Киевский цирюльник: как продать стрижку за 250 евро

Бывший слесарь Владимир Тарасюк стал ведущим игроком рынка парикмахерских услуг, создав бизнес с оборотом в $10 млн
Многие звезды украинского шоу-бизнеса  – постоянные клиенты салонов Владимира Тарасюка
Игорь Тишенко для Forbes Украина

Отдать 250 евро за стрижку  – дорого? Если вас стригут ножницами за 800 евро, укладывают волосы расческой за 100 евро, а делает это лично основатель сети студий причесок Владимир Тарасюк, то, наверное, нет. По крайней мере, клиентов мастера такой ценой не удивишь. Впрочем, сейчас Тарасюк редко сам берет в руки ножницы  – нет времени. За 20 лет он превратил закрытый салон красоты в международную группу компаний VT Holding, которая управляет сетью из восьми студий причесок, академией парикмахерского искусства, выпускает журналы, косметику для волос и оборудование для парикмахерских. «Аналогичных компаний на этом рынке сегодня нет»,  – говорит Тарасюк. В холдинге работают 250 человек. В 2013 году его выручка составила $10 млн.

Тяга Тарасюка к парикмахерскому искусству проявилась еще в 1980‑х, когда он работал слесарем. Экспериментировать он начинал на родственниках и знакомых. Первой «жертвой» стала младшая сестра. «В парикмахерской исправить то, что я тогда сделал, не смогли. Пришлось стричь под ноль. Но мне сказали, что я мастер»,  – с улыбкой вспоминает начало карьеры Тарасюк.

В армии ему доводилось стричь офицеров и их жен. Прически получались все лучше. Вернувшись в родной Киев, Тарасюк решил получить профильное образование. В 1989 году он поступил в столичный техникум бытового обслуживания, чтобы учиться на парикмахера‑модельера. Однако отучившись два курса, Тарасюк бросил техникум и пошел работать в один из парикмахерских салонов известного стилиста Вячеслава Дюденко, с которым познакомился на выставке. «Я многому у него научился, но все‑таки у меня был свой путь»,  – вспоминает 48‑летний Тарасюк. Спустя год, в 1992‑м, он ушел на вольные хлеба.

Салоны Vladimir Tarasyuk и VT Style обслуживают 10 000 клиентов ежемесячно

Единственным активом начинающего предпринимателя была наработанная за это время база клиентов. Чтобы открыть собственный салон, нужно было помещение. В 1994 году Тарасюк одолжил денег у друзей и взял кредит в банке Крещатик. Собранных $27 000 ему хватило на покупку двухкомнатной квартиры в столичном микрорайоне Оболонь. «Когда ему было надо, то он мог найти друзей, инвесторов и партнеров»,  – характеризует своего бывшего сотрудника Дюденко.

Чтобы не привлекать внимание налоговой и рэкетиров, первое время салон Vladimir Tarasyuk hair studio существовал в виде закрытого клуба. Предприниматель взял на работу девятерых парикмахеров. Но в те годы при среднем чеке $5 достойно зарабатывать все равно не удавалось. Клиентов было немного, а выручка, по словам Тарасюка, шла на погашение кредита и выплату зарплат мастерам.

Привлечь больше платежеспособных посетителей могла бы реклама в прессе и на ТВ. Вскоре так и произошло.

В 1996‑м стилист решил поучаствовать в международных парикмахерских конкурсах, проходивших в Риге под эгидой косметической компании Londa. После того как Тарасюк четыре года подряд становился их победителем, пресса сама заговорила о нем. «Мы тогда еще не были знакомы, но я уже слышала о таком мастере из Украины»,  – вспоминает Лаура Урбайте, главный редактор отраслевого литовского журнала Hair Profesionalams.

«Когда газеты стали писать, что в стране есть такой мастер, ко мне пришли клиенты, которые хотели мирового качества и были готовы платить за это»,  – без лишней скромности вспоминает Тарасюк. Продвигать услуги модного стилиста среди звезд и истеблишмента помогала одна из его первых клиенток, певица Ирина Билык, ставшая близкой подругой Тарасюка, а затем и крестной матерью его дочери. «Это сильно помогло. Нашими клиентами стали продюсер Юрий Никитин, певица Алена Винницкая, группа «Океан Эльзы» и другие яркие звезды украинской эстрады»,  – отмечает парикмахер.

Киевский цирюльник

Популярность закрытого салона росла. В кресло к мастеру можно было попасть только по рекомендации. Это подогревало интерес клиентов, жаждущих индивидуального подхода, и постепенно парикмахерская Тарасюка стала популярным местом среди столичного бомонда. «Попасть в салон было сложно. К нему выстраивалась очередь из молодых и креативных людей,  – вспоминает Билык.  – Все мои сьемки на ТВ, фотосессии и концерты обслуживал именно он».

В 2000 году предприниматель лично стриг уже только привилегированных клиентов и брал за работу не менее $100. Открывая второй салон, Тарасюк столкнулся с новой проблемой: не хватало хороших мастеров. Квалификация людей, приходивших на собеседования, была заметно ниже, чем у сотрудников, которых он натаскивал лично. «Дефицит кадров тогда был главной проблемой рынка»,  – соглашается Дюденко. Тарасюк решил и ее. Он открыл многопрофильную академию, где начал обучать не только искусству владения ножницами, но и управлению парикмахерским салоном. Сегодня работают два филиала академии: в Киеве и Одессе. В следующем году откроется третий  – в Хмельницком. Ежегодно из ее стен выходит около 700 выпускников, лучшие из которых получают работу в салонах Тарасюка. Восьмимесячный курс обучения стоит около 3000 евро. «Сейчас это полноценный бизнес в составе нашего холдинга»,  – поясняет бизнесмен.

В 2003 году он основал корпоративный журнал Scissors, который за несколько лет стал полноценным глянцевым изданием. «Когда мы поняли, что реклама съедает много денег, то посчитали, что проще запустить свой журнал»,  – объясняет предприниматель.

В 2004‑м сеть Vladimir Tara­syuk состояла уже из четырех салонов. Предприниматель решил отделить состоятельных клиентов от клиентов среднего уровня. Первых обслуживали в салоне премиум‑­класса, где стрижка стоила 1500–3000 гривен. В остальных она обходилась на порядок меньше. По подсчетам Дюденко, в хороший год популярный салон мог приносить от $5000 до $10 000 выручки в месяц.

Но зарабатывать на одних только стрижках становилось сложнее. Если в сегменте дорогих авторских салонов альтернативу Тарасюку мог составить лишь Дюденко, то в среднем ценовом сегменте в Киеве количество заведений стремительно росло. К 2005 году в столице работало около 1500 таких парикмахерских  – втрое больше, чем в начале нулевых. Тарасюк увидел в этом не проблему, а возможность. Он решил заняться поставками косметики и оборудования конкурентам. «Вова всегда торговал, у него это хорошо получалось»,  – замечает Дюденко.

Партнером Тарасюка в этом бизнесе стал один из его постоянных клиентов Евгений Мирвода, который в то время был топ‑менеджером компании‑дистрибьютора косметики. В течение трех лет они побывали на многих крупных международных косметических выставках, где подписали контракты о поставках в Украину парикмахерских инструментов от известной японской компании Kasho и мужской косметики для волос от American Crew. Продавать все это стал Торговый дом VT Trade, которым они с Мирводой владеют в равных долях.

В 2008 году до Украины докатился кризис. Импортная косметика подорожала на 15%. Продажи падали с каждым днем. Однако партнеры сумели использовать себе во благо и это обстоятельство. Они решили вывести на рынок косметики собственную торговую марку. «Мы хотели выпускать такой же качественный продукт на тех же заводах, что и именитые бренды, но сделать его более доступным»,  – рассказывает Тарасюк. Европейские производители, которых до кризиса не интересовали заказы менее чем на $3 млн, снизили планку до $500 000. Узнав об этом, Тарасюк и Мирвода тут же вылетели в Италию. Заказ на выпуск первой партии косметики под брендом T‑LAB Professional разместили на заводе Sipres итальянского холдинга Pavanello. «Чтобы собрать необходимые деньги, мне пришлось в срочном порядке продать загородный дом»,  – вспоминает Мирвода.

Риск оправдался. Косметика нового бренда T‑LAB Professional оказалась на 30% дешевле аналогов раскрученных торговых марок, которые выпускались на тех же заводах. В 2010‑м на шампуни, краски, гели и кондиционеры для волос собственного производства перешла вся сеть Тарасюка. «Наши салоны ежемесячно закупали косметики на 30 000 гривен. После перехода на свою продукцию эта сумма уменьшилась вдвое»,  – констатирует Тарасюк. «Вскоре косметику мы стали поставлять и в другие салоны»,  – рассказывает Мирвода. В 2011‑м выручка холдинга составила $2,8 млн.

Два года назад холдинг Тарасюка стал выпускать мебель для парикмахерских. Производство разместили в Китае, где по заказам со всего мира изготавливают большую часть специальной мебели для медицинских учреждений и салонов красоты. В Японии и Южной Корее Тарасюк нашел для своей компании производителей фенов, плоек и утюжков для волос. В 2012 году первая партия инструментов и мебели под брендом VT Professional попала на украинский рынок. Выручка компании выросла до $4 млн. «Остается лишь наладить выпуск туалетной бумаги, и тогда будет полный комплект»,  – шутит Тарасюк.

Урбайте из Hair Profesionalams считает, что такая эволюция компании Тарасюка вполне логична для отрасли. К примеру, компании Vidal Sassoon Toni & Guy, основанные парикмахерами, выросли из сети салонов в масштабное производство оборудования и косметики. «Сначала мастер зарабатывает репутацию, а потом начинает выпускать косметику и инструменты,  – говорит Урбайте.  – К таким товарам на рынке доверия больше».

Сегодня бизнесмен управляет двумя салонами премиум‑класса Vladimir Tarasyuk и сетью из шести студий причесок VT Style, где ежемесячно обслуживается около 10 000 посетителей. Свою промышленную продукцию  – косметику, мебель и инструменты для парикмахеров  – Тарасюк продает через три интернет‑магазина. Ею пользуются более 5000 салонов по вcей Украине. Больше всего выручки приносят прямые продажи его косметики в 10 странах Европы.

В 2015-м филиалы академии Тарасюка должны появиться в Литве и Испании

Зарабатывать в дальнейшем предприниматель намерен не только на косметике и услугах, но и на праве работать под его брендом. Уже продано четыре франшизы. Единственное условие  – вступительный взнос около 6000 евро без ежемесячного роялти. При этом салоны его франчайзи комплектуются косметикой, инструментами и мебелью от VT Holding, а их сотрудники учатся в академии холдинга. Обустройство салона под ключ может стоить 50 000–100 000 евро в зависимости от класса оборудования и косметики.

В следующем году Тарасюк хочет открыть филиалы своей парикмахерской академии в Литве и Испании. Урбайте говорит, что на семинар Тарасюка, который пройдет в Литве в конце этого года, уже нет свободных мест. Но сам бизнесмен главным событием называет запуск еще одного косметического бренда в партнерстве с бывшим креативным директором Vidal Sassoon Ричардом Эшфорcом. С британцем Тарасюк познакомился еще на заре своего бизнеса. Эшфорc, как основатель лондонской академии Saco, несколько раз проводил мастер‑классы для преподавателей парикмахерской академии Тарасюка. Ставка на британского партнера может сыграть. «Украинцы скорее купят иностранный бренд, чем отечественный. Это психология нашего покупателя»,  – убежден он.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
22203 просмотра
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
23858 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
38979 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
8394 просмотра
декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий