Легки на подъем

25 лет назад два авиаконструктора Киевского механического завода им. О. К. Антонова создали свою компанию. Теперь их самолеты покупают в 40 странах мира
Самолеты, созданные Юрием Яковлевым (справа) и Олегом Литовченко, разлетаются по всему миру
Владимир Герасимов для Forbes Украина

Чем лучше выполнил летное задание в воздухе, тем больше у тебя покупателей на земле, уверен совладелец и главный конструктор киевской компании «Аэропракт» Юрий Яковлев. Он  – пилот с 20-летним стажем, а его компания  – крупнейший украинский производитель сверхлегких самолетов. Чтобы наглядно продемонстрировать качество своей продукции, Яковлеву и его партнеру Олегу Литовченко нередко самим приходится садиться за штурвал. Их самолеты не рассчитаны на выполнение фигур высшего пилотажа, но с такими элементами, как посадка со скольжением или выход из штопора, справляются лучше многих зарубежных аналогов. Экипажи самолетов «Аэропракта» неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Европы по пилотированию сверхлегких летательных аппаратов. Сегодня авиаторы в 40 странах используют продукцию компании для аэрофотосъемки, применяют в туризме, сельском хозяйстве и других отраслях. Среди клиентов «Аэропракта»  – летные школы, бизнесмены и даже арабские шейхи. В прошлом году фирма, в которой работают 60 человек, построила 54 самолета стоимостью около 50 000 евро каждый.

Все началось в 1979 году, когда Яковлев учился в Куйбышевском авиационном институте. Свободное время юноша проводил в местном авиаклубе, где и собрал свой первый самолет. Прототипом для него послужила популярная в то время американская легкая машина Quickie. После того как Яковлев показал своего первенца на слете конструкторов‑любителей, проходившем в 1985 году в Киеве, молодого инженера пригласили на работу на Киевский механический завод им. О. К. Антонова (ныне  – часть Серийного завода «Антонов»). Занимаясь проектированием больших воздушных судов, он продолжал экспериментировать с малыми в организованном им клубе «Аэропракт». Работодатель обеспечил нового сотрудника помещением и нужными для такого хобби материалами.

Со временем у Яковлева появились единомышленники. Вместе с Литовченко в стенах конструкторского бюро он спроектировал двухместный учебный самолет «Аэропракт Т‑8». Модель показали широкой публике в 1989 году на Всесоюзном слете  – конкурсе сверхлегкой авиации (СЛА) в Риге, где она вызвала интерес у зрителей и летчиков‑испытателей. Еще через год началась работа над новым двухместным самолетом А‑20 «Червонец». Для этого проекта конструкторы нашли спонсора  – советско‑финское предприятие «Лада‑Мононор», которое торговало машинами Волжского автомобильного завода. Тольяттинцы согласились инвестировать в серийное производство А‑20. Выделенных ими денег хватило на новое оборудование, аренду цеха и расходные материалы для первых моделей. «В долларовом эквиваленте это было около 30 000. Для нас огромная сумма. Средняя зарплата тогда составляла около $20»,  – вспоминает 53‑летний Яковлев. Киевский клуб авиа­любителей превратился в филиал тольяттинского предприятия, который занялся созданием сверхлегких самолетов.

Опытный образец А‑20 был готов летом 1991‑го. На конкурсе СЛА в Чернигове он показал хорошие летные качества. Но августовский путч и последовавший распад СССР спутал планы конструкторов. Их спонсор, оказавшийся за границей, от дальнейшего участия в проекте отказался. Тогда Яковлев и Литовченко решили развивать его своими силами. Они уволились с авиазавода, сняли небольшой офис в его общежитии, зарегистрировали на базе бывшего филиала компанию «Аэропракт» и принялись ремонтировать малые самолеты и планеры. Клиентами были кооперативы и предприятия, использовавшие малую авиацию. «Занимались ремонтом, изготовлением отдельных деталей, проектированием самолетов»,  – вспоминает Яковлев. Параллельно конструкторы продолжали дорабатывать А‑20. Сначала заменили сердце машины. Вместо двигателя от снегохода «Буран» в 30 л. с. поставили австрийский Rotax‑582, который был вдвое мощнее. Самолет не просто стал увереннее чувствовать себя в воздухе с двумя пассажирами, но даже смог буксировать одноместный планер. Также улучшили аэродинамику и внешний вид А‑20. Оставалось одно  – найти покупателей.

Денег на рекламу у киевлян не было. Заявить о себе рынку можно было двумя способами: участвуя в авиавыставках или в соревнованиях по летному мастерству. Выбрали второй путь. «Расчет простой: взнос за участие в соревновании составлял около $300, а место на авиационной выставке стоило несколько тысяч»,  – объясняет 51‑летний Литовченко, который курирует в «Аэропракте» финансовые вопросы. В 1993 году экипаж под руководством Яковлева выиграл первое место на авиашоу в Санкт‑Петербурге, а затем вошел в десятку сильнейших экипажей по итогам чемпионата Европы в Чехии. «Воздушный» маркетинг сработал. В этом же году «Аэропракт» за $12 000 продал свой первый самолет в Венгрию, а также получил заказ на ремонт и изготовление деталей для планеров на $2000 из Румынии. Еще через год А‑20 купила чешская летная школа. А когда в 1995‑м пилотируемый Яковлевым самолет занял второе место на чемпионате Европы в Великобритании, «Аэропрактом» заинтересовались заказчики из Германии, Испании и ОАЭ. «Это был хороший маркетинговый ход. За такими соревнованиями следят, и призовые места на летательных аппаратах той или иной компании  – хорошая для нее реклама»,  – отмечает Сергей Сергеев, заместитель директора украинской компании «Аэрос», которая производит сверхлегкие самолеты и дельтапланы.

Судьбоносной для украинцев стала поездка в ОАЭ, в небольшой эмират Умм‑эль‑Кайвайн, где они через посредников пытались продать одну из своих машин. Но сделка так и не состоялась. Заказчик вдруг решил в разы снизить заранее оговоренную цену. Яковлев и Литовченко не согласились и собрались лететь обратно в Киев. Но на выходе с аэродрома их остановил один из его сотрудников, сказав, что А‑20 заинтересовал одного влиятельного человека. Им оказался близкий родственник эмира Умм‑эль‑Кайвайна  – шейх Хуссейн аль‑Моалла. Он обратил внимание на самолет во время его показательного полета. Пообщавшись с украинцами, аль‑Моалла решил лично оценить возможности модели. После ознакомительного полета с Литовченко шейх заказал для собственного аэроклуба сразу две машины. «Когда я познакомился с «Аэропрактом», сравнил их продукт с тем, который уже был на рынке. После этого пришла уверенность, что их самолет стоит попробовать»,  – рассказывает аль‑Моалла, отмечая, что в его авиапарке были американские машины Quicksilver, канадские
Beaver и немецкие С‑22. Украинские аппараты оказались надежнее и выносливее аналогов. Высокое расположение моторного отсека делало двигатель недоступным для песков арабской пустыни, а толстый профиль крыла обеспечивал надежность во время полета при самых резких порывах ветра. При этом стоили они на 30% дешевле конкурентов, около $13 000.

Но у А‑20 были и недостатки. Так, один из клиентов обратил внимание, что опорное заднее шасси усложняло руление по взлетной полосе, а последовательное расположение мест пилотов уменьшало угол обзора, что было важно для туроператоров. Были нарекания и на сильный шум винта, расположенного позади кабины. Яковлев прислушался к критике. За два месяца ночных бдений над кульманом он создал новую модель  – А‑22. В нем кресла пилотов располагались бок о бок, опорное колесо было перенесено вперед и сделано управляемым для упрощения рулежки, винт стал не толкающим, а тянущим и находился в передней части самолета. Опытный образец был готов осенью 1996‑го. Несмотря на то что цена модели оказалась едва ли не вдвое выше предыдущей  – около $27 000, киевляне в том же году получили первые заказы на А‑22.

Многие считают А-22 идеальным самолетом для летных школ и проката

Шейх аль‑Моалла, который активно интересовался разработками «Аэропракта», в 1999 году решил стать партнером украинцев. Он выкупил у них 60% бизнеса, инвестировал в новое оборудование и производственное помещение площадью 2000 кв. м. Сумму сделки стороны не разглашают. Но, по словам Яковлева, для создания такого производства требуется около $7 млн. «На любимое хобби можно потратить много денег»,  – не скромничает аль‑Моалла.

Появление сильного партнера вдохнуло в «Аэропракт» новую жизнь. В 2000 году компания продала 15 новых машин, в 2001‑м  – 24, а к 2004-му вышла на показатель в 130 самолетов. Украинские «ультралайты» разлетелись по всему миру. Пожарные на А‑22 патрулировали леса Австралии, картографы проводили аэрофотосъемку в Испании, спасатели следили за береговой зоной в Сингапуре, туроператоры катали туристов в Новой Зеландии. Участие шейха из ОАЭ в капитале компании открыло ей двери на ранее закрытые рынки Ближнего и Среднего Востока  – Саудовской Аравии и Ирана. «Конструкция самолета хорошо подходит для неухоженных аэродромов, каких много везде. Поэтому многие считают его идеальным самолетом для летных школ и проката»,  – говорит Александр Опочиньски, директор компании Aeroprakt Polska Sp., официального дилера украинских авиастроителей в Польше, Германии и странах Балтии.

Высокий полет

Легки на подъем
Легки на подъем

В разгар прошлого кризиса украинцам удалось удивить рынок еще одной новинкой  – самолетом А‑22LS, скорость которого на 50 км/ч выше, чем у предшественника. А‑22LS поднимает на 200 кг больше груза и быстрее набирает высоту. «У этого самолета, вероятно, лучшая грузоподъемность в своем классе. Он может нести почти столько, сколько весит сам. Для очень легких самолетов это большой плюс»,  – делится впечатлениями Питер Харлоу, директор компании Foxbat Australia Pty Ltd, которая торгует сверхлегкими самолетами в Австралии. Цена новой модели  – 50 000 евро.

Сегодня «Аэропракт» выпускает 60–80 различных модификаций А‑22 в год. А что конкуренты? В середине 1990‑х производством сверхлегких самолетов в Украине занимались около 30 компаний. Теперь  – не более пяти. Основная причина ухода участников рынка в том, что они ориентировались на страны бывшего СССР, в то время как «Аэропракт» все свои самолеты продавал более состоятельным покупателям из дальнего зарубежья. Среди немногих выживших конкурентов  – харьковская компания «Лилиенталь», но она производит вдвое меньше «Аэропракта». «Мы тоже продаем за рубеж, в 24 страны мира. Но более половины машин реализуем в СНГ,  – рассказывает директор «Лилиенталя» Анатолий Бородин.  – У нас самолеты в основном ориентированы на сельскохозяйственные работы. У «Аэропракта» летательные аппараты более универсальны: легкие, красивые, комфортные, они нравятся европейцам и американцам».

Восходящие потоки

Легки на подъем

В ближайших планах «Аэро­практа»  – открыть производственный участок на аэродроме «Чайка» под Киевом. Там будет собираться еще один вариант модернизированного А‑22  – модель самолета А‑32. Одно из его ноу‑хау  – возможность перенаправления теплого воздуха, нагревающегося при обтекании радиаторов двигателя, от моторного отсека в кабину. За счет этого удалось избежать установки дополнительных обогревателей для пилотов, что снизило общий вес самолета. Кроме того, у новой машины ниже скорость сваливания: проще говоря, она может лететь медленнее и все же сохранять устойчивость. Еще до начала серийного производства два самолета уже заказала Австралия и один  – ОАЭ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
22177 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
23846 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
38963 просмотра
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
8383 просмотра
декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Anton Pritamanyi
Anton Pritamanyi — 10.03.2015, 15:59

Хорошая статья. Но вам не удалось цитатами раскрыть героев. Попробуйте цитата-связываемое предложение-цитата.