»грать по-взрослому: как разбогатеть на геймерстве

 иевл€нин јлександр  охановский создал компанию, котора€ зарабатывает сотни тыс€ч долларов в год, игра€ в компьютерные игры
√еймер јлександр  охановский превратил свое хобби в серьезный бизнес
—ергей √орошко дл€ Forbes ”краина

¬ечером 21 августа 2011 года к стойке регистрации в аэропорту имени  онрада јденауэра в  ельне подошли четверо молодых людей, одетых в желто-черную униформу. ” одного из них в руках красовалс€ инкрустированный бронзой щит викинга. Ёто был директор украинской команды киберспортсменов Natus Vincere Group (NaТVi) јлександр  охановский. ўитоносцу пришлось долго объ€сн€ть немецким пограничникам, что так выгл€дит приз первого в истории мирового чемпионата по компьютерной игре Dotа 2.

«а чемпионский щит украинцы боролись с опытными китайцами. ‘инальный бой длилс€ три часа. «ал  ельнской торговой €рмарки, где проходили соревновани€ и откуда шла трансл€ци€ поединка, был переполнен.  омментаторы захлебывались от эмоций. ѕосле того как на виртуальном поле бо€ был Ђизрубленї последний игрок китайской команды, бойцы NaТVi тоже позволили про€витьс€ чувствам. Ёта победа принесла им миллион долларов призовых и титул чемпионов мира. Ђ“огда о нас узнал весь мирї,  Ц рассказывает 31‑летний  охановский.

«а без малого п€ть лет существовани€ NaТVi, в которую сегодн€ вход€т 40 человек, стала победителем почти всех крупнейших мировых турниров по киберспорту, заработав более $3,5 млн. Ђќни единственные в мире, кто мог за год выиграть три международных турнира. — них и началс€ украинский киберспортї,  Ц говорит √еннадий ¬еселков, один из организаторов украинского этапа геймерского турнира World Cyber Games.

¬се начиналось в конце 1990‑х в полуподпольных компьютерных клубах столицы. »х завсегдатай  Ц школьник  охановский  Ц сутками напролет отрабатывал навыки виртуального спецназовца в культовом шутере Counter‑Strike. —коростного интернета в ”краине тогда еще не было, поэтому соревновани€ проводились в локальных сет€х. ќрганизовывали ристалища владельцы клубов, желающие привлечь посетителей. »менно на таком турнире  охановский познакомилс€ с одним из организаторов подобных меропри€тий  »горем —идоренко. ¬ 2001 году при€тели решили создать свою команду по Counter‑Strike. Ђћы стали первой в —Ќ√ профессиональной командой, котора€ начала выезжать на соревновани€ и получать зарплату по $200ї,  Ц утверждает —идоренко. —начала ее спонсором выступил киевский разработчик игр  Ц компани€ GSC. ƒл€ ее владельца —ерге€ √ригоровича это был шанс привлечь внимание к своим новым на то врем€ продуктам  Ц Ђ азакиї и S.T.A.L.K.E.R. «атем игроки сотрудничали с российским разработчиком антивируса ЂЋаборатори€  асперскогої.

Ќо в середине нулевых при€тели решили зав€зать с геймингом. Ђћного заработать на играх тогда не получалось. ћне было уже 22 года, и € ушелї,  Ц вспоминает  охановский. —идоренко устроилс€ работать в строительную компанию.

¬ большой киберспорт обоих вернул бизнесмен из  азахстана ћурат “улемаганбетов, с которым геймеры когда‑то познакомились на одном из турниров. ѕредприниматель торговал алкоголем, табаком и чаем. Ѕудучи €рым фанатом компьютерных игр, он выступал спонсором команд в  азахстане и –оссии, организовывал международные соревновани€. ¬ 2009‑м он решил создать киберспортивный клуб и в ”краине  Ц Arbalet.UA. ¬ основу названи€ лег игровой псевдоним самого “улемаганбетова. ќпытному игроку  оханов≠скому была предложена должность руководител€. ќн подключил к этому процессу —идоренко. ¬месте они зан€лись подбором команды и организацией тренировок. ¬ первый состав пригласили п€терых игроков из разных городов страны. “улемаганбетов организовывал им поединки с сильнейшими киберспортсменами из  ита€ и  ореи, где компьютерные игры сродни национальным видам спорта. — каждым поединком искушенным азиатам было все т€желей побеждать украинцев, а в какой‑то момент наши стали одолевать. Ђ“огда все пон€ли, дл€ чего он (“улемаганбетов. Ц Forbes) их так тренировал: он убрал у них страх перед звездными игроками и подготовил команду к чемпионствуї,  Ц рассуждает ¬еселков.

ѕлан “улемаганбетова сработал. ¬ начале 2010‑го украинцы впервые победили в международном турнире Arbalet Cup Asia, обыграв сильнейшие команды  ита€ и –оссии. ќднако в 2011 году казахстанский предприниматель прекратил поддерживать украинских геймеров. Ђ огда команда достигла заметных результатов, он потер€л интерес к меценатствуї, Ц вспоминает   охановский. ¬прочем, потер€ мецената его не остановила. ¬ том же году на основе клуба Arbalet  охановский создал новую команду NaТVi (от латинского natus vincere Ц Ђрожденные побеждатьї), котора€ выиграла еще два международных турнира.  Ђѕосле этого за ними закрепилась репутаци€ elite esports nation, и многие организаторы обратили свои взоры на ”краину, в частности на  иевї,  Ц отмечает ¬иктор Ѕогданов, PR‑менеджер компании Intersog, занимающейс€ разработками софта, в том числе игрового. — этого момента увлечение  охановского компьютерными играми стало трансформироватьс€ в системный бизнес.

ѕервым делом после создани€ команды NaТVi  охановский основал одноименную компанию. ЂЁто было нужно, чтобы заключать договоры со спонсорами и рекламодател€миї,  Ц объ€сн€ет он. «атем в NaТVi разработали систему тренировок. ѕо словам одного из ключевых бойцов команды  Ц јлександра ƒашкевича, перед важными соревновани€ми игроки упражн€ютс€ до 10 часов в день. «аранее обсуждаютс€
тактика и роль каждого участника в предсто€щей игре.

»грать по‑взрослому

ќб остальном забот€тс€ менеджеры: от настройки кондиционеров в игровой комнате до организации поездок на турниры. Ђ¬ажно, чтобы игрок думал только об игреї,  Ц замечает ƒашкевич.

Ђћолодн€кї в команду отбираетс€ во врем€ специальных онлайн‑турниров в ”краине и мире. ќпытные игроки оценивают скорость прохождени€ того или иного игрового этапа, умение действовать в коллективе, математические способности и стрессоустойчивость.

Ђћногим кажетс€, что играть в Dotа  Ц просто сражатьс€ с монстрами, но это не так.

Ёто своеобразные шахматыї,  Ц объ€сн€ет —идоренко, который стал операционным директором игровой компании.

— момента основани€ в NaТVi тщательно следили за рынком и открывали игровые подразделени€ под каждую попул€рную игру. ¬ 2011-м, когда по€вилась бета-верси€ Dotа 2,  охановский тут же приступил к набору профильных игроков.

“о же случилось в 2012-м, после выхода новой версии Counter‑Strike: GO. ¬о многом благодар€ такому подходу NaТVi выиграла мировой чемпионат по Dotа 2, заработав $1 млн. ¬ бо€х в Counter‑Strike команда  охановского с 2012-го по 2014 год получила меньше  Ц только $49 000. ¬ 2013‑м у NaТVi по€вилс€ отдельный состав дл€ игры World of Tanks  Ц стремительно набирающей попул€рность танковой аркаде, чь€ аудитори€ за три года выросла до 100 млн игроков. «а год участи€ в этих танковых батали€х украинцы заработали $250 000. Ђ≈сли сравнивать с футбольными аналогами, мы в мире киберспорта зан€ли место, которое в футболе держит клуб ЂЅарселонаї,  Ц подчеркивает предприниматель.

¬ среднем за год NaТVi принимает участие в 20 турнирах. ¬ зависимости от уровн€ соревнований призовые могут составл€ть от нескольких дес€тков до нескольких миллионов долларов. ѕо данным Ѕогданова, в 2013 году призовой фонд всех киберспортивных турниров превысил $15 млн. Ђ—ейчас мы вышли на такой уровень, что можно зарабатывать посто€нної,  Ц за€вл€ет ƒашкевич.

»грать по‑взрослому

„асть выигранных призовых полагаетс€ компании.  ака€ именно,  охановский не признаетс€. Ќо львина€ дол€ распредел€етс€ между игроками, которые их заработали.  роме того, они получают в компании зарплату. ѕо словам  охановского, р€довые игроки могут рассчитывать на $750Ц1000. «арплата фронтменов может достигать $8000. ЂЁто достаточно много в ”краине, но надо понимать, что нам как топовой команде подобрать новых игроков достаточно сложної,  Ц делитс€ размышлени€ми предприниматель.

 роме того, за опытными игроками охот€тс€ конкуренты. Ћетом прошлого года из NaVi в команду HellRaisers ушел один из сильнейших игроков в Counter‑Strike »горь ћаркелов. ¬ этом году HellRaisers зан€ла третье место на престижном DreamHack Summer 2014.

–ассказыва€ о собст≠венной бизнес‑модели,  охановский называет ее симбиозом футбольной команды и маркетингового агентства. √лавные партнеры Natus Vincere Group  Ц софтверные компании, производители компьютерной техники и разработчики игр. «а почти п€ть лет громких побед украинские киберспортсмены успели поработать с Samsung Electronics, SteelSeries, Asus, Intel и Dell. —уммы спонсорских контрактов не разглашаютс€, но, по оценкам некоторых игроков, они исчисл€ютс€ дес€тками тыс€ч долларов. ¬ компании завер€ют, что каждый квартал у них по€вл€етс€ один‑два новых спонсора. Ђ¬ какой‑то момент уже не мы искали спонсоров, а они насї,  Ц хвалитс€ —идоренко. Ђ“урниры такого рода позвол€ют попул€ризировать продукты, в частности ноутбуки и мониторы  Ц главные оруди€ киберспортсменовї,  Ц объ€сн€ет Ћюдмила ѕритула, руководитель подразделени€ бренд‑маркетинга ЂSamsung Electronics ”краинаї.

»звестные корпорации в киберспорте привлекают обширна€ аудитори€ геймеров Ц а это около 1,2 млрд человек Ц и высока€ ло€льность фанатов к геймерским брендам. ѕо словам Ѕогданова, спонсиру€ турниры, бренды могут воздействовать на людей, неподвластных телевизионной рекламе из‑за тотальной погруженности в интернет. Ђ»менно эта аудитори€ будет диктовать бизнесу повестку дн€ в недалеком будущем, и бренды работают на перспективуї,  Ц уверен PR‑менеджер компании Intersog.

” компании NaТVi весьма высокие медиапоказатели: более миллиона подписчиков на YouTube и около 800 000 читателей в Facebook. Ёто делает NaТVi выгодным рекламным каналом. Ђ” ћесси (нападающий ‘  ЂЅарселонаї Ћионель ћесси.  Ц Forbes) процент конверсии (дол€ посетителей, реагирующих на рекламу) во врем€ чемпионата мира достигает 11%, у нас же в разы большеї,  Ц подчеркивает  охановский. Ђ“ака€ зрительска€ аудитори€ сравнима с лучшими спортивными сост€зани€ми планеты, такими как финал Ћиги чемпионов или турнир Ѕольшого шлема, а спонсорство меропри€тий подобного рода приносит компании много маркетинговых бонусовї,  Ц констатирует ѕритула.

¬ межсезонье, которое зачастую совпадает с рождественскими каникулами, компани€ зарабатывает на продажах брендированной продукции. Ќа сайте Natus Vincere Group продаетс€ несколько дес€тков моделей одежды с логотипом команды. ¬ квартал онлайн‑магазин реализует около 1000 единиц. Ёто, как отмечает  охановский, 5Ц10% от всего заработка компании. ЂЌаши игроки €вл€ютс€ иконой стил€. ”видел, что он играет, например, той или иной мышкой Ц значит, она действительно хорошаї,  Ц убежден —идоренко.

¬ новом офисе NaТVi в одном из спальных районов  иева до сих пор пахнет краской.  омпани€ переехала сюда в мае из небольшой квартиры. “еперь здесь главный штаб с менеджерами, бухгалтерами, маркетологами, комментаторами турниров и дизайнерами. ¬ планах на нынешний год открыть тренировочную базу дл€ своих игроков в  иеве. Ђ–ассматриваютс€ два варианта, один из которых в “–÷ DreamTownї,  Ц рассказывает —идоренко.

”крепившись на родине, NaТVi активно развиваетс€ географически. ¬ этом году компани€ открыла подразделение в —Ўј.  охановский спешит зан€ть место на рынке, который, по его оценкам, через дес€тилетие вырастет в шесть раз. ¬ 2015‑м он готовитс€ запустить новый инструмент заработка: студию трансл€ций поединков, котора€ также будет снимать собственные шоу и записывать подкасты. ѕродакшен станет дополнением к компании Dream Media Group (DMG), котора€ €вл€етс€ дочерней структурой Natus Vincere Group. ¬ прошлом году DMG выступила организатором турнира Dotа 2 Champions League. Ђќдна команда  Ц неинтересно, а все вместе, в совокупности, может генерировать дес€тки миллионов просмотров и лайков. “ак мы становимс€ интересными дл€ компаний из сектора FMCG с огромными маркетинговыми бюджетами. ѕервые предложени€ уже естьї,  Ц отмечает  охановский.

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
∆урнал Forbes
‘илософи€ менеджмента: вечно догон€€ японию
—оздатель брендов Panasonic, Technics и National  оносуке ћацусита Ц о том, какие компании будут господствовать на рынке нашей страны через 20 лет
—емимильными шагами: куда стрем€тс€ инновации в платежных технологи€х
Ѕудущее наступает быстрее, чем предсказывали фантасты
јдаптаци€ к реальности: почему инновации в бизнесе должны быть комплексными
”мение строить и перестраивать модели ведени€ бизнеса под измен€ющиес€ внешние услови€ становитс€ важнейшим фактором достижени€ успеха
¬се материалы раздела
ћнени€
ќттолкнутьс€ от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Ѕанкиров подталкивают к активным действи€м и смене источников дохода
1652 просмотра
√арвард, немного MTI и Ђгосдеповские печенькиї: где учат лоббистов в —Ўј
¬еро€тное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
3220 просмотров
„то происходит с банкингом VIP-класса
»тоги исследовани€ ЂЅизнес Private Banking в ”краине-2015ї
4713 просмотров
ћ€сна€ экспанси€: сможет ли ”краина торговать с  итаем продукцией животноводства
» какие барьеры сто€т на пути украинских товаров в  Ќ–
3477 просмотров
июль 2016
ѕн¬т—р„тѕт—б¬сѕн¬т—р„тѕт—б¬с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий