Железнодорожная война

«Укрзалізниця» пытается заставить бизнес Ахметова делиться выручкой

В середине декабря в Минин­фраструктуры на совещание пригласили не только руководство Госадминистрации железнодорожного транспорта, но и представителей бизнеса  – пользователей железнодорожных услуг. И «порадовали»: грузоперевозки могут остановиться буквально завтра. Железной дороге не хватает денег на топливо и электроэнергию. Только горючего она закупает на 12 млн гривен в сутки. Для покрытия дефицита ежедневно необходимо около 25 млн гривен. «Нас просили по возможности прокредитовать железную дорогу. Пока мы только отходим от шока, не думали, что ситуация настолько аховая»,  – делится впечатлением один из участников заседания.

Железнодорожная война
Фото УНИАН

Главным источником валютной выручки «Укрзалізницi» всегда являлся транзит. Не так давно на его долю в доходах приходилось 30–40%, но за 11 месяцев 2014‑го транзит уменьшился на 12,9% при сокращении грузоперевозок в целом на 11% (в финплан, утвержденный еще в июле, железная дорога заложила спад всего на 2%). Транзитом за январь–ноябрь 2014-го перевезено 26,65 млн т, или 7,4% всего грузопотока. «Россия практически прекратила перевозки через нашу территорию»,  – констатирует сотрудник железнодорожного ведомства.

Промышленникам посоветовали готовиться к повышению тарифов. В ноябре «Укрзалізниця» сообщила, что готовит их индексацию на 30% с 1 февраля 2015-го. Сегодня речь идет уже о возможных 50%. Обычно расценки росли на 10–15% в год, и даже эти цифры всегда вызывали жаркие дискуссии с монополистом.

При этом в промышленности спад продолжается более двух лет. Только с начала 2014-го он составил около 10%. Значит, уменьшается и объем перево­зок. Внутренний грузооборот железных дорог за 11 месяцев нынешнего года упал на 19,2%, до 170 млн т. «Рынок просто не сможет проглотить такой рост»,  – уверен глава Ассоциации международных экспедиторов Юрий Приходько. В «Укрзалізницi» это понимают. «Возможно, будем вводить какой‑то дифференцированный тариф. Ведь есть предприятия‑экспортеры, которые получают валютную выручку»,  – делится один из топ‑менеджеров администрации.

Отчасти сложное положение железной дороги обусловлено событиями на Донбассе. В 2013 году на Донецкую железную дорогу (ДЖД) приходилось 47% всей погрузки «Укрзалізницi». По итогам 2014 года ожидается падение перевозок на 35%, сообщили в пресс‑службе филиала. За январь–октябрь его убытки составили 460 млн гривен.

Основные грузы ДЖД были связаны с металлургией  – это 46% общего объема перевозимого кокса, 37% черных металлов, 18% лома черных металлов, рассказал глава Федерации металлургов Сергей Беленький.

Не всем транспортникам так плохо на Донбассе. Компания «Лемтранс» (входит в Группу СКМ Рината Ахметова) за январь–сентябрь 2014-го перевезла 43,5 млн т грузов, на 34,4% больше, чем годом ранее. «Это связано, во‑первых, с существенным увеличением погрузки в первом полугодии 2014-го (на 63,5%), во‑вторых, с закупкой подвижного состава»,  – объяснили в компании. С начала 2014-го она закупила 1268 грузовых вагонов и получила за первое полугодие прибыли больше, чем за весь 2013 год,  – 159 млн гривен при доходах в 2,6 млрд (в 2013‑м  – 102 млн прибыли и 3,9 млрд дохода). Ситуация во второй половине года ухудшилась.

Куда катимся

Железнодорожная война


Чувствует ли себя «Лемтранс» на Донбассе лучше, чем сама Донецкая железная дорога? «Чувствует, сепаратисты вагоны Ахметова не заберут, а любые другие экспроприируют»,  – уверен один из участников транспортного рынка.

«Основные сложности для компании сегодня  – это разрушенная или заблокированная инфраструктура»,  – отмечают в «Лемтрансе».

Недавно «Укрзалізниця» заявила, что может прекратить обслуживание грузовых поездов в зоне, неподконтрольной Украине. Это очень не понравилось промышленникам. «Если ДЖД прекратит работу, остановятся полностью либо существенно снизят производство Енакиевский, Алчевский меткомбинаты, Харцызский трубный завод, «Азовсталь», ММК имени Ильича»,  – заявил Беленький. Почти все указанные предприятия входят в группу «Метинвест» Ахметова и Новинского. Исключение  – Алчевский комбинат, принадлежащий ИСД Сергея Таруты.

Несмотря на наличие большого количества собственных вагонов (только в парке «Лемтранса» их 17 000), крупный бизнес не сможет возить грузы самостоятельно. «Укрзалізниця» обеспечивает подачу локомотивов, обслуживание колейной инфраструктуры, энергоснабжение, диспетчеризацию.

Не исключено, что заявление об остановке ДЖД  – лишь способ давления на бизнес, функционирующий на Донбассе. Он ведь до сих пор остается основным поставщиком валютной выручки в страну.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Философия менеджмента: вечно догоняя Японию
Создатель брендов Panasonic, Technics и National Коносуке Мацусита – о том, какие компании будут господствовать на рынке нашей страны через 20 лет
Семимильными шагами: куда стремятся инновации в платежных технологиях
Будущее наступает быстрее, чем предсказывали фантасты
Адаптация к реальности: почему инновации в бизнесе должны быть комплексными
Умение строить и перестраивать модели ведения бизнеса под изменяющиеся внешние условия становится важнейшим фактором достижения успеха
Все материалы раздела
Мнения
Как уживаются глобальная деофшоризация и IT-компании
Виден ли конец налоговой оптимизации или пришло время для поиска новых решений?
5546 просмотров
Вещь в себе: почему Конституция Украины превращается в бутафорию
И как Украина перестала быть социальным государством
4720 просмотров
Гениальный бизнес от слова «ген»: эксклюзивность vs массовость
Чем отличаются продукты, созданные на гене, от продуктов, созданных на меме
4454 просмотра
Существует ли рецепт управленческого счастья
Откровенно – о ключевых аспектах командной работы, направленной на результат
2836 просмотров
июль 2016
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Ирина Петрова
Ирина Петрова — 10.01.2015, 13:33

Ой, да скажите спасибо что хоть эти заводы работают, люди получают зарплаты, есть на что жить.