Железнодорожная война

«Укрзалізниця» пытается заставить бизнес Ахметова делиться выручкой

В середине декабря в Минин­фраструктуры на совещание пригласили не только руководство Госадминистрации железнодорожного транспорта, но и представителей бизнеса  – пользователей железнодорожных услуг. И «порадовали»: грузоперевозки могут остановиться буквально завтра. Железной дороге не хватает денег на топливо и электроэнергию. Только горючего она закупает на 12 млн гривен в сутки. Для покрытия дефицита ежедневно необходимо около 25 млн гривен. «Нас просили по возможности прокредитовать железную дорогу. Пока мы только отходим от шока, не думали, что ситуация настолько аховая»,  – делится впечатлением один из участников заседания.

Железнодорожная война
Фото УНИАН

Главным источником валютной выручки «Укрзалізницi» всегда являлся транзит. Не так давно на его долю в доходах приходилось 30–40%, но за 11 месяцев 2014‑го транзит уменьшился на 12,9% при сокращении грузоперевозок в целом на 11% (в финплан, утвержденный еще в июле, железная дорога заложила спад всего на 2%). Транзитом за январь–ноябрь 2014-го перевезено 26,65 млн т, или 7,4% всего грузопотока. «Россия практически прекратила перевозки через нашу территорию»,  – констатирует сотрудник железнодорожного ведомства.

Промышленникам посоветовали готовиться к повышению тарифов. В ноябре «Укрзалізниця» сообщила, что готовит их индексацию на 30% с 1 февраля 2015-го. Сегодня речь идет уже о возможных 50%. Обычно расценки росли на 10–15% в год, и даже эти цифры всегда вызывали жаркие дискуссии с монополистом.

При этом в промышленности спад продолжается более двух лет. Только с начала 2014-го он составил около 10%. Значит, уменьшается и объем перево­зок. Внутренний грузооборот железных дорог за 11 месяцев нынешнего года упал на 19,2%, до 170 млн т. «Рынок просто не сможет проглотить такой рост»,  – уверен глава Ассоциации международных экспедиторов Юрий Приходько. В «Укрзалізницi» это понимают. «Возможно, будем вводить какой‑то дифференцированный тариф. Ведь есть предприятия‑экспортеры, которые получают валютную выручку»,  – делится один из топ‑менеджеров администрации.

Отчасти сложное положение железной дороги обусловлено событиями на Донбассе. В 2013 году на Донецкую железную дорогу (ДЖД) приходилось 47% всей погрузки «Укрзалізницi». По итогам 2014 года ожидается падение перевозок на 35%, сообщили в пресс‑службе филиала. За январь–октябрь его убытки составили 460 млн гривен.

Основные грузы ДЖД были связаны с металлургией  – это 46% общего объема перевозимого кокса, 37% черных металлов, 18% лома черных металлов, рассказал глава Федерации металлургов Сергей Беленький.

Не всем транспортникам так плохо на Донбассе. Компания «Лемтранс» (входит в Группу СКМ Рината Ахметова) за январь–сентябрь 2014-го перевезла 43,5 млн т грузов, на 34,4% больше, чем годом ранее. «Это связано, во‑первых, с существенным увеличением погрузки в первом полугодии 2014-го (на 63,5%), во‑вторых, с закупкой подвижного состава»,  – объяснили в компании. С начала 2014-го она закупила 1268 грузовых вагонов и получила за первое полугодие прибыли больше, чем за весь 2013 год,  – 159 млн гривен при доходах в 2,6 млрд (в 2013‑м  – 102 млн прибыли и 3,9 млрд дохода). Ситуация во второй половине года ухудшилась.

Куда катимся

Железнодорожная война


Чувствует ли себя «Лемтранс» на Донбассе лучше, чем сама Донецкая железная дорога? «Чувствует, сепаратисты вагоны Ахметова не заберут, а любые другие экспроприируют»,  – уверен один из участников транспортного рынка.

«Основные сложности для компании сегодня  – это разрушенная или заблокированная инфраструктура»,  – отмечают в «Лемтрансе».

Недавно «Укрзалізниця» заявила, что может прекратить обслуживание грузовых поездов в зоне, неподконтрольной Украине. Это очень не понравилось промышленникам. «Если ДЖД прекратит работу, остановятся полностью либо существенно снизят производство Енакиевский, Алчевский меткомбинаты, Харцызский трубный завод, «Азовсталь», ММК имени Ильича»,  – заявил Беленький. Почти все указанные предприятия входят в группу «Метинвест» Ахметова и Новинского. Исключение  – Алчевский комбинат, принадлежащий ИСД Сергея Таруты.

Несмотря на наличие большого количества собственных вагонов (только в парке «Лемтранса» их 17 000), крупный бизнес не сможет возить грузы самостоятельно. «Укрзалізниця» обеспечивает подачу локомотивов, обслуживание колейной инфраструктуры, энергоснабжение, диспетчеризацию.

Не исключено, что заявление об остановке ДЖД  – лишь способ давления на бизнес, функционирующий на Донбассе. Он ведь до сих пор остается основным поставщиком валютной выручки в страну.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экс-президент Rothschild Conseil International: «США и Китай – крупнейшие торговые нации – должны стать целями Украины»
Жан-Пьер Сальтьель – о причинах, по которым верит в инвестиционный расцвет Украины
Текстильный магнат из Италии: «Шопинг — своеобразное зеркало общества»
Фабрика Larusmiani, которой руководит Гульельмо Миани-младший, производит более 2 млн м ткани ежегодно. В интервью Forbes бизнесмен рассказал о том, какие проблемы ждут индустрию роскоши в будущем
Глобальный связной: как французский стартап собирается изменить мир
Sigfox разработал дешевую технологию, которая обещает сделать концепцию «интернет вещей» реальностью. Пока не опомнились конкуренты, компания уже начала строить глобальную беспроводную сеть
Все материалы раздела
Мнения
Нуждаются ли аграрии в государственной поддержке
Помогают или вредят отечественному сельхозпроизводству государственное субсидирование и налоговые льготы
2271 просмотр
Точка разворота: как воспитать здоровую конкуренцию на строительном рынке
И преодолеть демпинговою политику застройщиков-«однодневок»
2412 просмотров
В погоне за реформами: что предлагает Кабмин в качестве налоговых новаций
И какие подвохи скрыты в этих инициативах
4012 просмотров
Внутренняя несвобода: почему либерализации газового рынка в Украине пока так и не произошло
Даже с новым законом газовый рынок претерпел не так уж много изменений
1653 просмотра
сентябрь 2016
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Ирина Петрова
Ирина Петрова — 10.01.2015, 13:33

Ой, да скажите спасибо что хоть эти заводы работают, люди получают зарплаты, есть на что жить.