежные рынки» управляющей компании Quercus Марек Бучак. История «Астарты» звучала весьма привлекательно: перспективы роста на сахарном рынке и увеличение земельного банка. «Несмотря на падение акций в начале размещения, именно в 2006–2007‑м появились «бычьи настроения» в отношении украинских компаний. Это привело к множеству удачных размещений на Варшавской бирже»,  – полагает Бучак.

Вскоре после размещения «Астарта» заключила контракт на поставку сахара с компанией Coca‑Cola. Статус публичной компании помог «Астарте» усилить позиции в сегменте B2B: сегодня среди ее клиентов многие производители сладостей и напитков. По итогам 2013 года на «Астарту» пришлось 25% от общего производства сахара в стране, ее земельный банк насчитывает 245 000 га.

Первым инвесторам грех жаловаться на доходность  – за семь лет цена акции выросла более чем втрое.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
25377 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
26016 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
41276 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
9484 просмотра
июнь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий